ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2752/20 от 07.07.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2752/2020

УИД 75RS0001-02-2020-002059-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 года

Центральный районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Голубевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Криклевской Л.Ю. к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по восстановлению земельного участка, взыскании материального вреда,

у с т а н о в и л:

Криклевская Л.Ю. обратилась в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующее. Истцу на праве собственности принадлежат объединенные фактически смежные земельные участки: расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером , площадью 654 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 469 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование-для ведения коллективного садоводства и огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Фактически владение участком осуществляется с 2003 года.

В 2018 году земельный участок, а также расположенные на нем постройки, насаждения, коммуникации (скважина) пострадали от наводнения. Сначала в первый этап наводнения 6-9 июля был затоплен земельный участок, вода поднялась от уровня земли примерно на 60-70 см., в некоторых местах более 1 метра. После того, как вода сошла было видно, что дорога по которой осуществлялся подъезд к участку истца -<адрес> почти смыта, ширина дороги прилегающей к земельному участку истца сократилась на 2-3 метра. Во второй виток наводнения 14-16 июля произошло резкое изменение направления движения реки, в результате чего берег, включая дорогу и часть земельного участка истицы, был смыт примерно на 8-10 метров. 15 июля 2018 года только после уведомления, администрацией Губернатора Забайкальского края было проведено выездное мероприятие с участием министра природных ресурсов Забайкальского края, министра территориального развития Забайкальского края, прокурора Забайкальского края, представителей ГО и ЧС, руководителя администрации городского округа «Город Чита», руководителя Центрального административного района городского округа «Город Чита» в 14-00 часов. По результатам осмотра было принято решено произвести отсыпку дамбы в виде «Шпоры», чтобы изменить направление реки и увести основное направление течения от дома истицы с целью его сохранения. Между тем, только к 19-00 часов того же дня приехала первая машина со скальником. Отсыпка продолжалась до 23 часов. После чего работы были приостановлены и возобновлены только на следующий день в 10-30 часов. Дом, расположенный на земельном участке истца, упал в реку. После этого городские власти прекратили отсыпку дамбы. 23 - 25 июля произошел еще один этап наводнения, в результате которого вода поднялась выше «шпоры» и продолжилось осыпание берега и его смыв в реку, дом унесло течением. В настоящее время осталась угроза дальнейшего осыпания берега.

Уточнив исковые требования, истица просит суд:

- признать незаконными бездействия ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края в период с 2007 года и по настоящее время, выразившееся в уклонение по осуществлению мер направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении берега реки Чита, напротив земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>;

-обязать ответчика в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу восстановить земельные участки, принадлежащие истцу до размеров, установленных в кадастровом плане;

-обязать в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить восстановления проезда до земельных участков истицы;

-взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 1 015 994,16 руб..

В судебном заседании истец Криклевская Л.Ю. и ее представитель по устному заявлению Крючкова Н.И. исковые требования с учетом уточнений поддержала.

Ответчик Министерство природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица-Администрации городского округа «Город Чита» Солянников А.В. пояснил о наличии оснований для удовлетворения иска, ранее представил письменные пояснения.

Третьи лица СНТ «Светофор ЗабЖД», Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Федеральным агентством водных ресурсов представлены письменные пояснения, оставляют решение по заявлению истицы на усмотрение суда.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Криклевская Л.Ю. является собственником и использует земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) площадь названного земельного участка 654,0 кв. м, разрешенное использование - для ведения коллективного садоводства и огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Право собственности Криклевской Л.Ю. зарегистрировано в ЕГРН на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Криклевская Л.Ю. также является правообладателем и использует смежный земельный участок с кадастровым номером площадью 469,0 кв. м, назначением - для ведения коллективного садоводства и огородничества, по адресу: <адрес>. Право собственности Криклевской Л.Ю. зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке №59 от 19.11.2018 г. за подписью председателя Правления СНТ «Светофор ЗАБЖД» следует, что членом СНТ «Светофор ЗАБЖД» Криклевская Л.Ю. является с 2003 г., что подтверждается личным заявлением и оплатой всех видов взносов, а также, что Криклевская Л.Ю. и Бянкина А.И. постоянно проживали в СНТ «Светофор ЗАБЖД» по адресу: <адрес>, в период с 2015 г. по 01.10.2018 г..

Таким образом, подтверждается фактическое владение Криклевской Л.Ю. вышерасположенными земельными участками, находящимися в настоящее время в её собственности.

В период ливневых дождей, прошедших в г. Чите летом 2018 года, указанные земельные участки подверглись затоплению, что повлекло причинение материального ущерба истице. Данное обстоятельство материалами дела подтверждается и не оспорено ответчиком.

Истица просит признать незаконным бездействие ответчика в период с 2007 г. по настоящее время (то есть на день вынесения решения суда), выразившееся в уклонении по осуществлению мер направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении берега реки Чита, напротив земельных участков истицы.

Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующим.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее –ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи.

В силу положений ст. ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.

Согласно ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –ЗК РФ) к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации к водным объектам не относится полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса), водоохранные зоны и прибрежные (защитные) полосы.

Следовательно, бремя содержания принадлежащего Российской Федерации имущества (водных объектов) распространяется только в пределах береговых линий.

Негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты (п.16 ст.1 ВК РФ).

В силу с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 названного кодекса.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений согласно п. п. 1, 17 ст. 24 ВК РФ относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация в силу п.3 ч.1 ст.26 ВК РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей, что закреплено п. 4 ч. 2 ст. 39 ВК РФ.

Федеральным агентством водных ресурсов представлены письменные пояснения по иску, из которых следует, что река Чита подпадает под критерии, установленные п.3 ч.1 ст.26 ВК РФ. Полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, находятся у органа государственной власти Забайкальского края. Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Постановлением правительства РФ от 07.02.2019 г. № 92 утверждена методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ. В соответствии с пп. «б» п.2 Правил расходования и учета средств (Постановлением правительства РФ от 27.10.2006 г. № 629) и учета средств субвенций предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной посписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно п.3 Правил расходование и учета средств органы исполнительной власти не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден примерный перечень осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе мероприятий по противопаводковой защите.

Таким образом, инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период и мероприятий, направленных на достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство), утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области: водных отношений.

На основании п.12.12.1.3. Положения Министерство осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края.

При таком положении установлено, что полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, находятся у органа государственной власти Забайкальского края-Министерства природных ресурсов Забайкальского края.

Полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъектов РФ обращаться за указанным согласованием Росводресурсы не обладают в силу Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Работы, указанные истицей в исковом заявлении федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены. Уполномоченный орган государственной власти Забайкальского края не обращался в Росводресурсы с предложением внести в федеральную целевую программу соответствующие изменения. Данная информация следует из предоставленной информации Росводресурсы и не опровергнута ответчиком.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе которых осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы).

Согласно п.2 Примерного перечня осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Материалы дела содержат переписку председателя правления СНТ «Светофор ЗабЖД» с представителями исполнительной власти субъекта относительно принятия мер в целях берегоукрепления левого береге р.Читинка в районе <адрес> ввиду негативных последствий вызванных наводнением.

В 2007 году председатель правления СНТ «Светофор ЗабЖД» обращался в Комитет промышленности и природных ресурсов Читинской области. Из ответа Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области от 12.09.2007 года следует, что 27 августа 2007 года представителями отдела водных ресурсов Комитета ППР было проведено обследование русла р.Чита в районе <адрес> По итогам проведенного обследования, Комитетом ППР принято решение о необходимости проведения работ по расчистке русла от донных отложений, спрямление и углубление русла, а также крепление берега на участке подмыва автодороги. Выполнение данных мероприятий планируется на начало 2008 года.

27 сентября 2017 года председатель СНТ «Светофор ЗабЖД» Якунин Н.И. обращался в Комитет городского хозяйства с заявлением о принятии мер по вопросу берегоукрепления левого берега р.Читинка, так как наводнением размыло берег и дорогу к трем кооперативам.

Письмом № 3018 от 13 декабря 2017 года администрацией Центрального административного района городского округа «Город Чита» заявителю Якунину Н.И. сообщено о том, что в соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края. Администрацией района на имя руководителя Министерства природных ресурсов Забайкальского края направлено письмо о принятии мер по укреплению берега реки Чита.

Анализ представленных писем свидетельствует о бездействии ответчика и непринятии мер направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении берега реки Чита в течение длительного срока заявленного истицей.

Доказательств принятия каких-либо конкретных мер в целях осуществления переданных полномочий в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и полностью расположенного на территории Забайкальского края, в том числе принятии мер по обращению в Росводресурсы с предложением внести в федеральную целевую программу спорный объект, ответчиком не представлено.

Бездействие ответчика повлекло причинение вреда истице, лишило её имущества: части земельного участка и находящегося на нем имущества и коммуникаций.

15.05.2020 г. Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства . При проведении проверки установлено, что принадлежащие истице земельные участки используются в соответствии с назначением, произведены садовые насаждения, размещены грядки для огородничества, возведены надворные постройки. По результатам обмера площадь используемой истицей территории (двух земельных участков) составила 819,0 кв.м., что не превышает суммарное значение площадей двух земельных участков, значение которых внесено в ЕГРН (654,0+469,0=1213,0). Уменьшение используемой площади объясняется утратой поверхности подпочвенного массива обрушением под воздействием наводнения.

Согласно заключению эксперта ООО «Судебно-экспертное агентство» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с обрушением дороги нет доступа к земельному участку по <адрес> в <адрес>, необходимо восстановить доступ к земельному участку. На момент осмотра продолжается обрушение береговой линии, необходимо провести берегоукрепительные мероприятия.

Рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ на территории земельного участка <адрес> для возмещения ущерба по выполненному сметному расчету составляет с учетом НДС 18% 1 015 994,16 руб..

Опровержений вины ответчика, размера причиненного истице вреда, причинно-следственной связи между причиненным вредом и виной ответчика суду не представлено в нарушение ст.56 ГПК РФ.

Вместе с этим доказательств невозможности восстановления земельных участков истицы, выполнения требуемых в иске работ по обеспечению проезда до земельного участка истицы и в заявленный срок суду не представлено.

Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств не установлено.

В силу положений пункта 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (в.4), исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.

В связи с этим требования истицы о возложении обязанности на ответчика восстановить принадлежащие ей на праве собственности земельные участки, обеспечить восстановление проезда до этих земельных участков, направлены на защиту прав заявителя.

Принимая во внимание наличие вины ответчика, выразившееся в уклонении по осуществлению мер направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении берега реки Чита, напротив земельных участков истицы, причинении в результате данного бездействия вреда Криклевской Л.Ю. и имеющейся причинно-следственной связи между ними, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

При таких обстоятельствах требования истицы о взыскании причиненного вреда в размере 1 015 994,16 руб. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в период с 2007 года по 06 июля 2020 г., выразившееся в уклонении по осуществлению мер направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении берега реки Чита, напротив земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 654 кв.м.; земельного участка с кадастровым номером , площадью 469 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности Криклевской Л.Ю. .

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Забайкальского края в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить земельные участки, принадлежащие на праве собственности Криклевской Л.Ю. до размеров, установленных в кадастровом плане: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 654 кв.м.; земельного участка с кадастровым номером , площадью 469 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить восстановление проезда до земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Забайкальского края в пользу Криклевской Л.Ю. материальный вред в сумме 1 015 994,16 руб..

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме принято 10 июля 2020 года.

Судья Р.Т. Аксаненко