ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2754/18 от 24.01.2019 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-2754/2018

УИД № 24RS0024-01-2019-002914-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2019 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Копыловой М.Н.,

при секретаре Курцевич И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке приватизации ему было передано жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Канска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в связи с признанием указанного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, а так же расселением дома в период пребывания за пределами РФ. Согласно ответу администрации г. Канска, предоставить жилое помещение взамен аварийного не представляется возможным в связи с тем, что региональная программа «Переселения граждан из аварийного жилого фонда Красноярского края» на 2013-2017 годы завершена. На момент расселения дома он отсутствовал в Красноярском крае и не представил документы, подтверждающие право на изымаемое жилое помещение. Просит возложить на Администрацию г. Канска обязанность предоставить ему в собственность жилое помещение - квартиру, в границах муниципального образования г. Канска, общей площадью не менее 48,8 кв.м. взамен изъятого жилого помещения, общей площадью 48,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Канска ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, что многоквартирный дом в котором располагалось принадлежащее истцу жилое помещение был снесен, жильцы дома переселены по программе «Переселения граждан из аварийного жилого фонда <адрес>» на 2013-2017г. в настоящее время программа переселения завершена, денежные средства, выделенные для приобретения истцу квартиры взамен аварийной, в связи с нереализованностью, по причинен отсутствие ФИО1 были возвращены в краевой бюджет.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения. Как установлено в судебном заседании, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 15.07.1996 г., зарегистрированного в Администрации г. Канска 28.08.1996 г., регистрационный номером р15839ПЖ, ФИО1 в собственность, в порядке приватизации, передано жилое помещение – квартира, общей площадью 48,8 кв.м., в том числе жилой 29,3 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 8).

Постановлением администрации г. Канска № 2559 от 23.12.2011 года, многоквартирный дом, по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащими сносу (л.д. 18, 19-20).

Указанный многоквартирный дом был включён в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда Красноярского края» на 2013-2017г. поскольку ФИО1 являлся собственником <адрес> многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащими сносу, а также включенного в программу переселения,, то для приобретение последнему квартиры были выделены денежные средства и последний подлежал переселению в жилое помещение по адресу: <адрес>, при этом в связи с тем что на момент переселения ФИО1 находился за пределами Российской Федерации, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела, его переселение стало невозможным в период действия программы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию г. Канска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а так же расселением дома в период пребывания ФИО1 за пределами Российской Федерации (л.д. 9).

Согласно ответу администрации г. Канска от 30.04.2019 предоставить жилое помещение взамен аварийного не представляется возможным в связи с тем, что региональная программа «Переселения граждан из аварийного жилого фонда Красноярского края» на 2013-2017 годы завершена (л.д. 21).

Поскольку ФИО1, как собственник жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный ему срок не осуществил его снос или реконструкцию, а ответчик- орган местного самоуправления снес многоквартирный дом, при этом жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в данном случае истец, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом именно истец наделен правом выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, которое он реализовал путем обращения с настоящим иском в суд с требованием о предоставлении другого жилого помещения, не желая получения выкупной цены.

При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, при этом отказ в предоставлении жилого помещения, в связи с завершением программы переселения, может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку истец ФИО1 имеет право на предоставление ему другого жилого благоустроенного помещения в собственность, при этом учитывает, что предоставление истцу другого жилого помещения равнозначного прежнему носит компенсационный характер и должно гарантировать условия для проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию города Канска предоставить в собственность ФИО1 благоустроенное жилое помещение - квартиру, в границах муниципального образования г. Канска, общей площадью не менее 48,8 кв.м. взамен изъятого жилого помещения, общей площадью 48,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Копылова М.Н.

Дата принятия решения в окончательной форме 26.10.2019г.