Дело № 2-2754/2022
УИД 61RS0022-01-2022-003851-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Таганрог Ростовской области 07.06.2022 г.
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: А.В. Жерноклеевой,
при секретаре: А.Н. Панцыревой,
с участием представителя истца – ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП "Городское хозяйство" к ФИО2 о взыскании задолженности за теплоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Городское хозяйство" обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за теплоснабжение. В обоснование иска указано, что ФИО2 с 03.04.2008г является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Поставщиком тепловой энергии в целях отопления и ГВС по указанному адресу тзляется МУП «Городское хозяйство». Должник в течение длительного времени не выполняет обязанность по ежемесячной оплате коммунальных услуг по отоплению и ГВС. Размер задолженности по оплате тепловой энергии за жилое помещение, расположенное по адресу: за период с 01.09.2018г. по 30.09.2021г. составляет 74 866.56 руб. и пени в размере 4 368.10руб. за период с 11.10.2018г. по 31.03.2020г., пени в размере 7 664.71руб. за период с 12.01.2021г. по 12.10.2021г. Судебный приказ № от 17.11.2021г. был отменен мировым судьей в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №11, гпределением от 16.12.2021г. в связи с поступившими от ответчика возражениями люсительно его исполнения.
Истец просит суд взыскать с ФИО2 в пользу МУП «Городское хозяйство» сумму задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.09.2018г. по 53.09.2021г. в размере 74 866.56 руб., пени в размере 4 368.10руб. за период с 11.10.2018г. то 31.03.2020г., пени в размере 7 664.71руб. за период с 12.01.2021г. по 22.10.2021г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 807рублей.
Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям в иске. Также поддержала доводы изложенные в письменных возражениях на отзыв ответчика, где в частности указано, в случае соблюдения собственниками помещений требований по переустройству (переводу на индивидуальное отопление), собственники помещений освобождены от внесения платы за коммунальную услугу по отоплению в части индивидуального потребления, но обязаны вносить плату за отопление на общедомовые нужды с учетом площади помещений мест общего пользования. Предоставленные Ответчиком документы, подтверждающие установку индивидуального отопления в квартире: технический паспорт на квартиру, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 18.09.2012г., техническое условие для присоединения от 02.08.2012г. и т.д., не являются доказательствами соблюдения предписанного законом порядка переустройства собственниками жшого помещения, системы внутриквартирного отопления и горячего водоснабжения, действовавшего на момент его проведения и соответственного, не может порождать правовых последствий в виде освобождения от обязанности по оплате потребленной в жилом помещении, тепловой энергии. Кроме того, отсутствуют подтверждения, что в технический паспорт МКД по внесены сведения о наличии индивидуального отопления в квартире Ответчика, и соответственно, об уменьшении отапливаемой площади МКД по квартире №. В связи с чем, данная площадь подлежит учету как отапливаемая. Кроме того, решение Таганрогского городского суда от 12.02.2018г. по делу № не может быть положено в основу решения по данному делу, т.к. индивидуальное отопление не было предметом спора и не было узаконено судом.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании не возражала против взыскания стоимости тепловой энергии за площади общего пользования, также не возражал против взыскания пени по этим платежам, возражала против взыскания задолженности за индивидуальное отопление, т.к. квартира оборудована индивидуальным отоплением, поддержала доводы изложенные в письменном отзыве на иск, в котором указано, она с момента приобретения в собственность нежилого помещения по адресу не имела намерений потреблять тепловую энергию и не осуществляла таковых действий с 2008 года по настоящее время. В 2008 году был сделан проект на реконструкцию приобретенного ею в собственность нежилого помещения с целью улучшения условий для проживания и перевода его в статус «жилого». 11.03.2008г. она обратилась в ресурсоснабжающую организацию МУП «ЖЭУ» с просьбой разрешить установку индивидуального отопления, на что возражений не последовало. 26.12.2014г. Муниципальным унитарным предприятием «Бюро Технической Инвентаризации» проводилось обследование объекта учета и 04.05.2016г. был выдан Технический паспорт помещения, в котором отражалось автономное отопление. 12.02.2018г. было вынесено решение Таганрогского городского суда которым сохранено нежилое помещение в реконструированном состоянии. Решение в окончательной форме изготовлено 16.02.2018г. 03.07.2018г. Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога было вынесено Распоряжение №43 о переводе нежилого помещения в жилое, а так же Уведомление о переводе нежилого помещения в жилое. 24.07.2018г. Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога было вынесено Распоряжение №655 О присвоении, изменении и аннулировании адресов объектам адресации. 31.07.2018г. в ООО «Бюро межевания и кадастра» был получен технический паспорт на жилое помещение № по адресу , в котором прописано индивидуальное отопление. 30.07.2019г. ответчик была вызвана в МУП «Городское хозяйство», которое пришло на смену МУП «ЖЭУ». Все перечисленные документы были предъявлены, Ранее, 05.09.2014г. обращалась письменно в УО «Топэнерго» с просьбой о замене стояков, в связи с ремонтом и с объяснением, что стояки в помещении не эксплуатируются (вх.№ 166 от 05.09.2014г.) Таким образом, считает, что управляющая организация была уведомлена об индивидуальном отоплении. Комиссия, прибывшая 22.04.2021 года составила акт обследования в котором признается, что стояки зашиты, а отопление и горячее водоснабжение осуществляется от котла. Однако, ответа на просьбу перерасчета так и не последовало. Квитанции продолжают приходить.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив и оценив представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги также установлена статьями 153,155 ЖК РФ.
В силу ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п.1 ст. 157.2 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, при принятии общим собранием-собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Стоимость тепловой энергии, отпущенной Потребителям, рассчитана в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г.
Согласно п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, в составе платы за коммунальные услуги помимо платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, обязан вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом обязанность потребителей оплачивать коммунальные услуги на общедомовые нужды не зависит от факта: наличия либо отсутствия индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в жилом (нежилом) помещении; пользования жилым (нежилым) помещением; потребления коммунальных услуг в помещении; пользования помещениями, входящими в состав общего имущества многоквартирного дома; способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с Правилами № 354 объем коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Расчетные формулы, в соответствии с которыми должен производиться расчет размера платы за коммунальные услуги, на общедомовые нужды, приведены в Приложении № 2 к Правилам № 354.
Обязанность Потребителя оплатить отпущенную тепловую энергию вытекает из положений ст.544 ГК РФ в связи с ее фактическим принятием.
Согласно п.14 ст.155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как следует из материалов дела ФИО2 является собственником . (л.д.20-21
Поставщиком тепловой энергии в целях отопления по указанному адресу является МУП «Городское хозяйство».
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД № по от 25.07.2018г., собственники МКД, расположенного по адресу: , приняли решение о произведении оплаты за поставленную тепловую энергию напрямую теплоснабжающей организации с 01.09.2018г.
Таким образом, у МУП «Городское хозяйство» с 01.09.2018 года возникло право на взимание платы и взыскание задолженности за поставленную тепловую энергию непосредственно с собственников помещений МКД, расположенного по адресу: .
Ответчик в течение длительного времени не выполняет обязанность по ежемесячной оплате коммунальных услуг – отопление. В связи с несвоевременной оплатой, согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ насчитана пеня. Суммы задолженности за предоставленные коммунальные услуги - отопление, ГВС и пени рассчитаны ГУП РО «ИВЦ ЖКХ», и включены в справку о начислениях, предоставленную на основании Договора № Ф.2018.80345 от 12.03.2018г.
Размер задолженности по оплате тепловой энергии за жилое помещение, расположенное но адресу: , за период с 01.09.2018г. по 30.09.2021г. составляет 74 866.56 руб. и пени в размере 4 368.10руб. за период с 11.10.2018г. по 31.03.2020г., пени в размере 7 664.71руб. за период с 12.01.2021г. по 12.10.2021г..
Ответчик возражает против заявленной суммы задолженности, по тем основаниям, что ее квартира оборудована индивидуальным отоплением, все разрешительные документы имеются и ресурсоснабжающая организация уведомлена об этом.
В подтверждение данного довода ответчиком представлен пакет документов, в том числе копия решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 12.02.2018г. по делу №г., которым исковые требования ФИО2 удовлетворены. Суд своим решением сохранил в реконструированном состоянии нежилое помещение общей площадью 62,1 кв.м., состоящее из комнат: 1-15-15а-16, 12-13, 9-10-11,6,8, с кадастровым (или условным) номером: №, расположенное на первом этаже в многоквартирном жилом доме литер А, по адресу: .
Ответчиком также представлены распоряжение №43 КУИ г. Таганрога о переводе нежилого помещения в жилое, Уведомление о переводе нежилого помещения в жилое, обращение директора МУП «ЖЭУ» на имя директора ОАО «Таганрогмежрайгаз» от 21.04. 2008 года о выдаче технических условий для установки газового котла с закрытой камерой сгорания в , согласие ООО «Газпроммежрегион Газ Ростов-на-Дону на использование газа, акт обследования дымовых каналов, акт приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы, акт приемки учета расхода газа потребителя., акт об определении границы раздела принадлежности газопровода.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 24.11.2017г. на жилое помещение № по адресу , указано индивидуальное отопление. И именно данный техпаспорт предоставлялся в суд при сохранении квартиры ответчика в реконструированном состоянии, при даче заключения специалиста № от , положенного в основу решения суда от 12.02. 2018 года по делу №.
Решения суда от 12.02. 2018 года по делу № в ступило в законную силу.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда ( ст. 61 ГПК РФ).
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации ( ст. 13 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно абзацу 2 пункта 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО8 и ФИО9", абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П, сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению, в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным Конституционный Суд РФ указал, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком был соблюден установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, кроме того, помещение ответчика с индивидуальным отоплением сохранено в реконструированном состоянии вступившим в законную силу решением суда.
В связи с чем, начисление за потребленную тепловую энергию должно производится только в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
По запросу суда истцом представлен расчет задолженности по тепловой энергии на общедомовые нужды, согласно которому за период с 01.01.2019г. по 30.09.2021г. задолженность по тепловой энергии составляет 4859 руб., пени за период с 12.02.2019г. по 31.03.2020г. в сумме 291,28 руб. и за период с 12.01.2021г. по 31.03.2022г. в сумме 1273,87 руб.
Ответчик не оспаривала данный расчет, доказательств оплаты задолженности ответчиком в этом размере не представлено, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика суммы задолженности за теплоснабжение в размере 4859 руб., пени в размере 1565,15 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
На основании ст.ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 207,72 руб. (пропорционально удовлетворенным требованиям 7,4 %)).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МУП "Городское хозяйство" к ФИО2 о взыскании задолженности за теплоснабжение, - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу МУП «Городское хозяйство» задолженность за теплоснабжение 4 859 руб., пени 1565, 15 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.
Взыскать с ФИО2 в пользу МУП «Городское хозяйство» расходы по оплате госпошлины 207, 72 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Жерноклеева
Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2022 года.