ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2755 от 14.09.2011 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-2755/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Никулиной А.Л.,

при секретаре Мезенцевой Е.А.,

с участием истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании неправомерным действий по снятию с учета на получение жилья и признании состоящим в очереди на улучшение жилищных условий,

установил:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании неправомерным действий по снятию с учета на получение жилья и признании состоящим в очереди на улучшение жилищных условий, указав, что служить в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» он начал (Дата обезличена) года.

В очередь для улучшения жилищных условий истец был поставлен по месту работы (данные изъяты) (...) района г. Екатеринбурга (Дата обезличена). В ходе службы истец переводился в различные подразделения и по подаче рапорта его включали в списки очередников по дате подачи первоначального рапорта (Дата обезличена). (Дата обезличена) истец был переведен на службу в УрЮИ МВД России и после подачи рапорта включен в списки очередников. В связи с принятием нового жилищного кодекса 2004 года, УрЮИ МВД проводило проверку и приведение списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с новым законодательством.

Протоколом жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) истец был признан нуждающимся и включен в списки сотрудников Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В мае 2007 года истец перевелся в федеральное государственное учреждение центра инженерно- технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, куда были направлены из Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» его документы для включения истца в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ни о каком снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ни письменно, ни устно истцу сообщено не было.

В октябре 2008 года истец вновь перевелся в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» и представил рапорт и документы для включения его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

(Дата обезличена) года жилищно-бытовая комиссия Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» приняла решение об отказе в постановке на учет, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством, для включения в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Конкретной ссылки на обстоятельства, предусмотренные нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, как того требует законодательство сделано не было. Поэтому (Дата обезличена) истец вновь подал рапорт о включении его в списки очередников, но получил отказ с такой же формулировкой. Поэтому (Дата обезличена) года истец направил письмо первому заместителю Министра МВД России ФИО2, в котором просил дать разъяснение по существу вопроса. Из ответа Управления организации капитального строительства Департамента тыла МВД России от (Дата обезличена) №(Номер обезличен) следует, что у подразделения, где истец проходит службу нет оснований для исключения истца из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условии. Поэтому (Дата обезличена) истец вновь подал рапорт о включении его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и (Дата обезличена) мне было вновь отказано с той же формулировкой, что и ранее.

В (Дата обезличена) года истец уволился из органов внутренних дел по достижению предельного возраста. В трудовой книжке весь период службы с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) отражен одной записью: служба в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении 15 лет 18 дней, в льготном 15 лет 9 месяцев 2 дня. Перечисления подразделений, где проходил службу отсутствует, что подтверждает факт, что все места службы относятся в целом к системе правоохранительных органов.

Подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они приняты на учет до (Дата обезличена) года и сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях возможно лишь после получения гражданином жилого помещения по договору социального найма, а также в следующих случаях, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный список является окончательным и не подлежит расширенному толкованию. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. Данное решение принимается не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Гражданин снимается с учета только в том случае, если будет установлено, что он действительно не нуждается в улучшении жилищных условий.

Жилищно-бытовая комиссия Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», принимая решение о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий протокол от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) допустила ряд грубых нарушений: истец не подавал заявления о снятии с учета; комиссии были представлены все документы: справки БТИ, справки с места жительства, документы, подтверждающие состав семьи, которые свидетельствовали об отсутствии в их собственности любых жилых помещений и проживании в неблагоустроенном доме (отсутствует центральное холодное и горячее водоснабжение, канализация, не подведен газ), принадлежащем на праве наследства тестю очередника, общей площадью 29,3 кв.м., на которой зарегистрировано 7 человек. Пункты 3, 4, 5, 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации так же не имели места и не могли быть подтверждены документально. Не было самого основания снятия с учета, предусмотренного законом.

На основании изложенного, истец просит признать неправомерными действия членов жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», а принятое решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 признать незаконным. Признать ФИО1 состоящим в очереди на улучшение жилищных условий с момента принятия его на учет (Дата обезличена). Возложить судебные издержки на ответчика.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 на исковых требованиях настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истец, переведясь в 2007 году на работу в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, перешел на работу в другое ведомство. В связи с этим на основании норм Жилищного кодекса РСФСР он был снят с учета в системе МВД. После обратного перевода на работу в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» в 2008 году, истец вновь обратился с заявлением о постановке его на учет, в чем ему было отказано, так как нормами Жилищного кодекса Российской Федерации с (Дата обезличена) постановка на учет по месту работы не предусмотрена.

Представитель третьего лица Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования не поддержал, указав, что с 1998 года система исполнения наказаний была выведена из состава Министерства внутренних дел и передана в ведение Министерства юстиции. Истец перевелся к ним на работу в (Дата обезличена) году и сразу подал рапорт на постановку его на учет с целью улучшения жилищных условий. На заседании жилищно-бытовой комиссии от (Дата обезличена) истцу было отказано в постановке его на учет, так как нормами Жилищного кодекса Российской Федерации с (Дата обезличена) не предусмотрена постановка на учет по месту работы, в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» истец был снят с учета в связи с увольнением.

Заслушав истца, представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои доводы и возражения.

Судом установлено, что ФИО1 с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) проходил службу в органах внутренних дел МВД Российской Федерации.

В очередь для улучшения жилищных условий истец был поставлен по месту работы в (данные изъяты) (...) района г. Екатеринбурга (Дата обезличена).

В ходе службы истец переводился в различные подразделения и по подаче рапорта его включали в списки очередников по дате подачи первоначального рапорта (Дата обезличена).

(Дата обезличена) истец был переведен на службу в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Решением жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список под номером 14.

Решением жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) была утверждена очередность предоставления жилья, очередь ФИО1 была 11.

(Дата обезличена) ФИО1 был уволен из Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» переводом в Федеральное государственное учреждение центра инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области.

Решением жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) ФИО1 был исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с его переводом на другую работу.

(Дата обезличена) ФИО1 был принят на должность (данные изъяты), отдела технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора и аппаратуры связи Федерального государственного учреждения центра инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области на основании приказа от (Дата обезличена) № (Номер обезличен)/с.

Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) ФИО1 было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, так как с (Дата обезличена) постановка на учет предусмотрена только по месту жительства органом местного самоуправления.

Приказом от (Дата обезличена) № (Номер обезличен)/с ФИО1 был уволен из Федерального государственного учреждения центра инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области переводом в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

(Дата обезличена) приказом от (Дата обезличена) ФИО1 был принят на службу в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Решениями жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от (Дата обезличена) №(Номер обезличен) от (Дата обезличена) № (Номер обезличен), от (Дата обезличена) №(Номер обезличен) ФИО1 было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий по причине отсутствия оснований для постановки на учет.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», уголовно-исполнительная система МВД Российской Федерации до 01.08.2008 была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно ст. ст. 30, 32 Жилищного кодекса РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Исходя из буквального толкования указанных норм права, принимая во внимание, что ФИО1 в системе органов МВД был поставлен на учет на улучшение жилья в 1997 году, на день увольнения из Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» состоял в очереди под номером 11, право на первоочередное и внеочередное предоставление жилья не имел, уволился переводом в Федеральное государственное учреждение центра инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, которое с (Дата обезличена) находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации, а не относятся к Министерству внутренних дел Российской Федерации, суд считает, что снятие с учета ФИО1 в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» является законным и обоснованным.

В силу ст. ст. 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Судом установлено, что решениями жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от (Дата обезличена) №(Номер обезличен), от (Дата обезличена) № (Номер обезличен), от (Дата обезличена) №(Номер обезличен) ФИО1 было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий по причине отсутствия оснований для постановки на учет.

Принимая во внимание, что с (Дата обезличена) нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и действовавшим на моменты обращений ФИО1 в жилищно-бытовую комиссию, Закона «О милиции» не предусмотрена постановка на учет на улучшение жилищных условий по месту работы или службы, суд приходит к выводу, что отказ в постановке на такой учет ФИО1 был законным, и ФИО1 не может быть поставлен на учет.

Суд не может согласиться с доводами истца и его представителя о том, что в приказах ФИО1 указано, что он откомандирован, а также, что в трудовой книжке отсутствует запись о периоде работы в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, так как, как следует из собранных судом доказательств, ФИО1, перейдя на работу в Федеральное государственное учреждение центра инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, также обратился в жилищно-бытовую комиссию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области для постановки его на учет на предоставление жилья, что в случае обычной командировки делать не требовалось.

Таким образом, все действия истца говорят о том, что он добровольно поменял место своей работы путем перевода, а не находится в командировке.

Отсутствие же записи в трудовой книжке о периоде работы в Федеральном государственном учреждении центра инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области правового значения для постановки на учет на получение жилья не имеет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено в течении пяти дней.

Судья А.Л. Никулина.

Мотивированное решение составлено 19.09.2011.

(...)