Дело № 2-2755/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2016 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Первакова О.Н.,
при секретаре Сулеймановой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 <данные изъяты> к АО «НЭСК» филиал «Новороссийскэнергосбыт» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу «Новороссийскэнергосбыт» АО «Независимая энергосбытовая компания <адрес>» об обязании изменить действующий тариф по оплате за электроэнергию. В обоснование искового заявления указала, что между ней (далее – Истец, Потребитель) и Филиалом АО «НЭСК» «Новороссийскэнергосбыт» (далее - НЭСК, Ответчик, Гарантирующий поставщик) ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор энергоснабжения (л/с №) земельного участка по адресу: <адрес>, собственником которого является Истица.
На земельном участке Истицей, на основании Разрешения на строительства, построен индивидуальный жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Истица обратилась с заявлением к Ответчику об изменении тарифа, оплачиваемого за электроэнергию. Причиной обращения послужило то обстоятельство, что принадлежащий заявителю индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отапливается установленными в доме индивидуальными электроотопительными приборами (электрическим котлом), а система газоснабжения отсутствует вовсе. Все документы, подтверждающие данные обстоятельства были приложены к указанному заявлению.
В ходе неоднократных повторных обращений Истицы к Ответчику, последним был дан письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, в котором Ответчиком указано на необходимость внесения данных о наличие электроплиты в жилом доме, а также о получении информации из Администрации <адрес> об отсутствии газификации <адрес>.
Посчитав данный ответ отказом Ответчика, как гарантирующего поставщика, Истица обратилась в суд и просит обязать АО «Независимая энергосбытовая компания» изменить действующий тариф на тариф, утвержденный Приказом РЭК-ДЦТ КК от ДД.ММ.ГГГГ№-э, предусматривающий оплату электроэнергии населением, проживающим в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в том числе в системе Личного кабинета, абоненту ФИО1 с лицевым счетом № в <адрес> по адресу: <адрес> производить начисления по указанному тарифу начиная с даты получения права собственности на индивидуальный жилой дом.
Ответчик не согласился с заявленным иском, представил в материалы дела возражения на исковое заявление, из которых следует, что Истице неоднократно давались разъяснения о необходимости предоставления документов, подтверждающих оборудование в установленном порядке стационарными электроплитами домовладения Истицы. Также, согласно информации, предоставленной Администрацией муниципального образования <адрес> не входит в перечень улиц, где отсутствует газоснабжение. Считает, что основания для подачи искового заявления у Истицы отсутствовали.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что согласно Разъяснениям Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства энергетики РФ основанием для применения тарифа «Населению, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» могут являться документы, составленные в ходе технической инвентаризации помещения. На принадлежащий заявителю жилой дом имеется Технический паспорт (инв. №), выполненный ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ», согласно которому отопление жилого дома автономное (от электрического котла «PROTHERM» Скат 12 кВт). Также Ответчику направлено письмо МУ «Администрации Южного внутригородского района МО <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что отопление дома производится котлом на электроэнергии, а подводящие сети газоснабжения отсутствуют.
Представитель Ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Истицей не соблюден установленный порядок и не представлены необходимые документы для изменения тарифа.
Выслушав представителей стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что между ФИО1 и Филиалом АО «НЭСК» «Новороссийскэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор энергоснабжения (л/с <данные изъяты>) земельного участка по адресу: <адрес>, собственником которого является Истица.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О защите прав потребителей» правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Таким образом, правоотношения между Истицей и Ответчиком на основании заключенного Договора энергоснабжения, регулируются вышеуказанным Федеральным законом.
На вышеуказанном земельном участке Истицей на основании Разрешения на строительства № Ru № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением архитектуры и градостроительства МО <адрес>, построен индивидуальный жилой дом, что подтверждается Свидетельством о праве собственности 23-АН № (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением в НЭСК об изменении тарифа, оплачиваемого за электроэнергию по лицевому счету №. Тариф, применяемый к оплате услуг за электроснабжение, - Город. Дома оборудованные газовыми плитами 2 тариф (НН).
Ответ на обращение заявителя не последовал в установленные законом сроки, действия по изменению тарифа исполнены не были.
После повторного обращения АО «НЭСК» был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №НЭ-01/234, в котором было разъяснено о предоставлении документов, указанных в Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и электронагревательных приборов, утвержденных Минтопэнерго России.
Так, согласно перечню, основанием для применения тарифа «Населению, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» могут являться документы …, а также документация, составленная в ходе технической инвентаризации помещения.
Также было направлено письмо МУ «Администрации Южного внутригородского района МО <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что отопление дома производится котлом на электроэнергии, а подводящие сети газоснабжения отсутствуют.
Просьба заявителя изменить вышеуказанный тариф на тариф, утвержденный Приказом РЭК-ДЦТ КК от ДД.ММ.ГГГГ№-э, предусматривающий оплату электроэнергии Населению, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в том числе в системе Личного кабинета, и направить письменный ответ о внесенных изменениях, в установленный законом срок Ответчиком не была выполнена, а соответствующие изменения внесены не были.
ДД.ММ.ГГГГ Истицей было получено заказное письмо от Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №<данные изъяты>, в котором Ответчиком указано на необходимость внесения данных о наличие электроплиты в жилом доме, а также о получении информации из Администрации <адрес> об отсутствии газификации <адрес>.
Учитывая, что отопление жилого дома осуществляется только электрическим котлом <данные изъяты> - единственным доступным способом отопления, как необходимого условия жизнедеятельности каждого человека, неправильное применение тарифа за оплату услуг электроэнергии приводит к нарушению законных прав заявителя.
Земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, отнесен к городскому населённому пункту - <адрес>.
Единственным поставщиком электроэнергии на указанном земельном участке является АО НЭСК, что подтверждается ранее полученными техническими условиями и в последующем заключенным договором энергоснабжения.
Федеральный закон «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно п. 4 ст. 39 ФЗ «Об электроэнергетике» при выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Руководствуясь п.2 ст. 40 ФЗ «Об электроэнергетике», цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с ДД.ММ.ГГГГ потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Таким образом, для остальных случаев, указанных в законе, установлено государственное регулирование цен, в том числе для гарантирующих поставщиков.
АО «НЭСК» приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ№-э присвоен статус гарантирующего поставщика на территории <адрес> (№).
Так, приказом Региональной энергетической Комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского Края от ДД.ММ.ГГГГ№-э установлены тарифы для групп населения: - население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для которого применяется понижающий коэффициент 0,7.
В соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ М 1178, населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Согласно разъяснениям от ДД.ММ.ГГГГ№, которое размещено на сайте РЭК-ДЦТ КК под понятием в «установленном порядке» понимается установка электрических плит для пищеприготовления в соответствии с утвержденным проектом, при наличии паспорта на домовладение, в котором указано на установку электроплит, разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий сетевой организацией, а также приемки электроустановок органами Ростехнадзора.
Порядок оборудования домов электроприборами, в частности бытовыми стационарными электроплитами для пищеприготовления, регламентирован разделом № Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разъяснениями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) и Министерства энергетики Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) основанием для применения в отношение бытовых потребителей тарифа на электрическую энергии группы «Население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками» могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений стационарными электроплитами в установленном порядке (акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности электросетей и акты о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителем и сетевой компанией, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств, а также документация, составленная в ходе технической инвентаризации строения.
При этом, федеральные органы власти в своих разъяснениях относительно, установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами, и, соответственно, применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу для населения, не привязывают возможность применения понижающих коэффициентов в условиях лишь отсутствия газоснабжения, а акцентируют внимание на соблюдение установленного порядка оборудования жилых помещений электрооборудованием с соблюдением правил и норм электробезопасности.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта содержаться в проектной документации (ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). В состав проектной документации объектов капитального строительства, включаются сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.
Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения об инженерном оборудовании, с сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (раздел 5 проектной документации) включает, в том числе, сведения об источниках электро-‚ газо-, и теплоснабжения, схему размещения электрооборудования, план расположения объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования с указанием планируемых объемов использования газа, принципиальные схемы систем отопления.
Таким образом, выбор источников электро-, газо-‚ и теплоснабжения объектов капитального строительства и схем (планов) размещения соответствующего оборудования осуществляется на этапе подготовки проектной документации и реализуется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
Однако в соответствии с п.3 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Индивидуальный жилой дом, площадью 161,1 кв.м, этажность 2, расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности, что подтверждается выданным Свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно п. 1 ст. 25.3. ФЗ «О государственной регистрации права собственности прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Однако в соответствии с п.4 ст. 25.3. ФЗ «О государственной регистрации права собственности прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с письмом Департамента по архитектуре и градостроительству <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ единственным документом, содержащим, в соответствии с действующей формой разрешения на ввод, необходимые сведения об объекте, является технический паспорт объекта, в котором отображены такие параметры объекта как: строительный объем, сведения о сетях и системах инженерно-технического обеспечения, материалах фундаментов, стен, перекрытий, кровли и т.д.
Таким образом, единственным основанием для применения тарифа «Население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками» является документация, составленная в ходе технической инвентаризации строения.
В соответствии со статьей 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно статье 16 ЖК РФ жилой дом относится к жилым помещениям.
В материалы дела представлен технический паспорт (инв. №), выполненный ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ», согласно которому отопление жилого дома автономное (от электрического котла <данные изъяты>), а также имеется информация об оборудовании жилого дома электрической плитой.
Следовательно, Истица при оплате расходов на услуги по электроснабжению жилого дома вправе быть приравненной к группе «Население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» с даты регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом.
Доводы Ответчика о том, что согласно информации, предоставленной администрацией муниципального образования <адрес> в <адрес> не входит в перечень улиц, где по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует централизованное газоснабжение, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так как в письме прямо не указано об отсутствии или наличии газоснабжения <адрес>.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Обязать АО «Независимая энергосбытовая компания» изменить действующий тариф на тариф, утвержденный Приказом РЭК-ДЦТ КК от ДД.ММ.ГГГГ№-э, предусматривающий оплату электроэнергии «Населению, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками», в том числе в системе Личного кабинета, абоненту ФИО1 с лицевым счетом № по адресу: <адрес>, и производить начисления по указанному тарифу начиная с даты получения права собственности на индивидуальный жилой дом, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с АО «НЭСК» филиал «Новороссийскэнергосбыт» в доход Российской Федерации государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Копия верна: Судья О.Н. Перваков