ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2757/13 от 25.03.2013 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-2757/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2013 года г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Торговченковой О.В.

при секретаре Жарковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО6 об оспаривании действий территориального управления в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, обосновывая свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка она состояла в льготной очереди многодетных семей для первоочередного предоставления жилых помещений. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Липецке предоставлено на <данные изъяты> многодетных семей только <данные изъяты> квартир. До настоящего времени она жильем не обеспечена в результате попустительства гарантов Конституции РФ со стороны властей г.Липецка. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в прокуратуру Липецкой области с требованием выявить и обнародовать причины таких нарушений и принять меры прокурорского реагирования. Однако эти требования прокурором Липецкой области отклонены. Обжалование отказа прокурора области в принятии мер прокурорского реагирования в суд положительного результата не дало. ДД.ММ.ГГГГ заявитель вынуждена была обратиться в территориальное управление в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации с заявлением, в котором просила провести контрольные мероприятия с целью установления обстоятельств нарушения органами власти и местного самоуправления действующего законодательства и с целью выявления причин, по которым власти г.Липецка нарушают Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.

Однако территориальное управление в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации само нарушило требование закона, сославшись на то обстоятельство, что проверка соблюдения законодательства РФ в части формирования и расходования средств бюджетов муниципальных образований на социальную защиту одиноких, многодетных матерей и ветеранов труда, в компетенцию территориального управления не входит.

Заявитель ФИО1 указывает, что заинтересованное лицо нарушило ее право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, воспрепятствовало осуществлению конституционного права обращаться лично или письменно в государственные органы и к должностным лицам, а также участвовать в управлении делами государства непосредственно, в данном случае – путем обращений, воспрепятствовало осуществлению конституционного права на государственную защиту.

ФИО1 просит признать незаконным отказ территориального управления в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации от проведения в соответствии с имеющейся компетенцией контрольных мероприятий (проверки) в сфере финансово-бюджетного надзора для получения информации о бюджетных расходах на строительство жилья (на обеспечение жильем) для многодетных семей города Липецка, состоящих на учете в администрации г.Липецка как нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма; обязать заинтересованное лицо провести в соответствии с имеющейся компетенцией контрольные мероприятия (проверку) в сфере финансово-бюджетного надзора: выделялись ли бюджетные средства на создание указанных в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации жилищных фондов, в каких размерах и как исполнены бюджеты в этой части за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержала.

Представитель заинтересованного лица - территориального управления в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявление не признал, считая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку ответ на обращение ФИО1 дан в установленный законом срок, а изложенные в обращении требования не входят в компетенцию данного органа.

Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

В соответствии со ст.ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

В силу ст. 3 ч.1 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности ( ст. 255 ГПК РФ).

Поскольку заявителем обжалуется отказ территориального управления в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации, которое входит в систему федеральных органов исполнительной власти, то данное заявление подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с письменным заявлением в территориальное управление в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации, в котором просила провести контрольные мероприятия с целью установления обстоятельств в части выделения бюджетных средств на обеспечение жильем многодетных семей, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, и с целью выявления причин, по которым власти города Липецка нарушают ст. ст. 7, 40 Конституции Российской Федерации и федеральные законы.

По результатам рассмотрения указанного заявления территориальным управлением в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за , в котором указало, что в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 года № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в части формирования и расходования средств бюджетов муниципальных образований на социальную защиту одиноких, многодетных матерей и ветеранов труда, в компетенцию территориального управления не входит.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Согласно п. 4 того же Положения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н утверждено Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В силу п. 1 указанного Положения территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

С целью обеспечения исполнения полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452, и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28 июня 2006 года № 62 утверждено Положение о территориальных управлениях Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе Положение о территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Липецкой области (приложение № 47 к приказу от 28 июня 2006 года 62).

Полномочия территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора определены в п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н.

Аналогичные полномочия закреплены в п. 5 Положения о территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Липецкой области, являющегося приложением № 47 к приказу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28 июня 2006 года № 62.

Заявитель ФИО1 в своем обращении к заинтересованному лицу просила провести контрольные мероприятия с целью установления обстоятельств в части выделения бюджетных средств на обеспечение жильем многодетных семей, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, и с целью выявления причин по которым власти города Липецка нарушают Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. При этом в тексте обращения заявитель указала на исключительную прерогативу администрации муниципального образования при составлении проектов бюджетов муниципального образования, а также на отсутствие каких-либо причин, позволяющих во всех ежегодных бюджетах города Липецка исключать строку расходов на строительство жилья для очередников – многодетных и других.

Таким образом, как следует из текста заявления ФИО1, поступившего в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Липецкой области, заявитель просит провести контрольные мероприятия по соблюдению законодательства Российской Федерации в части формирования и расходования средств бюджета муниципального образования – город Липецк на социальную защиту многодетных семей.

Как следует из п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н, а также п. 5 Положения о территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Липецкой области, являющегося приложением № 47 к приказу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28 июня 2006 года № 62, проведение контрольных мероприятий по соблюдению законодательства Российской Федерации в части формирования и расходования средств бюджета муниципального образования на социальную защиту многодетных семей в компетенцию территориального управления в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации не входит.

Ссылка заявителя на пункты 1.1, 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4, 5.12, 5.14 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н, является несостоятельной, поскольку указанные пункты Положения наделяют заинтересованное лицо полномочиями по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; по оказанию методологической помощи контрольным и финансовым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:

- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требование заявителя о возложении на заинтересованное лицо обязанностей, которые не входят в его полномочия, является необоснованным, а отказ указанного лица от выполнения указанных требований не может свидетельствовать о нарушении прав заявителя.

Ответ, данный территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Липецкой области в адрес заявителя ФИО1, мотивирован и направлен в установленные действующим законодательством сроки.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В оспариваемом ответе федерального органа исполнительной власти нарушений прав и свобод заявителя, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод не усматривается, ответ дан в соответствии с законом в пределах полномочий данного органа.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

ФИО1 ФИО7 в удовлетворении заявления об оспаривании действий территориального управления в Липецкой области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации, выразившиеся в отказе от проведения в соответствии с имеющейся компетенцией контрольных мероприятий (проверки) в сфере финансово-бюджетного надзора для получения информации о бюджетных расходах на строительство жилья (на обеспечением жильем) для многодетных семей города Липецка, состоящих на учете в администрации города Липецка как нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Торговченкова

Решение суда в окончательной форме принято 01.04.2013 года.