ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2757/2011 от 08.08.2011 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 08 августа 2011 года          г. Саратов

 Кировский районный суд г. Саратова в составе:

 председательствующего судьи Ульянкина Д.В.,

 при секретаре Константиновой А.Д.,

 с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,

 представителя ответчика Саратовского юридического института ФИО3,

 представителя ответчика ГУВД по Саратовской области ФИО4,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский ..., Главному ... по ... о включении в выслугу лет периода службы в льготном исчислении,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский ... (далее - Институт или ...) о включении в выслугу лет периода службы в льготном исчислении. Просит (с учетом последующих изменений исковых требований) обязать ответчика засчитать ему в выслугу лет период военной службы по призыву в период с .... по .... на территории Чеченской Республики в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца. В обоснование ссылается на то, что в настоящее время является сотрудником органов внутренних дел. Ответчик его предупредил о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов, представив расчет выслуги лет. В данном расчете время прохождения срочной военной службы на территории Чеченской Республики с .... по .... зачтено в календарном исчислении, тогда как истец полагает (с учетом изменений исковых требований), что в данном случае следует применять льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц военной службы за три месяца. Свои выводы он основывает на положениях Закона РФ от .... N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и ..., а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", а также Федерального закона № 75-ФЗ от .... "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств ... и ..., а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике". Правительством РФ вся территория Чеченской Республики с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. была объявлена зоной вооруженного конфликта и сам факт прохождения военной службы на территории данного субъекта РФ в указанный период времени дает основание, по мнению истца, рассчитать выслугу лет в льготном исчислении. Неправильно сделанный ответчиком расчет выслуги лет не позволяет истцу претендовать на досрочный выход на пенсию. Также истец не может продолжить службу, т.к. он попал под предстоящее сокращение штатов.

 С учетом характера возникших правоотношений (цель иска - получение необходимого стажа для назначения пенсии) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное ... по ... ... по ...).

 Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Полагают, что должность, в которой истец проходил службу, не имеет значения, т.к. вышеназванные положения законов распространяются на всех военнослужащих без исключения.

 Представитель ответчика ... ФИО3 возражал против заявленных требований. В обоснование своих возражений ссылается на то, что расчет выслуги лет истцу в календарном исчислении производился на основании Постановления Правительства РФ от .... N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Данное постановление не указывает прохождение военной службы в Чеченской Республике в период, указанный истцом, в качестве основания для льготного исчисления выслуги лет. Перечень таких оснований, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Истец представил доказательства прохождения службы на территории Чеченской Республики, однако не представил доказательства того, что он на протяжении всего периода службы участвовал в боевых действиях.

 Представитель ответчика ... по ... ФИО4 возражала против заявленных требований. Пояснила, что расчет выслуги лет, сделанный Институтом, является правильным. Истец проходил военную службу по призыву, однако действующее законодательство, в частности, Постановление Правительства РФ от .... N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не предусматривает включение в выслугу лет в льготной исчислении периодов участия в боевых действиях во время службы по призыву. Названное Постановление не указывает прохождение военной службы в Чеченской Республике в период, указанный истцом, в качестве основания для льготного исчисления выслуги лет. Кроме того, пенсионные отношения истца возникают в настоящее время и должно применяться законодательство, действующее в настоящее время.

 Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что истец в настоящее время проходит службу в органах внутренних дел в .... Сторонами не оспаривается, что в период с .... по .... истец ФИО1 проходил срочную военную службу на территории Чеченской Республики. Данное обстоятельство установлено выписками из приказов ... от ...., ... от ...., а также ответом командира войсковой части ... от .... на запрос суда, архивной справкой войсковой части ... от .....

 В соответствии со ст. 2 (абзац второй) Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

 Статьей 5 (абзац 9) этого же Закона установлено, что военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсациями, предусмотренными настоящим Законом, предоставляются следующие права и социальные гарантии: засчитывается время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца.

 Федеральный закон № 75-ФЗ от 16.05.1995 года "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств ... и ..., а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" распространил на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и ..., а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 6, ст. 181; N 34, ст. 1395).

 Статьей 2 этого Закона Правительству Российской Федерации поручено определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.

 Абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» постановлено: отнести выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

 Таким образом, анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что сам факт прохождения истцом военной службы на территории Чеченской Республики в период с .... по .... дает ему право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц военной службы за три месяца.

 При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от видов выполняемых военнослужащими задач вышеназванные нормы Законов не устанавливают. Отсутствие в Постановлении Правительства РФ от .... N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" такого основания для льготного исчисления выслуги лет, как выполнение задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, не может свидетельствовать об отсутствии у истца права на такое исчисление. Подобная льгота установлена вышеназванными Законами, имеющими большую юридическую силу по сравнению таким нормативным правовым актом, как постановление Правительства РФ.

 Довод представителей ответчиков о том, что Закон РФ от .... N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях …» не распространяется на лиц, проходящих военную службу по призыву, основан на неправильном толковании норм права. Абзац второй статьи 2, абзац девятый статьи 5 этого закона, как следует из буквального содержания данных норм, говорит о военнослужащих.

 В силу ст. 2 Федерального закона от .... N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

 Понятие «военнослужащий» применяется как к лицам, проходящим военную службу по контракту, так и к лицам, проходящим военную службу по призыву.

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 в части включения в выслугу лет периода военной службы по призыву с .... по .... на территории Чеченской Республики в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца, подлежат удовлетворению.

 Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Истец просил суд взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя 15000 рублей, предоставив соответствующую квитанцию, выполненную на бланке строгой отчетности.

 Суд полагает, что данное дело с учетом специфики применяемого законодательства, представляло определенную сложность. Принимая во внимание объем и содержание составленного искового заявления, уточнений к нему, а также правовую позицию истца и его представителя по делу, количество участий представителя на беседах и судебных заседаниях, суд приходит к выводу о том, что разумным пределом суммы, подлежащей взысканию с ответчиков на оплату услуг представителя, будет считаться сумма 8000 рублей. Данная сумма подлежит взысканию с ответчиков в равных долях.

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования Саратовский ..., Главному ... по ... о включении в выслугу лет периода службы в льготном исчислении, - удовлетворить частично.

 Обязать Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский ... засчитать ФИО1 в выслугу лет период военной службы по призыву в период с .... по .... на территории Чеченской Республики в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца.

 Взыскать в равных долях с Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования Саратовский ..., Главного ... по ... в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 (восьми тысяч) рублей.

 В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

 Судья        Д.В. Ульянкин