ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2757/2016 от 26.12.2016 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2016 года город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пожидаева В.П.

при секретаре Спектор А.С.,

с участием помощника прокурора города Кисловодска Дубинкиной К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска к ФИО1 о признании утратившим право пользования муниципальной квартирой, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, выселении, снятии с регистрационного учета и понуждении заключить договор социального найма.

У С Т А Н О В И Л:

Истец, в лице управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска обратился в Кисловодский городской суд с иском о признании ФИО1 утратившим право пользования квартирой , расположенной в <адрес> по <адрес>, общей площадью кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу, выселении с предоставлением ФИО1 совместно с ФИО2 (сонанимателя) <адрес> в <адрес> общей площадью кв.м, о понуждении ФИО1, как сонанимателя заключить договор социального найма <адрес>, снятии с регистрационного учета ФИО1 по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес>, по <адрес> в <адрес>, в том числе <адрес> данного дома, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем был включен в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в годах", утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, принятую во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанной Программой установлен срок переселения жильцов <адрес>, по <адрес> в <адрес> – четвертый квартал года.

В рамках действующего законодательства, в целях реализации Программы Переселения, ФИО1 и ФИО2 была предложена квартира в новостройке по договору социального найма.

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО3 , года рождения, ФИО4, , ФИО5, года рождения, договор социального найма подписала на квартиру в новостройке, а ФИО1 от заключения договора социального найма уклоняется.

В связи с этим, управление городского хозяйства администрации города – курорта Кисловодска обратилось с настоящими исковыми требованиями.

В ходе судебного заседания полномочный представитель истца – управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска – ФИО8, действующая на основании полномочной доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 заявленные управлением городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска требования не признал и пояснил, что он был включен в ранее действующие Программы переселения, по которым ему жилье предоставлено не было. Полагает, что администрация города – курорта Кисловодска обязана предоставить ему жилье, отдельное от ФИО2, так как их брак давно расторгнут и в настоящее время ответчик вступил в брак с другой женщиной. Кроме того, считает, что при предоставлении жилья истцом не учтена норма предоставления жилого помещения, действующая в городе – курорте Кисловодске.

Представитель третьего лица – администрации города – курорта Кисловодска – ФИО9, действующий на основании полномочной доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО3 , ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Отдел МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежащим образом. Уважительности причин не явки суду не представил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, ответчика, представителя третьего лица – администрации города – курорта Кисловодска, заключение прокурора <адрес>, полагавшей возможным удовлетворить исковые требования Управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе и в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

<адрес>вой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").

<адрес>вой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, задачами этой программы являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований <адрес> обеспечение жилищных прав граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, находящихся в аварийных многоквартирных домах

Указанной Программой установлен срок переселения жильцов <адрес>, <адрес> в <адрес> – четвертый квартал 2015 года.

В рамках реализации краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города – курорта Кисловодска заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для предоставления гражданам города – курорта Кисловодска в соответствии с краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах» в городе – курорте Кисловодске в 2015 году.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в <адрес>, общей площадью настоящее время находится в собственности города – курорта Кисловодска.

Как усматривается из типового договора договор социального найма однокомнатной <адрес>, по пер. <адрес> в <адрес>, общей площадью был заключен с ФИО1 и ФИО2

В рамках действующего законодательства, в целях реализации Программы Переселения, ФИО1 и ФИО2 была предложена квартира в новостройке по договору социального найма (состав семьи шесть человек).

Предоставляемая квартира в полном объеме соответствует требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требованиям, предъявляемым в соответствии с действующим законодательством к жилому помещению.

В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении договора социального найма», регистрация в жилом в <адрес> в <адрес> разрешена ФИО1, , ФИО2, , ФИО3 , ФИО4, , ФИО5, .

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО3 , , ФИО4, , ФИО5, , договор социального найма на квартиру в новостройке подписала, а ФИО1 от заключения договора социального найма уклоняется.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или, с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что многоквартирный <адрес>, по <адрес> в <адрес>, в том числе <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан аварийным и подлежащим сносу, данный факт ответчиком не опровергался.

В установленном законом порядке указанное заключение, а также постановление администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, обжалованы не были.

Предоставляемое жилье приобретено в муниципальную собственность на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ/е.п. «На приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для предоставления гражданам города – курорта Кисловодска в соответствии с краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах» в городе – курорте Кисловодске в 2015 году».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горизонт» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Квартира в <адрес> расположена на втором этаже, состоит из , общая площадь предоставляемой квартиры составляет

Предоставляемое жилое помещение отвечает уровню благоустроенности жилых помещений: по площади превышает ранее занимаемое жилое помещение на находится в черте городского округа города – курорта Кисловодска, имеет все виды благоустройства (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, отопление), в связи с этим жилищные условия ФИО1 ухудшены не будут.

Принимая во внимание, что многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> в городе Кисловодске, где непосредственно расположена <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании ФИО1 утратившим право пользования помещениями муниципальной квартиры, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кроме того, выселение возможно в интересах самого выселяемого, поскольку жилое помещение признано аварийным.

С учетом вышеизложенного суд считает возможным исковые требования администрации города курорта Кисловодска о признании ФИО1 утратившим право пользования квартирой, выселении и понуждении его заключить договор социального найма удовлетворить.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации» на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Пункта 31 раздела 5 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Следовательно, выселение гражданина в судебном порядке является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ регистрация граждан РФ осуществляется по месту их постоянного проживания или по месту временного нахождения.

При указанных обстоятельствах дополнительное возложение обязанности на Отдел УФМС России по <адрес> в <адрес> по снятию ФИО1 с регистрационного учета необоснованно, поскольку данная обязанность возложена на органы регистрационного учета действующим законодательством.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований Управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска о снятии с регистрационного участка ФИО1 по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> следует отказать.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой истец освобожден, в размере рублей в муниципальный бюджет города-курорта Кисловодска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска к ФИО1 о признании утратившим право пользования муниципальной квартирой, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, выселении, снятии с регистрационного учета и понуждении заключить договор социального найма – удовлетворить в части.

Признать ФИО1 утратившим право пользования муниципальной квартирой в <адрес> по переулку <адрес> в городе Кисловодске.

Выселить ФИО1 из муниципальной <адрес>, расположенной в <адрес> по <адрес> в городе Кисловодске.

Понудить ФИО1 заключить договор социального найма <адрес> в <адрес>.

В удовлетворении требований управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска к ФИО1 о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>- отказать.

Взыскать с ФИО1 в муниципальный бюджет <адрес> госпошлину в размере .

Настоящее решение суда является основанием для снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья– В.П. Пожидаев