Дело № 2-2758/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2013 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего: Бастен И.С.
при секретаре: Баймухаметовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «МЕДИАКОМ» о признании незаконным ответа Главного управления молодежной политики Челябинской области об отказе в предоставлении информации, и об обязании предоставить запрашиваемую информацию,
УСТАНОВИЛ:
ООО «МЕДИАКОМ» обратился заявлением о признании незаконным ответа Главного управления молодежной политики Челябинской области об отказе в предоставлении информации, и обязании предоставить запрошенную информацию.
В обоснование своих требований указал, что 30 мая 2013 года редакция газеты «Итоги 74» обратилась с редакционным запросом № 30 о предоставлении возможности лично ознакомится и снять копии с оригиналов документов по государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г, заключенному Главным управлением молодежной политики Челябинской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на оказание услуг по организации и проведению мероприятий областной целевой программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы»:
1) акт сдачи-приемки оказанных услуг №1 от 18.12.2012, №2 от 25.12.2012, №3 от 25.12.2012 и иные подписанные акты сдачи- приемки оказанных услуг по государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г, заключенному Главным управлением молодежной политики Челябинской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на оказание услуг по организации и проведению мероприятий областной целевой программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы» на основании которых производилась оплата по контракту.
2) платежное поручение № 3090169 от 20.12.2012 г, платежное поручение № 3191128 от 27.12.2012 и иные платежные поручения на оплату услуг по государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г;
3) подписанная смета расходов на организацию и проведение мероприятий областной целевой программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы» за счет средств областного бюджета на 2012 год, являющаяся неотъемлемой частью государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г;
4) все информационные отчеты о проведении мероприятий и фотоотчеты, подтверждающие расходование средств областного бюджета в соответствии со сметой расходов, подготовленные исполнителем услуг;
5) макеты рабочей тетради и настенного календаря с символикой программы, предусмотренные на этапе «Организация и проведение обучения основам предпринимательской деятельности молодежи в спецификации к государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г;
6) документ подтверждающий согласование Главным управлением молодежной политики Челябинской области макетов раздаточных материалов, указанных в п.5 запроса);
7) макеты рабочей тетради и афиши предусмотренные на этапе»оказание информационно-консультационных услуг молодым людям по вопросам ведения предпринимательской деятельности в спецификации к государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г;
8) документ, подтверждающий согласование Главным управлением молодежной политики Челябинской области макетов раздаточных материалов и полиграфической продукции, указанных в п.7 запроса;
9) макет билборда предусмотренный на этапе « организация и проведение конгресса для молодых предпринимателей «Ты -предприниматель» с в спецификации к государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г;
10) документ, подтверждающий согласование Главным управлением молодежной политики Челябинской области макета билборда, указанного в п. 9 запроса;
11) решения (приказы) или любые иные аналогичные документы Главного управления молодежной политики Челябинской области о формировании организационного комитета (вместе со списком членов организационного комитета), экспертного совета конкурса среди ВУЗов Челябинской области по вовлечению студентов в предпринимательскую деятельность, проведенного в рамках исполнения государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г. и постановлению Губернатора Челябинской области от 17.02.2012 г № 39;
12) график проведения выездных смотра конкурса, указанного в п.11 запроса и проведенного в рамках исполнения государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012;
13) решение экспертного совета конкурса, указанного 11 и проведенного в рамках исполнения государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г об определении победителей конкурса, оформленное протоколом;
14) документ, подтверждающий согласование Главным управлением молодежной политики Челябинской области макета методического пособия «В помощь молодому предпринимателю, подготовленного в рамках государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г;
15) Экземпляр методического пособия «В помощь молодому предпринимателю, подготовленного в рамках государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г;
16) решение (приказ) или иной документ Главного управления молодежной политики Челябинской области о формировании организационного комитета областного конкурса бизнес-проектов «Успешный старт», проведенного в рамках исполнения «В помощь молодому предпринимателю, подготовленного в рамках государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г и согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 14.03.2012 г № 59;
17) решения или иные документы оргкомитета конкурса, указанного в п. 16 запроса и проведенного в рамках исполнения «В помощь молодому предпринимателю, подготовленного в рамках государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г об утверждении состава жюри данного конкурса, списка участников конкурса, календарного плана (программы) проведения конкурса, порядка проведения финальных процедур конкурса, списка победителей конкурса, порядка награждения победителей конкурса.
А также дату и номер выхода СМИ или название статьи и ссылку на сайты, зарегистрированные в качестве СМИ, в которых ИП ФИО1 была размещена информация о мероприятиях, согласно п. 2.1.6 государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г.
06.06.2013 года главным управлением молодежной политики главному редактору редакции газеты «Итоги74» был направлен ответ с информацией о результатах реализации программы Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы», а также указано, что согласно п.7.1 государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г., информация, относящаяся к предмету контракта, ходу его исполнения и полученным результатам, а также любая другая информация и данные, представленные каждой из Сторон в ходе исполнения контракта носит конфиденциальный характер и не может быть раскрыта или разглашена какой-либо третьей стороне без письменного согласия другой стороны.
Заявитель полагает указанный отказ в предоставлении информации незаконным и нарушающим его права.
В судебном заседании представители заявителя ФИО2 и ФИО3 действующие на основании доверенностей (л.д. 57, 107) поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточненном заявлении (л.д.5-11; 69-73).
Представитель Главного управления молодежной политики Челябинской области, действующая на основании доверенности ФИО4 требования не признала, представила письменные возражения (л.д.74-80; 109-111). Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав стороны, исследовав все материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, указанными в ст. 12 ГК РФ, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым не запрещенным законом способом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Ч.1 ст. 7 указанного закона предусматривает, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
В соответствии со ст. 39. закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.07.2013) "О средствах массовой информации", редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Ст. 40 указанного закона предусматривает, что отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
Судом установлено, что 30 мая 2013 года редакция газеты «Итоги 74» обратилась с редакционным запросом № 30 о предоставлении возможности лично ознакомится и снять копии с оригиналов документов по государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г, заключенному Главным управлением молодежной политики Челябинской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на оказание услуг по организации и проведению мероприятий областной целевой программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы» (л.д.13-15).
06.06.2013 года главным управлением молодежной политики главному редактору редакции газеты «Итоги74» был направлен ответ с информацией о результатах реализации программы Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы», а также указано, что согласно п.7.1 государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г., информация, относящаяся к предмету контракта, ходу его исполнения и полученным результатам, а также любая другая информация и данные, представленные каждой из Сторон в ходе исполнения контракта носит конфиденциальный характер и не может быть раскрыта или разглашена какой-либо третьей стороне без письменного согласия другой стороны (л.д. 107-108).
В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Ст. 5 указанного закона предусматривает, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Анализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что информация по государственному контракту № 2012.149999 от 19.11.2012г, заключенному Главным управлением молодежной политики Челябинской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на оказание услуг по организации и проведению мероприятий областной целевой программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Челябинской области» на 2012-2014 годы» может быть определена как информация, составляющая коммерческую тайну.
В соответствии с ст. 17.2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) "О размещении заказов га поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Согласно ч.2 ст. 13 Федерального закона «О коммерческой тайне», должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
Поскольку судом установлено, что п. 7.1 государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г., определяет, что информация, относящаяся к предмету контракта, ходу его исполнения и полученным результатам, а также любая другая информация и данные, представленные каждой из Сторон в ходе исполнения контракта носит конфиденциальный характер и не может быть раскрыта или разглашена какой-либо третьей стороне без письменного согласия другой стороны (л.д.10-13), суд не находит оснований для признания незаконным ответа Главного управления молодежной политики, содержащего указание на недопустимость предоставления такой информации.
Кроме того, сторонами государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г. была определена информация, которая не относится к коммерческой тайне и она была размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Данная информация существует в общедоступном режиме, поэтому суд не находит оснований для обязания Главного управления молодежной политики предоставить данную информацию.
Вместе с тем, в запросе редакции газеты «Итоги 74» от 30 мая 2013 г. содержалась также просьба о предоставлении информации о дате и номере выхода СМИ или название статьи и ссылку на сайты, зарегистрированные в качестве СМИ, в которых ИП ФИО1 была размещена информация о мероприятиях, согласно п. 2.1.6 государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г. Однако никакого ответа в адрес редакции газеты «Итоги74», от Главного управления молодежной политики по данному вопросу не поступило. Сведения относительно предоставления данной информации в письме № 01-652 от 06 июня 2013 года Главного управления молодежной политики не содержатся.
Такое бездействие Главного управления молодежной политики, выразившееся в непредставлении какого-либо ответа в части предоставлении информации о дате и номере выхода СМИ или название статьи и ссылку на сайты, зарегистрированные в качестве СМИ, в которых ИП ФИО1 была размещена информация о мероприятиях, согласно п. 2.1.6 государственного контракта № 2012.149999 от 19.11.2012г, суд находит незаконным.
Также суд считает несостоятельным довод Главного управления молодежной политики Челябинской области об отсутствии обязанности в предоставлении информации в связи с сомнениями относительно полномочий ФИО5, как главного редактора газеты «Итоги 74», поскольку ответ Управления Роскомнадзора по Челябинской области с указанием на то, что главным редактором указанного СМИ является ФИО3 был получен ГУМП 02.07.2013, тогда как ответ № 01-652 адресованный главному редактору редакции газеты «Итоги74» ФИО2 был направлен 06.06.2013 года.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Признавая бездействия Главного управления молодежной политики, выразившиеся в отказе в предоставлении ответа на редакционный запрос информации от 30 мая 2013 года № 30 в части сообщения названия, даты и номера выхода СМИ или названия статьи и ссылок на сайты, зарегистрированные в качестве СМИ, в которых ИП ФИО1 была размещена информация о мероприятиях, согласно п. 2.1.6 государственного контракта № 2012.149999 от 19 ноября 2012 года, суд считает необходимым обязать Главное управление молодежной политики Челябинской области предоставить ответ на редакционный запрос информации от 30 мая 2013 года № 30 в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Требования ООО «МЕДИАКОМ» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главного управления молодежной политики Челябинской области выразившегося в отказе в предоставлении ответа на редакционный запрос информации от 30 мая 2013 года № 30 в части сообщения названия, даты и номера выхода СМИ или названия статьи и ссылок на сайты, зарегистрированные в качестве СМИ, в которых ИП ФИО1 была размещена информация о мероприятиях, согласно п. 2.1.6 государственного контракта № 2012.149999 от 19 ноября 2012 года.
Обязать Главное управление молодежной политики Челябинской области предоставить ответ на редакционный запрос информации от 30 мая 2013 года № 30 в части сообщения названия, даты и номера выхода СМИ или названия статьи и ссылок на сайты, зарегистрированные в качестве СМИ, в которых ИП ФИО1 была размещена информация о мероприятиях, согласно п. 2.1.6 государственного контракта № 2012.149999 от 19 ноября 2012 года
В удовлетворении остальной части требований ООО «МЕДИАКОМ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: И.С. Бастен