ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2758/2022 от 26.08.2022 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-2758/2022

43RS0003-01-2022-003025-71

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2022 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Катаеве М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2758/2022 по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области к администрации муниципального образования "Город Киров" о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ

Управления Роспотребнадзора по Кировской области обратилось в суде иском к администрации муниципального образования "Город Киров" о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование требований указано, что управлением проведен анализ реестра санитарно-эпидемиологических заключений, выданных на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. По результатам анализа установлено, что на источник водоснабжения - реку Быстрица отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.6 СанПиН 2.{Дата}-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Постановлением Администрации города Кирова {Номер}-П от {Дата} «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Киров» муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Киров». Согласно выписке из ЕГРЮЛ МУП «Водоканал» создано как юридическое лицо 18.02.2003 {Адрес} видом экономической деятельности МУП
«Водоканал» является забор, очистка и распределение воды (Код по ОКВЭД 36.00). МУП «Водоканал» осуществляет эксплуатацию водозаборных очистных сооружений. Однако, собственником водозаборных очистных сооружений является Муниципальное образование «Город Киров». Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес}, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения не разработан, санитарно-эпидемиологические заключение на разработанный проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес} не получено. Отсутствие разработанных проектов ЗСО водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Просят признать незаконным бездействие администрации города Кирова, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч.4,5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13, п. 1.17 СанПиН 2.{Дата}-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Обязать администрацию города Кирова в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: организовать разработку проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес}, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес} санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с требованиями ч.4,5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13, п. 1.17 СанПиН 2.{Дата}-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»(л.д.4-6).

В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО3, ФИО4 настаивают на удовлетворении требований.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 возражает против удовлетворения исковых требований, просит в удовлетворении требований отказать. Пояснив, что здание насосной станции 1 подъема {Адрес} на водозаборе {Адрес} передано в хозяйственное ведение МУП «Водаканал» по постановлению администрации города Кирова {Дата}{Номер}-{Адрес} является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории МО «Город Киров». В 2007 году разрабатывался проект ЗСО водозабора на {Адрес},в 2007 и 2008 году ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кировской области» были выданы отрицательные заключения, поскольку во втором поясе ЗСО расположены склады ГСМ, ядохимикатов и минеральных удобрений, животноводческие предприятия, канализационные очистные сооружения хозяйствующих субъектов. Землепользователи и владельцы объектов недвижимости отказываются от согласования режимных мероприятий в пределах ЗСО. В 2022 и плановый период 2023 и 2024 г.г. расходы на финансирование мероприятий пол ЗСО запланированы не были. В настоящее время ведется работа по формированию проекта бюджета МО «Город Киров» 2023 г, плановый период 2024 и 2025 г.{Адрес} требуемых истцом работ требует продолжительного времени и значительных финансовых затрат.

Представитель третьего лица, МУП «Водоканал» по доверенности ФИО6 поддержала доводы отзыва, возражала против удовлетворения иска, пояснив,что В 2007 году разрабатывался проект ЗСО водозабора на {Адрес},в 2007 и 2008 году ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кировской области» были выданы отрицательные заключения, поскольку во втором поясе ЗСО сооружения хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты не согласовывают мероприятия по проекту ЗСО.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Судом установлено, что управлением Роспотребнадзора по Кировской области проведен анализ реестра санитарно-эпидемиологических заключений, выданных на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. По результатам анализа установлено, что на источник водоснабжения - реку Быстрица отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.6 СанПиН 2.{Дата}-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПиН 2.{Дата}-02).

Постановлением Администрации города Кирова {Номер}-П от {Дата} «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Киров» муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Киров».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МУП «Водоканал» создано как юридическое лицо 18.02.2003 г.. Основным видом экономической деятельности МУП
«Водоканал» является забор, очистка и распределение воды (Код по ОКВЭД 36.00).

МУП «Водоканал» осуществляет эксплуатацию водозаборных очистных сооружений.

Однако, собственником водозаборных очистных сооружений является Муниципальное образование «Город Киров».

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от {Дата} N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения. предусмотренными Федеральным законом от {Дата} N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ от {Дата} N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ст.1 Устава муниципального образования «Город Киров», утв. решением Кировской городской Думы от {Дата} N 42/19, Муниципальное образование «Город Киров» - городской округ с границами, установленными Законом Кировской области от 07.12.2004 N 284-30 «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения».

В силу пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от {Дата} N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. снабжения населения топливом в пределах полномочий. установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно п.4 ст.8 Устава муниципального образования «Город Киров» к вопросам местного значения муниципального образования относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования: организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.29 Устава исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области является администрация города Кирова.

Согласно п.4, 5, ч.б ст.29 Устава администрация города Кирова осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в порядке и пределах полномочий, установленных городской Думой; организует в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем и сооружений водоснабжения -.и водоотведения, осуществлять в пределах установленных законодательством полномочия собственника водных объектов.

Обязанность организовать разработку проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес}, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и получить санитарно-эпидемиологические заключение на разработанный проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес}, лежит на Администрации города Кирова как органе местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества, независимо от того факта, передан ли данный объект в пользование и находится в эксплуатации иного лица.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от {Дата} «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

В силу ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от {Дата}{Номер}, утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.{Дата}-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее - СанПиН 2.{Дата}-02).

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Согласно п. 1.5. СанПиН 2.{Дата}-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6. СанПиН 2.{Дата}-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния *территЬрии зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.{Дата}-02).

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1 П 0-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.17 СанПиН 2.{Дата}-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.

Согласно ч.1 ст. 18 ФЗ {Номер} водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес}, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения не разработан, санитарно-эпидемиологические заключение на разработанный проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес} не получено.

Отсутствие разработанных проектов ЗСО водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

Кроме того, отсутствие проекта ЗСО не позволяет оценить правила и режим хозяйственного пользования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от {Дата} «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Невыполнение требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что понуждение администрации города Кирова к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан, в связи с чем удовлетворяет требования истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области ({Номер}) к администрации муниципального образования "Город Киров" о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Кирова, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч.ч.4,5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п.1.4, п. 1.5, 1.6, 1.12, 1.13, 1.17 СанПиН 2.{Дата}-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения».

Обязать администрацию муниципального образования "Город Киров" ({Номер}) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать разработку проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес}, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения {Адрес} санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с требованиями ч.ч. 4,5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.12, 1.13, 1.17 СанПиН 2.{Дата}-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Малова

Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}.

Решение06.09.2022