Дело № 2-2759/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Гавриковой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии,
установил:
обратившись в суд с указанным выше исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, истец ФИО1 указал в обоснование иска на то, что он является получателем досрочной пенсии за работу в районах Крайнего Севера с 12 мая 2015 года.
При этом при подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера Пенсионный фонд не засчитал определенные периоды работы истца, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в специальный стаж, исковые требования о включении спорных периодов работы в специальный стаж истца были удовлетворены судом.
После вступления в законную силу решения суда о включении в специальный стаж определенных периодов работы, истец обратился в УПФР с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако, в результате произведенного перерасчета размер его пенсии составил с 01.10.2020 г. сумму 10656, 82 рублей, что на 30 рублей больше размера пенсии до перерасчета.
В обоснование иска ФИО1 также указывает на то, что его страховой стаж составляет 23 года 02 месяца 25 дней, стаж работы в РКС – 15 лет 02 месяца 22 дня, то есть неполный трудовой стаж, в связи с чем считает, что пенсионному фонду необходимо было принять во внимание закон Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях», а именно положения ст.19 указанного закона, в которой предусматривается, что размер пенсии при неполном трудовом стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, установленной за стаж мужчинам 25 лет.
ФИО1 также полагает, что исчисление пенсии пропорционально имеющемуся стажу производится следующим образом: определяется соответствующая полная пенсия (с учетом РКС), эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа (300 месяцев, полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа (у него - 278 месяцев), при этом к пенсии при неполном стаже могут начисляться надбавки, такие же, как к полной пенсии, без уменьшения их размера.
Кроме этого, ФИО1 считает, что к его пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» должна производится доплата за северный стаж в виде повышенной фиксированной выплаты к пенсии на 50 % за 15 лет стажа в районах Крайнего Севера, которая сохраняется за пенсионером независимо от места проживания, в том числе при переезде из районов Крайнего Севера в другие регионы.
По мнению ФИО1, расчет страховой пенсии, применяемый УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, не основан на законе, в связи с этим истец ФИО1 просит суд обязать УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону произвести перерасчет размера пенсии с учетом индексаций с 01.12.2016 года, а также в соответствии с положениями Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в редакции от 27.11.2001г. с изменениями от 05.11.2002 года, регулирующими вопрос о размере пенсии при неполном трудовом стаже, в соответствии с положениями ст. 19 указанного Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1; произвести доплату за северный стаж согласно положениям Федерального закона «О страховых пенсиях».
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дал объяснения аналогичные по содержанию доводам, изложенным в обоснование иска.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 10.01.2020 года, сроком действия до 31.12.2020 года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, дала объяснения аналогичные по содержанию приведенным в обоснование письменных возражений на исковое заявление, приобщенных к материалам дела (л.д. 36-40), обратила внимание суда на то, что страховая пенсия истцу выплачивается в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего порядок расчета страховых пенсий, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии не имеется, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав явившихся в судебное заседание истца, представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.
В данном деле судом установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону с 12 мая 2015 года, являясь получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» за работу в районах Крайнего Севера (РКС).
Из материалов пенсионного дела ФИО1 № 115137, представленного на обозрение суду в судебном заседании, следует, что трудовая деятельность истца ФИО1 с 24.09.1980г. по 30.05.1997г. протекала в должности матрос, в том числе после 01.02.1982г. – в районах Крайнего Севера.
Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, разделом ХХХ «Транспорт» подразделом 2 «Морской и речной флот» и Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, разделом XXVIII «Транспорт» подразделом 3 «Морской и речной флот», предусмотрены определенные профессии плавающего состава машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), в числе которых профессия «матрос» не поименована. Поэтому оснований для исчисления данного стажа по Спискам № 2 и, соответственно, для назначения досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Пенсионного фонда не имелось.
Основания для зачета периодов работы истца в должности матроса в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, также отсутствовали, поскольку в материалах пенсионного дела не имеется подтверждения факта работы истца ФИО1 в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
При указанных обстоятельствах пенсионный орган правомерно признал за истцом ФИО1 право на досрочную страховую пенсию на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и назначил истцу пенсию именно по указанному основанию.
Пенсия по данному основанию устанавливается в соответствии с вышеуказанной статьей мужчинам по достижению 55-летнего возраста, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. При этом гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, согласно положениям п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия устанавливается за 15 календарных лет на Крайнем Севере. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой в РКС или МКС подтверждается соответствием местности, где протекала работа заявителя, местностям, указанным в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2015 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
Другие документы в подтверждение трудового стажа принимаются при отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения о работе либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.
С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации действует федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. (далее по тексту – закон № 400-ФЗ). Со дня вступления в силу указанного закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с федеральным законом № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.
В силу п. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ при определении размера страховой пенсии по старости, участвующий в расчете пенсии при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКс) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии) исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым:
Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Размер страховой пенсии с 01.01.2015г. определяется в соответствии с законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. по формуле:
СПст.= ИПК * СПК,
где - СПст. - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Специальный стаж работы истца ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, который был установлен УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону на дату его обращения с заявлением о назначении данного вида пенсии, составил 13 лет 01 месяц 23 дня, что отражено в решении от 05.08.2015 года, и, соответственно, дало право назначить ФИО1 пенсию по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, при неполном стаже в районах Крайнего Севера.
Расчет РПК ФИО1 на 01.01.2002г.: 0,55 * 1,200 *1671 руб. = 1 102 рубля 86 копеек - 450 руб. 00 коп. = 1 652 рубля 86 копеек * 252 мес. * 0,63188889 = 103 958 руб. 82 коп., с учетом индексации страховых частей трудовых пенсий с 01.01.2002г. = 583 709 руб.75 коп. + 110 904 руб. 85 коп. (сумма валоризации - стаж до 1991 года) + 95 130 руб.03 коп. = 789 744 руб.63 коп. / 252 мес. = 3 133 руб. 90 коп. (размер страховой части трудовой пенсии по старости на 31.12.2014 года).
С 12.05.2015г. размер страховой пенсии истца по старости составил 7 874 руб. 90 коп. (фиксированная выплата 4383 руб. 59 коп. + страховая пенсия 3491 руб. 31 коп.), исчисленный при общем трудовом стаже на 31.12.2001г.: 21 год 10 месяцев 24 дня, специальном стаже (РКС) 13 лет 01 месяцев 23 дня; стажевый коэффициент - 0, 55; с учетом среднемесячной заработной платы за период работы с 01.04.1987г. по 31.03.1992г. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (отношение - 2,788; ограничение 1,2); с учетом страховых взносов с 03.01.2005г. по 31.12.2014г. в сумме 95 130 руб.03 коп.
18.02.2016 года вынесено решение об установлении истцу Федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД) с 01.01.2016 года в сумме 592 руб.04 коп.
Размер страховой пенсии по старости истца с 01.02.2016 года составил: 8211 руб. 97 коп. (фиксированная выплата 4558 руб. 93 коп. + страховая пенсия- 3653 руб. 04 коп.).
ФСД - 276 руб.03 коп, к выплате - 8488 руб.00 коп.
На основании решения Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону № 2-3150/2016 от 01.11.2016г. об установлении факта работы в РКС в период с 12.08.1997г. по 27.10.1998г. и соответствующего заявления ФИО1 от 26.12.2016г., УПФР в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону было вынесено решение от 30.12.2016г. которым произведен перерасчет назначенной ранее пенсии с 01.01.2017 года. С учетом указанного решения суда, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО1 составил 14 лет 4 месяца 9 дней.
С учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2- П, суммарный трудовой стаж ФИО1 на 01.01.2017 года составил 30 лет 03 месяцев 06 дней, страховой стаж - 23 года 01 месяц 10 дней, стаж в РКС - 14 лет 04 месяцев 09 дней.
Размер страховой пенсии ФИО1 по старости с 01.01.2017 года составил 8503 руб. 19 коп. (фиксированная выплата 4558 руб. 93 коп. + страховая пенсия 3944 руб. 26 коп.).
Доплата страховой пенсии за период с 01.01.2017г. по 31.01.2017г. в сумме 244 руб.87 коп. была произведена в феврале 2017 г.
Размер страховой пенсии по старости с 01.02.2017 года составил 8962 руб. 33 коп. (фиксированная выплата 4805 руб. 11 коп. + страховая пенсия 4157 руб. 22 коп.).
Решением Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону №2-1109/2020 от 06.07.2020г. в специальный стаж работы в РКС ФИО1 включены периоды: с 08.09.1987г. по 02.10.1987г., с 06.11.1991г. по 12.11.1991г., с 13.11.1991г. по 01.12.1991г., с 19.02.1993г. по 26.02.1993г., с 18.05.1993г. по 17.09.1993г., с 19.09.1993г. по 29.09.1993г., с 26.10.1993г. по 04.11.1993г., с 05.11.1993г. по 15.11.1993г., с 21.06.1995г. по 28.06.1995г., с 29.06.1995г. по 31.08.1995г., с 23.04.1996г. по 29.04.1996г.
На основании указанного решения суда, по заявлению ФИО1 от 23.09.2020г., распоряжением УПФР от 29.09.2020г. был произведен перерасчет назначенной ранее пенсии с 01.10.2020 года. С учетом указанного решения суда, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО1 составил 15 лет 2 месяца 22 дня.
Размер страховой пенсии по старости после указанного перерасчета с 01.10.2020 года составил 10 656 руб. 82 коп. (фиксированная выплата 5686 руб. 25 коп. + страховая пенсия 4970 руб.57 коп.).
Таким образом, на основании всех имеющихся в пенсионном деле ФИО1 № 115137 документов, в том числе решений Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону, у истца имеется страховой стаж - 23 года 02 месяца 25 дней; специальный стаж (в районах Крайнего Севера) - 15 лет 02 месяца 22 дня.
Из текста искового заявления и пояснений ФИО1 следует, что он претендует на расчет страховой пенсии по старости с применением положений о неполном трудовом стаже по закону № 340-1, а также с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, и установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
Между тем, суд считает, что заявленные ФИО1 в данном деле исковые требования не подлежат удовлетворению, так как противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, исковые требования ФИО1 о расчете страховой пенсии по старости с применением положений ст. 19 Закона РФ № 340-1 основаны на ошибочном толковании истцом норм пенсионного законодательства.
Согласно положениям ст. 19 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях», размер пенсии при неполном общем трудовом стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 закона). Таким образом, положения статьи 19 касаются пенсии по старости, назначаемой в соответствии со статьей 10 данного закона, то есть пенсии по старости на общих основаниях.
При исчислении трудовой пенсии в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по правилам, изложенным в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ, подлежащего применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30, п. 4 ст.30 или п. 6 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Пункт 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусматривает вариант оценки пенсионных прав по нормам действующего законодательства. Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, без включения иных периодов, например, учебы.
Пункт 4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ содержит вариант оценки пенсионных прав аналогичный старому законодательству - закону Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях». Согласно данному пункту, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Пункт 6 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ касается лиц, которым пенсия была установлена по состоянию на 31.12.2001 года и предусматривает возможность выбора варианта оценки.
Таким образом, статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, исходя из продолжительности общего трудового стажа, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются, в том числе, периоды обучения в высших учебных заведениях.
Как усматривается из материалов пенсионного дела ФИО1 №115137, страховая пенсия истцу определена в порядке, предусмотренном пунктом 3 вышеназванной статьи, как наиболее выгодный для истца вариант.
Исковые требования в части расчета страховой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат нормам пенсионного законодательства.
Так, согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), а именно его абзацев одиннадцатого - пятнадцатого, согласно которым для лиц, проживавших, по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (абзац 16 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ).
Абзац 1 п.п. 6 п.1 ст. 28 относится к следующим гражданам: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Кроме того, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003г. № 22 утверждено Разъяснение от 22.04.2003г. № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей».
Пунктом 1 указанного Разъяснения предусмотрено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 закона от 17.12.2001г., применяется (независимо от вида пенсии):
- для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- для лиц независимо от места их жительства – мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 01 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Продолжительность страхового стажа истца ФИО1 составляет 23 года 02 месяца 25 дней, что им не оспаривается.
Таким образом, при расчете страховой пенсии истца ФИО1 по старости повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации применению не подлежит, так как у истца отсутствует страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о применении при расчете его страховой пенсии повышенного фиксированного базового размера.
С 01.01.2008 г. вступили в силу положения Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ (абзацы первый и второй п.п. «а» п.1 ст.1), которые дополнили статью 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в пункте 7 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такое правовое регулирование направлено на установление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения.
Таким образом, право на установление базовой части трудовой пенсии по старости (с 01 января 2010 года - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) в повышенном размере за продолжительный стаж работы на Севере в соответствии с пунктами 7 и 11 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставлено лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.
Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также предусмотрено такое повышение, в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в суммах, равных 50 процентам и 30 процентам соответственно для РКС и МКС, суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
Таким образом, условием для установления повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии (по закону № 173-ФЗ) и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии (по закону № 400-ФЗ) является наличие у мужчин страхового стажа продолжительностью не менее 25 лет и стажа в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
В связи с отсутствием у истца ФИО1 страхового стажа продолжительностью 25 лет, истцу также не может быть установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в повышенном размере.
Применяя к установленным по делу обстоятельствам приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что размер страховой пенсии по старости ФИО1 исчислен пенсионным органом верно, в соответствии с действующим законодательством, предусмотренных законом оснований для перерасчета исчисленной истцу пенсии по приведенным в исковом заявлении обоснованиям, в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Новикова И.В.
Мотивированный текст решения изготовлен 30.12.2020