ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2759/2015 от 21.08.2015 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-2759/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2015 года г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Подзолковой Н.Е.,

с участием: заявителя Фаизовой М.Т. и её представителя Иванова А.В.,

представителей заинтересованного лица Управления муниципального заказа администрации г. Твери Громовой Е.Ю. и Цымбал А.А.,

представителя заинтересованного лица администрации г. Твери Родина Н.Н.,

представителя заинтересованного лица Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации г. Твери Статоницкой О.В.,

заинтересованного лица ИП Середина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Фаизовой М.Т. о признании незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок и действия (бездействие) Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона – обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций,

у с т а н о в и л:

Фаизова М.Т. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки № , размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=) и действия (бездействие) организатора закупки – Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона – обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=) опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № . В соответствии с указанным извещением Управление муниципального заказа администрации города Твери выступает организатором торгов, а Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери выступает заказчиком торгов, проводимых в форме электронного аукциона, по выбору подрядчика на осуществление демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери. В соответствии с техническим заданием, являющимся Приложением к аукционной документации, демонтажу подлежат 49 рекламных конструкций, установленных в различных частях города Твери. Организатором торгов выдвинуто требование в соответствии с данным техническим заданием на предмет безопасности выполнения работ и обеспечение требований безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды, которые должны обеспечиваться Подрядчиком (п. 5 ч. 3 технического задания). При этом уполномоченный орган предъявляет всего одно требование к участникам аукциона – отсутствие информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, что нарушает права истца, что выражается в следующем.

В соответствии со ст. 59 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. В соответствии с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) Заказчиком указан код 45.11.11.000, что в соответствии с «ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» является работы по сносу зданий и сооружений. Эта группировка включает: работы по демонтажу (разборке) и сносу зданий и сооружений. При этом в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ здания, строения и сооружения отнесены к объектам капитального строительства, а в соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года №624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с разделом III п. 10.5 указанного Перечня Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, исходя из объекта закупки на электронный аукцион выставлены работы, которые оказывают влияние на безопасность и выполнение которых требует свидетельства о допуске выданное СРО, в которой должно состоять лицо, выполняющее данные работы (фактически победитель аукциона).

В заявлении заявитель указывает, что является жителем города Твери, любит совершать пешие прогулки, в том числе и в местах, где установлены предложенные к демонтажу рекламные конструкции. В связи с чем, полагает, что отсутствие ограничения для участия в электронном аукционе в виде необходимого членства в СРО и наличия свидетельства, выданного СРО о допуске на проведение работ, которые являются объектом закупки электронного аукциона, напрямую нарушает права, поскольку в случае, если аукцион выиграет лицо, не имеющее соответствующего свидетельства о допуске, выданном СРО, то это влечет выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций с нарушением требований действующего законодательства, что влечет угрозу причинения мне и моей семье вреда жизни и здоровью, вреда окружающей среде. В связи с чем, заявитель обратился в суд с указанными требованиями.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация <адрес> и ИП ФИО1

В судебном заседании заявитель Фаизова М.Т. и её представитель Иванов А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что Постановлением Администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Сборник типовых рекламных конструкций города Твери. В соответствии со Сборником щитовая установка состоит из следующих составных частей: 1. Опорная стойка: профильная труба прямоугольного или круглого сечения; 2. Каркас: металлический швеллер; 3. Облицовка: пластик или композитный материал; 4. Фундамент: заглубляемый; 5. Освещение: внутренняя или внешняя подсветка. Таким образом, указанная конструкция является сооружением, является результатом строительства и представляет собой строительную систему, имеющую наземную, надземную и подземную части, состоит из несущих конструкций и предназначена для процесса размещения информации и доведения ее до неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с п. 6.63 Правил благоустройства города Твери, утвержденных Решением Тверской городской думы от 16 октября 2014 года № 368 Рекламные конструкции при наличии у них фундаментного блока должны быть демонтированы вместе с фундаментным блоком. Таким образом, демонтаж рекламных конструкций предполагает собой полноценное проведение строительных работ, включающих в себя как демонтаж фундамента (подземной части сооружения), так и демонтаж надземной части конструкции. Кроме того, организатором торгов в техническом задании определено, что демонтаж рекламной конструкции возможен и путем проведения срезки составных ее элементов. При этом используется газосварочный аппарат. В соответствии с Приказом Минтруда Росси от 23 декабря 2014 года № 1101н «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении сварочных работ» к выполнению электросварочных и газосварочных работ допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний в установленном порядке. Работники должны иметь группу по электробезопасности в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок. Указанное требование установлено законодателем, поскольку данные виды работ относятся к пожароопасным видам работ. В соответствии со ст. 31 Закона №44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки. В соответствии с ч. 1 п. 1 указанной статьи основным требованием к участнику закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Таким образом, заинтересованное лицо заблуждается, что предъявление требования к участнику закупки о необходимом членстве в СРО и наличии допуска является нарушением ФЗ №44-ФЗ, поскольку указанное требование вытекает из объекта торгов - работы по демонтажу (сносу) зданий и сооружений. Очевидно, что при определении поставщика услуг в результате проведения торгов, например, для оказания услуг медицинского характера, организатор торгов обязан выдвинуть требование о соответствующей квалификации, либо наличии лицензии для участника таких торгов, поскольку такие требования соответствуют законодательству РФ и объекту закупки. В противном случае победителем торгов может стать любое лицо, не имеющее соответствующую квалификацию и лишь предложившее наилучшую цену. Ссылка заинтересованного лица на Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99 не имеет отношение к настоящему спору и объекту закупки, поскольку указанным постановлением определены обязательные дополнительные требования к участникам закупки при определенных условиях и данные требования касаются исключительно наличия опыта исполнения определенных контрактов.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г. Твери Родин Н.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных заявителем требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно представленного отзыва, в соответствии с документацией электронного аукциона предметом закупки выступает демонтаж рекламных конструкций на территории города Твери. Следует учитывать, что по своей природе назначения рекламная конструкция выступает временным объектом, установленным на определенный срок предоставленного права на установку и эксплуатацию (срок действия разрешения и договора). После истечения срока предоставленного права рекламная конструкция подлежит демонтажу. Как следует из п. 1,2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», установленный перечень действует в отношении видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство. При установке и эксплуатации рекламной конструкции не требуется выдача разрешения на строительство ввиду того, что рекламная конструкция является вещью движимой. Вместе с тем, рекламная конструкция не выступает объектом капитального строительства и, следовательно, при ее демонтаже не требуется наличие соответствующего допуска СРО. Относительно довода заявителя об установлении кода ОКПД по группировке работы по демонтажу (разборке) и сносу зданий и сооружений, пояснил, что установление требований к участнику закупки относительно наличия соответствующего допуска СРО применяется с учетом конкретного содержания предмета закупки, заключаемого договора и технического задания, которые позволяют определить необходимость установления соответствующего требования, а не исключительно относительно кода ОКПД. Код ОКПД носит информационный характер, позволяет определить общую родовую категорию выполняемых работ (услуг) в целях ведения отчетности и на основании конкретного содержания предмета закупки. Таким образом, в данном случае установление требования к участнику закупки прямо не предусмотренного законом о наличии допуска СРО при демонтаже рекламных конструкций выступающих временными объектами недопустимо и более того выступает составом административного нарушения в рамках применения законодательства о контрактной системе.

В судебном заседании представители заинтересованного лица Управления муниципального заказа администрации г. Твери Громова Е.Ю. и Цымбал А.А., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявленных заявителем требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно представленного отзыва, в извещении о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на демонтаж рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери (извещение №) указан код ОКПД 45.11.11.000 «Работы по сносу зданий и сооружений». Вышеуказанный код ОКПД был установлен в связи с тем, что предмету контракта «Демонтаж рекламных конструкций» максимально соответствует код ОКПД 45.11.11.000 «Работы по сносу зданий и сооружений» по «Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности» ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Код ОКПД «Работы по сносу временных построек, киосков, навесов и других подобных построек» в классификаторе ОК 034-2007 (КПЕС 2002) отсутствует, соответственно был выбран код ОКПД, максимально подходящий по смыслу к перечню работ, указанных в техническом задании.

Ссылаясь на положения ст. 31 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указали, что при проведении вышеуказанного аукциона дополнительные требования к участникам закупки не могли быть установлены.

Указали, что исходя из совокупного толкования норм Градостроительного кодекса РФ, Ф3 «О рекламе» рекламная конструкция не относится к объектам капитального строительства ввиду отсутствия у них обязательного признака капитальности (несущих конструкций), а также целевого использования (предназначенную для выполнения процессов различного вида, хранения продукции, проживания и (или) деятельности людей, временного пребывания людей, размещения производства, перемещения людей и грузов и др.), в связи с чем, полагают, что требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитальною строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства противоречит действующему законодательству РФ.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации г. Твери Статоницкая О.В., действующая на основании доверенности, и заинтересованное лицо ИП Середин Д.В. возражали против удовлетворения заявленных заявителем требований по основаниям, изложенным представителями заинтересованных лиц Управления муниципального заказа администрации г. Твери и администрации г. Твери в письменных отзывах.

Выслушав заявителя, представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (пункт 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ).

На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 6 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, содержащей правила описания объекта закупки.

В силу ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в числе прочих, следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=) Управлением муниципального заказа администрации города Твери опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № . Согласно извещения наименованием объекта закупки является демонтаж рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Твери. Дата начала подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, окончания – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – ДД.ММ.ГГГГ, дата проведения аукциона в электронной форме – ДД.ММ.ГГГГ. Заказчиком указан Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери, код по ОКПД – 45.11.11.000, стоимость <данные изъяты>. Преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ). Требования к участникам – об отсутствии в предусмотренном Федеральном законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица (в соответствии с ч. 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Указано, что участниками данного аукциона в электронной форме могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии со ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Место выполнения работ и объем работ, требования к выполнению работ, а также требования к месту хранения демонтированных рекламных конструкций указаны в Техническом задании по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери, являющемся приложением к аукционной документации.

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 10 ст. 69 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признан победителем аукциона ИП Середин Д.В.

Как указывалось ранее в соответствии со ст. 31 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к участникам закупки устанавливаются единые и дополнительные требования.

При этом частью 1 ст. 31 Закона определен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки при проведении процедуры определения поставщиков.

Дополнительные требования к участникам закупки определены Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 1 указанного Постановления и п. 2 Приложения № 1 к Постановлению при проведении электронного аукциона по закупке строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, дополнительные требования к участникам закупки могут быть установлены только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн.рублей.

Как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контракта по аукциону в электронной форме на право заключения муниципального контракта на демонтаж рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Твери (извещение № ) составляет <данные изъяты>.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что при проведении вышеуказанного аукциона основания для установления дополнительных требований к участникам закупки отсутствовали.

Кроме того, одним из единых требований, определенных Законом №44-ФЗ, является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В силу положений п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определения понятий здание и сооружение дано в статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому: здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскую или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В силу положений п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламной конструкцией понимаются разновидности средств, с помощью которых распространяется наружная реклама: с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что рекламная конструкция не относится к объектам капитального строительства ввиду отсутствия у нее обязательного признака капитальности (несущих конструкций), а также целевого использования (предназначенную для выполнения процессов различного вида, хранения продукции, проживания и (или) деятельности людей, временного пребывания людей, размещения производства, перемещения людей и грузов и др.).

При этом вопреки позиции заявителя факт установки рекламных щитов на железобетонный фундамент не может служить основанием для отнесения изготовления щитов к капитальному строительству, поскольку он может быть легко демонтирован и установлен в другом месте, а также не может быть приравнен к особо сложным и особо опасным объектам наружной рекламы, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, размещенное ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок соответствует требованиям действующего законодательства, а со стороны Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери отсутствовало бездействие в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона – обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций.

Кроме того, при рассмотрении данного гражданского дела суд также учитывает, что исходя из системного толкования норм материального права, регулирующих порядок проведения торгов, лишь заинтересованное лицо вправе обратиться с требованием о признании аукциона или их результатов недействительными, которым являются участники конкурса или аукциона, а также лица, которым было отказано в участии в конкурсе или аукционе.

Заявитель Фаизова М.Т. к числу таких лиц не относится, доказательств нарушения её прав проведенным аукционом суду не представлено. Признание недействительным оспариваемого аукциона не влияет на объем и характер прав и обязанностей заявителя.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое извещение о проведении конкура не нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Фаизовой М.Т. о признании незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки №, размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок и действия (бездействие) Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона – обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 08 сентября 2015 года.

Председательствующий И.Ю. Райская