Дело № 2-275/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 год. с. Енотаевка. Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Шеиной Е.А.
при секретаре Батаевой Л.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области к ФИО2 о взыскании средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в бюджет Астраханской области,
установил:
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в бюджет Астраханской области в размере 1500000,00 рублей.
В обосновании заявленных исковых требований истец указал, что постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области» утверждено Положение о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (далее - Положение), а также создана конкурсная комиссия по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (далее - конкурсная комиссия).
Протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в 2016 году от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден бизнес-план индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2(далее - ИП ГКФХ ФИО2) включенной в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в ДД.ММ.ГГГГ году, а также размер гранта ИП ГКФХ ФИО2 -1500000,00 рублей.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 раздела 5 Положения заявители, включенные в реестр начинающих фермеров Астраханской области, признаются участниками программы поддержки начинающих фермеров Астраханской области- начинающими фермерами. Начинающие фермеры имеют право на получение государственной поддержки в форме субсидии, предоставляемой в порядке, установленном правовым актом <адрес>.
Согласно пункту 1 распоряжения Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с пунктом 3.9 Порядка предоставления субсидий на поддержку малых форм хозяйствования на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П (далее - Порядок), Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> принято решение о предоставлении субсидии на поддержку начинающих фермеров ИП ГКФХ ФИО1 в размере 1500,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств субсидии, полученной из федерального бюджета - 1198,500 тыс. рублей, за счет средств бюджета <адрес> - 301,500 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3.12 Порядка субсидия перечисляется Министерством на счет заявителя в порядке и сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии.
Между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> (далее - министерство), Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> и ИП ГКФХ ФИО2 заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержку начинающих фермеров от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№).
Средства субсидии перечислены Министерством на расчетный счет ИП ГКФХ ФИО2, открытый в АО ВКАБАНК <адрес>, для перечисления средств субсидии и осуществления операций с указанными средствами, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 6.9 раздела 6 Положения начинающий фермер, исключенный из реестра начинающих фермеров <адрес> решением конкурсной комиссии, обязан вернуть средства субсидии в бюджет <адрес> в порядке, установленном правовым актом <адрес> и (или) соглашением о предоставлении государственной поддержки (субсидии).
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, возврат субсидии осуществляется заявителем в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет <адрес>. В случае отказа заявителя добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет <адрес> осуществляется министерством в судебном порядке.
На основании пункта 6.8 раздела 6 Положения копия протокола заседания конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Протокол заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№) в установленный законодательством срок направлена конкурсной комиссией в Министерство.
Решением конкурсной комиссии, оформленным Протоколом заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, ИП ГКФХ ФИО2 исключена из реестра начинающих фермеров <адрес> по основаниям, установленным абзацами третьим, четвертым пункта 6.1 раздела 6 Положения, а именно: «в связи с нарушением начинающим фермером условий соглашения о предоставлении средств государственной поддержки (субсидии) начинающим фермерам <адрес> (подпункта 3.3.5 пункта 3.3 соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№)».
Требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет <адрес> (исх. письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№) в порядке, установленном законодательством <адрес> и пунктом 3.1.6 пункта 3.1 соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№, направлено в адрес ИП ГКФХ ФИО2 Указанное требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет <адрес> получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В силу вышеуказанных положений Порядка и подпункта 3.3.7 пункта 3.3 соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№ начинающий фермер обязуется в случаях и порядке, установленных законодательством <адрес> и указанным соглашением, возвратить средства субсидии в бюджет <адрес>.
Однако до настоящего времени средства субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 1500000,00 рублей ФИО2 в бюджет <адрес> добровольно не возвращены.
Представитель истца-Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещён, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела надлежащим образом извещена, просит суд рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> о взыскании средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 1500000,00 рублей в бюджет <адрес> признаёт в полном объёме, не возражает против их удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В силу части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение сторон о дне слушания дела, ходатайство участников процесса о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца- Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес>, ответчика- ФИО2
Изучив письменные материалы, суд полагает, что исковые требования Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> о взыскании с ФИО2 средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 1500000,00 рублей в бюджет <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
При этом в силу пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2.18 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением <адрес> от 08.02.2017№-П, одним из обязательных условий предоставления субсидии является сохранение заявителем статуса победителя соответствующего конкурсного отбора, указанного в пункте 1.4 раздела 1 указанного Порядка, включенного в реестр победителей данного конкурсного отбора, в течение 5 лет со дня перечисления средств субсидии.
В судебном заседании установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес>» утверждено Положение о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес> (далее - Положение), а также создана конкурсная комиссия по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес> (далее - конкурсная комиссия).
Протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден бизнес-план индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2(далее - ИП ГКФХ ФИО2) включенной в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, а также размер гранта ИП ГКФХ ФИО2 -1500000,00 рублей.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 раздела 5 Положения заявители, включенные в реестр начинающих фермеров Астраханской области, признаются участниками программы поддержки начинающих фермеров Астраханской области- начинающими фермерами. Начинающие фермеры имеют право на получение государственной поддержки в форме субсидии, предоставляемой в порядке, установленном правовым актом <адрес>.
Согласно пункту 1 распоряжения Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с пунктом 3.9 Порядка предоставления субсидий на поддержку малых форм хозяйствования на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П (далее - Порядок), Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> принято решение о предоставлении субсидии на поддержку начинающих фермеров ИП ГКФХ ФИО2 в размере 1500,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств субсидии, полученной из федерального бюджета - 1198,500 тыс. рублей, за счет средств бюджета <адрес> - 301,500 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3.12 Порядка субсидия перечисляется Министерством на счет заявителя в порядке и сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии.
Между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> (далее - министерство), Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> и ИП ГКФХ ФИО2 заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержку начинающих фермеров от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№).
Средства субсидии перечислены Министерством на расчетный счет ИП ГКФХ ФИО2, открытый в АО ВКАБАНК <адрес>, для перечисления средств субсидии и осуществления операций с указанными средствами, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 6.9 раздела 6 Положения начинающий фермер, исключенный из реестра начинающих фермеров <адрес> решением конкурсной комиссии, обязан вернуть средства субсидии в бюджет <адрес> в порядке, установленном правовым актом <адрес> и (или) соглашением о предоставлении государственной поддержки (субсидии).
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, возврат субсидии осуществляется заявителем в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет <адрес>. В случае отказа заявителя добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет <адрес> осуществляется министерством в судебном порядке.
На основании пункта 6.8 раздела 6 Положения копия протокола заседания конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Протокол заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№) в установленный законодательством срок направлена конкурсной комиссией в Министерство.
Решением конкурсной комиссии, оформленным Протоколом заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, ИП ГКФХ ФИО2 исключена из реестра начинающих фермеров <адрес> по основаниям, установленным абзацами третьим, четвертым пункта 6.1 раздела 6 Положения, а именно: «в связи с нарушением начинающим фермером условий соглашения о предоставлении средств государственной поддержки (субсидии) начинающим фермерам <адрес> (подпункта 3.3.5 пункта 3.3 соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№)», что влечет за собой необходимость надлежащего исполнения обязательства по возврату средств субсидии в бюджет <адрес> в порядке, установленном законодательством <адрес> и соглашением о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№.
Требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет <адрес> (исх. письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№) в порядке, установленном законодательством <адрес> и пунктом 3.1.6 пункта 3.1 соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№, направлено в адрес ИП ГКФХ ФИО2 Указанное требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет <адрес> получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В силу вышеуказанных положений Порядка и подпункта 3.3.7 пункта 3.3 соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№ начинающий фермер обязуется в случаях и порядке, установленных законодательством <адрес> и указанным соглашением, возвратить средства субсидии в бюджет <адрес>.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 (ИНН: <***>) деятельность в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства прекращена ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 в добровольном порядке в установленный законодательством срок не обеспечен возврат субсидии в бюджет <адрес>, суд считает необходимым взыскать с ФИО2 в бюджет <адрес> средства субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 1500000,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Суд считает необходимым взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 15700 рублей в доход местного бюджета муниципального образования « <адрес>» <адрес>.
Письменные материалы подтверждают обстоятельства дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области к ФИО2 о взыскании средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 1500000,00 рублей в бюджет Астраханской области- удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 средства субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 1500000 рублей в бюджет Астраханской области.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 15700 рублей в доход местного бюджета муниципального образования « Енотаевский район» Астраханской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд, в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме через Енотаевский районный суд Астраханской области.
Судья Е.А.Шеина.