2-275/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Починок 21 августа 2013 года
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой
В.А.
с участием прокурора Ивановой А.А.,
истца ФИО1,
представителя ответчика администрации муниципального образования « ...» ... М.И.Г.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 и ФИО2 к администрации муниципального образования « ...» ... о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд, с учетом уточненных исковых требований, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования « ...» ... о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований в судебном заседании представитель истцов ФИО1, ФИО2 помощник прокурора Починковского района Смоленской области Иванова А.А. сослалась на то, что проверкой по обращению ФИО1 и ФИО2 по вопросу соблюдения жилищного законодательства при решении вопроса о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма, проведенной прокуратурой района установлено, что ФИО1 зарегистрирован и фактически проживает в квартире жилого дома, расположенной по адресу ..., принадлежащей ему на праве пользования по договору социального найма жилого помещения № ** от ** ** **, совместно с дочерью Г.Ю.Ю. Другого недвижимого имущества в собственности у ФИО1 и Г.Ю.Ю. не имеется. ФИО2 зарегистрирован и фактически проживает в квартире жилого дома, расположенной по адресу ..., принадлежащей ему на праве собственности. Другого недвижимого имущества в собственности у ФИО2 не имеется. Распоряжением главы администрации муниципального образования « ...» ... № ** от ** ** ** данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Распоряжениями главы администрации муниципального образования « ...» ... № ** от ** ** ** и № ** от ** ** ** ФИО1 и ФИО2 признаны нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, соответственно. ФИО1 со своей семьей и ФИО2 включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. Однако в нарушение требований жилищного законодательства ФИО1 и ФИО2 жилое помещение по договору социального найма не представлено, что свидетельствует о нарушении их жилищных прав. Просит обязать администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ФИО1 на семью из двух человек по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 21 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ...; обязать администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ФИО2 на одиноко проживающего человека по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 33 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ....
Истец ФИО1 требования поддержал, сославшись на те же обстоятельства, просит обязать администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ему на семью из двух человек по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 21 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ....
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, согласно заявления (л.д.122) распоряжением главы администрации муниципального образования « ...» ... № ** от ** ** ** ----- жилой дом, расположенный по адресу ... признан непригодным для постоянного проживания. На неоднократные обращения в администрацию мер по переселению принято не было. Просит принять меры по выполнению его законных прав.
Представитель ответчика администрации муниципального образования « ...» ... М.И.Г. исковые требования не признала и пояснила, что согласно технического отчета по материалам обследования строительных конструкций жилого дома и заключения судебной строительно-технической экспертизы № ** от ** ** **, жилой дом № ** по ... признан пригодным для проживания. В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Истцу ФИО2 не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку последний является собственником квартиры. Бюджет района является дефицитным, поэтому денежных средств на приобретение жилья не имеется.
Суд, заслушав стороны, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу п.8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонд непригодными для проживания.
Порядок признании жилых помещений непригодным для проживания определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 (с изменениями от 8 апреля 2013 года).
В силу п.7, 42 вышеуказанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.3 ч.1 ст.51, ч.1 ст.52, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 11 сентября 2012 года №8-КГ12-1 указал, что статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 2 июля 2013 года) к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст. 5 0 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Статьей 22 Закона Смоленской области от 19 декабря 1996 года №36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» (с изменениями от 13 марта 2006 года), жилое помещение по договору найма предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади, которая составляет 12 кв. метров на одного человека, и не может быть менее следующих минимальных размеров (социальная норма площади жилья): 18 кв. метров общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из трех и более человек; 21 кв. метра общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из двух человек; 33 кв. метров общей площади жилья на одиноко проживающего человека. Одиноко проживающим гражданам может быть предоставлено по договору найма жилое помещение общей площадью свыше 33 кв. метров общей площади, но не более однокомнатной квартиры.
На территории ... установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (постановление №20 от 17 июля 2006 года, №19 от 27 июля 2009 года).
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 1
февраля 2012 года между муниципальным образованием « ... городское поселение» ... (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № **, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи (дочь Г.Ю.Ю.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу ... (л.д.13-16).
В квартире № ** дома № ** по ... зарегистрированы и проживают ФИО1 - с ** ** **, Г.Ю.Ю. - с ** ** ** (л.д. 17-20).
ФИО1, Г.Ю.Ю. по адресу ... приватизации не участвовали и собственности не имеют (л.д.82).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах ФИО1, Г.Ю.Ю. на имеющиеся у неге объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д.21-22).
** ** ** Управлением Федеральной регистрационной службы по ... ФИО2 выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому последний является собственником квартиры, расположенной по адресу ... (л.д. 123).
В квартире № ** дома № ** по ... зарегистрирован и проживает ФИО2 - с ** ** ** (л.д.124-125, 127).
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.128) ФИО2 принадлежит квартира, расположенная по адресу ....
** ** ** межведомственная комиссия на основании акта обследования помещения № ** от ** ** ** (л.д.23-24, 129-131) приняла заключение о признании многоквартирного жилого дома № ** (квартиры № **) по ... аварийным, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, и подлежащим сносу (л.д.25, 132-133).
Распоряжением главы администрации муниципального образования « ...» ... № ** от ** ** ** ----- жилой дом, расположенный по адресу ... признан непригодным для постоянного проживания (л.д.26, 134).
Распоряжением главы администрации муниципального образования « ...» ... № ** от ** ** ** ФИО1 признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.27).
Распоряжением главы администрации муниципального образования « ...» ... № ** от ** ** ** ФИО2 признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.76).
В книге учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений ФИО1 указан под № **, ФИО2 указан под № ** (л.д.30-31, 137-139).
Согласно технического отчета по материалам обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу ... (л.д.51-81, 159-189) усматривается, что техническое состояние здания в целом на момент обследования - ограниченно-работоспособное. Зданию жилого дома требуется капитальный ремонт и модернизация. Необходимо выполнить восстановление кирпичной кладки цоколя, заменить пораженные гнилью строительные ноги, устроить на кровле организованный водосток, выполнить частичную замену АЦВЛ и примыкание к кирпичным трубам, на слуховое окно установить жалюзийную решетку, по периметру здания необходимо выполнить отмостку с соблюдением уклонов от здания для качественного водоотведения и устройство вертикальной планировки вокруг здания, Все внутренние перегородки заменить на новые, покрытие плов демонтировать и устроить аналогичное новое, листы сухой штукатурки с потолков демонтировать и устроить новую подшивку потолков, все окна и двери подлежат замене. Объемы работ, необходимые для капитального ремонта и приведения конструкций жилого дома в работоспособном состоянии. Квартиры не оборудованы санитарными помещениями, такими как душевая или ванная и туалет. Жилой дом не имеет горячего водоснабжения, холодное водоснабжение подключено только к помещению с умывальниками и туалетами на первом этаже. Умывальники и туалеты подключены к местной канализации. Чтобы повысить комфортность проживания жильцов данных квартир необходимо выполнить подключение к городским сетям: горячего водоснабжения, канализация, в каждой квартире предусмотреть санитарные помещения (душевую или ванную комнату и туалет).
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы № ** от ** ** ** следует, что физический износ ----- жилого дома № ** по ... составляет - 38%. Техническое состояние ----- жилого дома № ** по ... на момент обследования оценивается как - ограничено-работоспособное состояние. Для приведения семиквартирного жилого дома № ** по ... в исправное техническое состояние необходимо провести капитальный ремонт здания (л.д.91-115, 200-224).
Однако ** ** ** межведомственная комиссия по результатам обследования помещений (визуального) приняла заключение о признании квартир № ** и № ** жилого дома № ** по ... непригодными для постоянного проживания, что следует из заключений № ** и № ** от ** ** ** (л.д.232-242).
Суд не принимает во внимание технический отчет по материалам обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу ... и заключение судебной строительно-технической экспертизы № ** от ** ** **, на которые ссылается представитель ответчика администрации муниципального образования « ...» ... М.И.Г., поскольку рассмотрение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47. В связи с этим представленные технический отчет и заключение не могут подменять решение органа, специально уполномоченного для этих целей.
Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования « ...» ... М.И.Г. в части того, что истцу ФИО2 не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку последний является собственником квартиры, суд признает несостоятельными, поскольку федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу действующего законодательства, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Ссылку представителя ответчика администрации муниципального образования « ...» ... М.И.Г., что бюджет является дефицитным, поэтому денежных средств на приобретение жилья не имеется, суд не принимает во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не может быть постановлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Право истцов на предоставление им жилья вне очереди, еще не реализовано, в связи с чем, отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для последних.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что ФИО1 и ФИО2 в установленном законом порядке признаны нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Жилой дом № ** по ..., в котором проживают истцы, является аварийным и подлежащим сносу, признан непригодным для постоянного проживания. Поэтому у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ФИО1 и ФИО2 жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку в настоящее время нарушены их жилищные права, предусмотренные ст.40 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждый имеет право на жилище.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области о возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ФИО1 на семью из двух человек по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 21 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ...; обязать администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ФИО2 на одиноко проживающего человека по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 33 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ..., обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством именно на этот орган возложены вышеуказанные обязанности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ФИО1 на семью из двух человек по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 21 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ....
Обязать администрацию муниципального образования « ...» ... предоставить ФИО2 на одиноко проживающего человека по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную от прав третьих лиц, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв.м. на одного человека и не менее минимальных размеров (социальная норма жилья) - 33 кв.м. общей площади жилья на одного человека в пределах ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А.Шабанова