РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Баяндай
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.,
при секретаре Ботогоевой Г.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Баяндаевского района Юшковой К.В.,
представителя ответчика - ФИО1, действующей на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа об обязании назначить контрактного управляющего и опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru,,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баяндаевского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа об обязании назначить контрактного управляющего и опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указав в обоснование, что прокуратурой Баяндаевского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ Хатар-Хадайская СОШ). В ходе проверки МБОУ Хатар-Хадайская СОШ установлено, что совокупный годовой объем закупок данного учреждения не превышает ста миллионов рублей. Между тем до настоящего времени контрактный управляющий в МБОУ Хатар-Хадайская СОШ не назначен. Должностными лицами МБОУ Хатар-Хадайская СОШ не исполняется обязанность по опубликованию планов-графиков закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании помощник прокурора Баяндаевского района Юшкова К.В. исковые требования прокурора поддержала в части и просила обязать МБОУ Хатар-Хадайская СОШ опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru за 2014 год. Поскольку представителем ответчика назначен контрактный управляющий, в этой части отказалась от иска.
Представитель ответчика - директор МБОУ Хатар-Хадайская СОШ ФИО1 с исковыми требованиями прокурора согласна, в части отказа от иска не возражает. Дале пояснила суду, что в МБОУ Хатар-Хадайская СОШ совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает ста миллионов рублей. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она назначила себя контрактным управляющим.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, специалиста, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что частичные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ закупкитоваров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.1, пп.5-7 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками признаются государственные и муниципальные органы и созданные ими казенные, бюджетные учреждения, уполномоченные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования принимать бюджетные обязательства.
Согласно п. 2.1 Устава МБОУ Хатар-Хадайская СОШ, утвержденного постановлением мэра муниципального образования «Баяндаевский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, МБОУ Хатар-Хадайская СОШ является юридическим лицом (некоммерческой организацией), осуществляющим свою деятельность в форме муниципального бюджетного учреждения.
Таким образом, МБОУ Хатар-Хадайская СОШ является субъектом правоотношений в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществление закупок подразумевает не только процедуру выбора поставщика, но и в целом совокупность действий, осуществляемых заказчиком в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, которая завершается фактическим исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона №44-ФЗ в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, при этом, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона №44-ФЗ, открытость и прозрачность информации, указанной в ч.1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона №44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Особенности размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 гг. определены Приказом Минэкономразвития России №544, Казначейства России №18н от 20.09.2013 г. «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 гг.».
В соответствии с п. 2 указанного Приказа, планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Вместе с тем, как установлено в ходе мониторинга официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, в нарушение указанных требований законодательства МБОУ Хатар-Хадайская СОШ план-график на 2014 год не размещен, на момент проверки прокуратурой Баяндаевского района 28.05.2014г. план-график на официальном сайте отсутствовал.
Данное обстоятельство не соответствует установленным особенностям размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 г., а также нарушает требования ч. 2 ст. 112 Федерального закона №44-ФЗ, а также ч.11 ст. 21 Федерального закона №44-ФЗ, устанавливающую, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики, при этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Указанные нарушения законодательства недопустимы, поскольку в соответствии с п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Непринятие мер МБОУ Хатар-Хадайская СОШ по размещению на официальном сайте плана-графика закупок на 2014 год противоречит одному из основных принципов законодательства о противодействии коррупции, установленном в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» - принципу публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В результате невыполнения своих обязанностей должностными лицами МБОУ Хатар-Хадайская СОШ создаются препятствия для граждан на получение полной и достоверной информации о размещении заказов МБОУ Хатар-Хадайская СОШ, при этом определить либо ограничить круг указанных лиц не представляется возможным.
Допрошенный в качестве специалиста Б.Н. суду пояснил, что заказчики, совокупный годовой объем закупок, которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы до 31.03.2014г. В случае если совокупный годовой объем закупок, которых в соответствии с планом-графиком не превышает ста миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или несколько закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий). Кроме того, заказчики обязаны опубликовать планы-графики закупок. В прошлом году учебу контрактных управляющих проводил только Байкальский государственный университет экономики и права, в этом году очень много вузов проводят данный вид обучения. Ранее все закупки проводила контрактная служба администрации муниципального образования «Баяндаевский район», в настоящий момент закупки на сумму до ста миллионов рублей проводит ответчик, закупки на сумму более ста миллионов рублей проводит контрактная служба администрации муниципального образования « Баяндаевский район».
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора в части обязать МБОУ Хатар-Хадайская СОШ опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruза 2014 год подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Как установлено судом, МБОУ Хатар-Хадайская СОШ является самостоятельным юридическом лицом и имеет организационно-правовую форму- муниципальное учреждение.
При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. в бюджет муниципального района (ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным образовательным бюджетным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает образовательное учреждение от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа об обязании назначить контрактного управляющего и опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, удовлетворить в части.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа Баяндаевского района Иркутской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать план-график закупок за 2014 год в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Баяндаевский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья: Л.Д.Цыренова