УИД (Дело) 43RS0016-01-2021-000427-79
Производство № 2-275/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2021 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием прокурора Куменского района Кировской области Маркова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куменского района Кировской области, поданного в порядке статьи 45 ГПК РФ, к муниципальному образованию «Куменский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Куменского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Куменского района Кировской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Куменский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Куменского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Прокурор просит обязать администрацию Куменского района Кировской области организовать мероприятия по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге «Кумены-Моряны».
В обоснование иска указал следующее.
Проведенной прокуратурой Куменского района Кировской области проверкой в деятельности администрации Куменского района Кировской области выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Так, согласно п.5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью таких автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения на них, и выполнение иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (т.е. деятельности по их содержанию, ремонту и капитальному ремонту) в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.п. 1, 6, 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги предполагает выполнение комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, организации и обеспечению безопасности дорожного движения на ней.
Статьей 13 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено полномочие об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу статьи 17 данного Федерального закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств и создания безопасных условий для такого движения.
Приказом Минтранса России от 13.11.2018 г. №406 установлена и утверждена классификация работ по организации дорожного движения, п.1, п.2 которого предусмотрено, что классификация устанавливает состав и виды работ по организации дорожного движения и предназначена для использования при планировании объемов таких работ. Классификация работ по организации дорожного движения применяется при разработке проектов организации дорожного движения.
Пунктом 3 названной Классификации предусмотрено, что при разработке проектов организации дорожного движения проводится, в числе прочего подготовка проектных решений и в их числе схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Правила подготовки документации по организации дорожного движения утверждены Приказом Минтранса России от 30.07.2020 г. № 274, согласно пп.2 п.78 которого проект организации дорожного движения должен содержать, в том числе, ведомость размещения дорожных знаков.
В Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов Куменского района Кировской области, утвержденного решением Куменской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, включена автомобильная дорога «Кумены-Моряны», протяженностью 3,979 км., которая относится к муниципальной собственности МО «Куменский муниципальный район Кировской области».
В нарушение приведенных выше требований действующего законодательства ответчик в отношении данной автомобильной дороги, находящейся в собственности муниципального образования «Куменский муниципальный район», не осуществляет в полной мере дорожную деятельность, обеспечивающую безопасность пользователей автомобильной дороги.
Так, указанная автомобильная дорога «Кумены-Моряны» проходит через д.Спасская Куменского района Кировской области, на въезде в которую установлен знак 5.25 «Начало населенного пункта» и знак 5.26 «Конец населенного пункта». При этом дорожных знаков, предусматривающих ограничение скорости в населенном пункте, не имеется. Проект организации дорожного движения на данной автомобильной дороге ее собственником не разрабатывался, дислокация дорожных знаков и съездов с дороги отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес администрации Куменского района об устранении данных нарушений было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, однако, требования, содержащиеся в данном представлении, не исполнены со ссылкой на недостаточность денежных средств.
Вместе с тем, неисполнение ответчиком обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге «Кумены-Моряны» нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку данная дорога связывает пгт Кумены с иными населенными пунктами района и области и непринятие мер по организации дорожного движения по ней, установке дорожных знаков может привести к дорожно-транспортным происшествиям, в том числе с участием детей.
В судебном заседания прокурор Марков И.А. исковые требования и изложенные выше доводы поддержал.
Представители ответчика администрации Куменского района Кировской области и третьего лица МО МВД России «Куменский» в судебное заседание, о дате, времени и месте которого были своевременно и надлежаще извещены, не явились.
Представитель ответчика направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие; с исковыми требованиями согласен.
Представитель третьего лица МО МВД России «Куменский» об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил. Отзыв на иск не представил. При изложенных обстоятельствах судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии представителей данных лиц.
Выслушав прокурора, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", согласно статьи 3 которого автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района. (п.10 статьи 5 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.)
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения регулируются Федеральным законом «Об организации дорожного движения в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.12.2017 г. №443-ФЗ, согласно статьи 2 которого основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения; приоритет безопасности дорожного движения.
Во исполнение данных правовых норм Приказом Минтранса России от 13.11.2018 г. №406 утверждена Классификация работ по организации дорожного движения, которая подлежит применению при разработке проектов организации дорожного движения (п.1, п.2 названной Классификации ПОДД)
Виды работ, которые проводятся при разработке проектов организации дорожного движения, предусмотрены п.3 Классификации ПОДД, которые включают подготовку проектных решений, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в муниципальной собственности МО «Куменский муниципальный район Кировской области» находятся автомобильная дорога общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов Куменского района Кировской области «Кумены-Моряны», протяженностью 3,979 км.
Проект организации дорожного движения на данной автомобильной дороге ее собственником, полномочия которого осуществляет администрация Куменского района, не разработан, несмотря на то, что требования об этом содержались в представлении прокурора, внесенным в орган местного самоуправления в целях устранения нарушений действующего законодательства, положения которого приведены выше в решении суда.
Из вышеизложенного следует, что в силу законодательно установленных полномочий на ответчика, как на собственника муниципального имущества (уполномоченное лицо) возложена обязанность по содержанию муниципального имущества, в том числе, автомобильной дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов Куменского района Кировской области «Кумены-Моряны» протяженностью 3,979 км.. Ответчик в силу требований действующего законодательства, направленного на организацию безопасного дорожного движения, обязан был принять меры к разработке проекта по организации дорожного движения на указанной автомобильной дороге, включающего ведомость по дислокации дорожных знаков. Поскольку в добровольном порядке данную законодательно установленную обязанность ответчик не исполняет, имеются все основания для удовлетворения иска прокурора, который направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и подан в порядке, установленном статьей 45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Куменского района Кировской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «Куменский муниципальный район» Кировской области в лице администрации Куменского района Кировской области обязанность по выполнению действий по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге «Кумены-Моряны» Куменского района Кировской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение принято судом в окончательной форме 15.10.2021 г..
Судья Н.В. Дербенёва