Дело № 2-275/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 г. г.Троицк, Челябинская область
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Фроловой О.Ж.
при секретаре: Нурумовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыроежиной Ольги Александровны к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о признании действий незаконными, возложении обязанностей, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, определении неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Сыроежина О.А. с учетом измененных требований обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о признании действий незаконными, возложении обязанностей, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, определении неустойки.
В обоснование иска указала, что на основании договора дарения от 23.01.2010 она является собственником жилого дома № <адрес>. Ранее собственником дома являлась ее мать - ФИО1 Указанный жилой дом в установленном порядке подключен к сетям центрального отопления, в том числе для нужд горячего водоснабжения. Осенью 2006 года, по заявлению ее матери филиалом ОАО «Челябоблкоммунэнерго» - Троицкие электротепловые сети, оказывающим коммунальные услуги по теплоснабжению жилого дома, был разработан рабочий проект на установку индивидуального прибора учета - теплосчетчика марки «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, дата выпуска 16 августа 2005 г., в жилом доме произведен монтаж указанного прибора, составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, узел учета смонтирован в соответствии с техническими условиями № 47 от 04 октября 2006 г.
В связи со сменой гарантирующего поставщика коммунальной услуги по отоплению, новым гарантирующим поставщиком - ЗАО "Троицкие энергетические системы" 24 октября 2008 г. был составлен Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Согласно указанного Акта от 24.10.2008 узел учета состоит из индивидуального прибора учета марки «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №.
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 01.06.2017 № 1026 единой теплоснабжающей организацией в центральной части города Троицка с октября 2017 определено ООО «Перспектива». 18 октября 2017 г. в абонентский отдел ООО «Перспектива» находящийся по адресу г.Троицк Челябинской области ул.Сибирская, 10А истицей было подано заявление на подачу теплоносителя для целей отопления и горячего водоснабжения и опломбирование теплового счетчика марки «Карат-Компакт-15-0,6» заводской №, с копией свидетельства о поверке теплосчетчика № Ф-16-647 от 23.08.2016, выданного ООО «НПП «Уралтехнология», с датой следующей поверки 22 августа 2021 г. Опломбирование теплового счетчика было согласовано на 26 октября 2017 г. В указанную дату работником ООО "Перспектива" был составлен Акт ввода в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который был подписан, а на тепловой счетчик установлены пломбы. Для учета начислений за отпущенную тепловую энергию и произведенной оплаты ООО "Перспектива" на ее имя был открыт лицевой счет №. С октября 2017 г. истцом для расчетов за оказанную ответчиком коммунальную услугу по теплоснабжению ежемесячно направлялись отчетные ведомости с показаниями теплового счетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, на основании которых ответчик выставлял к оплате платежные документы за оказанную коммунальную услугу, которые в полном объеме и своевременно оплачивались истцом.
23 марта 2020 г. ответчик отказал в принятии отчетной ведомости потребителя тепловой энергии за период с 21.02.2020 по 22.03.2020, мотивировав тем, что узел учета выведен из эксплуатации актом от 20.11.2019 как несоответствующий требованиям Правил коммерческого учета от 18.11.2013 № 1034.
На ее обращение о временном прекращении пользования услугой по теплоснабжению жилого дома путем перекрытия задвижек запорной аппаратуры на входном и обратном трубопроводах жилого дома до разрешения спора, был дан ответ о том, что услуга будет прекращена по окончанию отопительного сезона периода 2019-2020г.г.
В начале апреля 2020 г. в почтовом ящике домовладения ею была обнаружена копия Акта вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 20.11.2019, из которого следовало, что узел учета тепловой энергии выведен из эксплуатации в связи с отсутствием проектной документации на узел учета тепловой энергии, согласованный с теплоснабжающей организацией в порядке установленном правилами № от 18.11.2013 и отсутствием свидетельства о поверке.
Акт от 20.11.2019 не соответствует требованиям Правил № 1034, т.к. не содержит сведения о замечаниях к работе теплосчетчика, правильности отражения показаний, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания не принимать для расчетов показания теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской № и отсутствовали в связи с этим основания для определения объема потребленного коммунального ресурса расчетным способом.
Не смотря на то, что с 25 марта 2020 г. она прекратила пользоваться услугой по теплоснабжению жилого дома, использовала для отопления дома только газоснабжение, при расчете платы за тепловую энергию за период с 25.03.2020 по 18.03.2021 ответчик начисляет суммы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Излишне предъявлено к оплате 113229,37 руб., что является основанием для начисления штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил N 354. Из-за незаконных действий ответчика, выразившихся в выставлении задолженности в размере 113229,37 руб., в выводе из эксплуатации теплосчетчика истице причинен моральный вред. Переживания по этому вопросу нарушили сложившийся до марта 2020 года привычный уклад жизни, создали длящуюся для нее стрессовую ситуацию. Кроме того, истица просит определить судебную неустойку в размере 200 рублей за каждый день просрочки обязательства отражать отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах сумму начисленного штрафа в размере 50% от суммы 113229,37 руб., начисленных за неоказанную коммунальную услугу по отоплению за период с 25 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с этим, с учетом уточненных исковых требований просила суд:
признать незаконными действия ООО "Перспектива" по выводу из эксплуатации индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, установленного в жилом доме № <адрес> оформленное Актом вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 20.11.2019;
признать незаконными действия ООО "Перспектива" выразившиеся в отказе принимать для осуществления расчетов за оказанную коммунальную услугу по отоплению, показания индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №;
признать незаконными действия ООО "Перспектива" по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению жилого дома № 118 <адрес>, исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию;
обязать ООО "Перспектива" произвести перерасчет за период с 25 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. и исключить из расчета задолженности сумму в размере 113229,37 руб., начисленную исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию, по состоянию на день вынесения решения по делу;
обязать ООО "Перспектива" принимать для расчетов за коммунальную услугу по отоплению показания индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, в том числе после проведения его очередной государственной поверки до истечения срока его службы;
обязать ООО "Перспектива" со дня вступления решения в законную силу производить начисление размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению на основании показаний индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №;
взыскать с ООО "Перспектива" в пользу Сыроежиной О.А. штраф за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, исчисленный в размере 50% от суммы 113229,37 руб., начисленных за не оказанную коммунальную услугу по отоплению за период с 25 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. по дату вынесения решения и возложить на ООО "Перспектива" обязанность отражать сумму начисленного штрафа отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах;
взыскать с ООО "Перспектива" в пользу Сыроежиной О.А. в возмещение морального вреда 50000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.;
определить судебную неустойку в размере 200 рублей за каждый день просрочки обязательства отражать отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах сумму начисленного штрафа в размере 50% от суммы 113229,37 руб., начисленных за не оказанную коммунальную услугу по отоплению за период с 25 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. со дня вступления решения суда в законную силу.
Истица Сыроежина О.А. в судебном заседании не участвовала, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы Сыроежин В.Б. исковые требования поддержал.
Представитель ООО ”Перспектива” Габдракипова К.А. исковые требования не признала, по доводам изложенным в отзывах, письменном мнении (л.д.75-77, 120-123,147-150).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, показания свидетеля, суд решил следующее.
Частью 3 статьи 154 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Согласно ч.1, ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 06.05.2011 Правительством Российской Федерации издано Постановление N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей.
В силу п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3(5) раздела I Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, согласно пункту 42(1) Правил определяется по формуле 3(5):
,
где: - объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по показаниям индивидуального прибора учета,
TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 58 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года N 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Пунктом 57 названных Правил установлено, что при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм законодательства, даже поверенные приборы учета, не введенные надлежащим образом в эксплуатацию путем осуществления проверки правильности работы узла учета, составления акта ввода в эксплуатацию, а также его опломбирования ресурсоснабжающей организацией, не могут быть признаны расчетными и использоваться при расчетах объемов потребления коммунальных ресурсов. Узел учета тепловой энергии может быть допущен к ведению учета полученной тепловой энергии исключительно после подписания акта о приемке его в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и опломбирования ею приборов узла учета.
Названными выше Правилами также установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Судом установлено, что на основании постановления администрации г.Троицка Челябинской области № 516 от 21 ноября 2014 г. единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка Челябинской области в период до 01 июня 2017 г. являлось ЗАО «ТЭК».
На основании постановления администрации города Троицка Челябинской области от 01.06.2017 №1026 с октября 2017 года единой теплоснабжающей организацией в центральной части города Троицка Челябинской области определена ООО «Перспектива», в связи с чем, с октября 2017 года ООО «Перспектива» начала осуществлять теплоснабжение потребителей центральной части г. Троицка, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого на основании договора дарения от 23.01.2010 является Сыроежина О.А.
Договор теплоснабжения с Сыроежиной О.А. на отпуск теплоэнергии был заключен в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети.
На имя Сыроежиной открыт лицевой счет № №.
Изложенное подтверждается свидетельством о регистрации права (том 1 л.д.15), выпиской из ЕГРН (том 1 л.д.100-102), лицевыми счетами (том 1 л.д.80-83, 106),историей платежей (том 1 л.д.118), расчетами по лицевому счету (том 1 л.д.131-132), постановлением администрации г.Троицка Челябинской области от 01.06.2017 № 1026 (том 1 л.д.17).
Из материалов дела следует, что до момента приобретения Сыроежиной О.А. в собственность жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, прежним собственником дома был разработан рабочий проект на установку индивидуального прибора учета - теплосчетчика марки «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, дата выпуска 16 августа 2005 г., в жилом доме произведен монтаж указанного прибора учета. 10 ноября 2006 г. для учета тепловой энергии, отпущенной для данного объекта, теплоснабжающей организацией - Троицкие электротепловые сети был произведен допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Узел учета был оборудован указанным выше теплосчетчиком, предназначенным для установки в обратный трубопровод «Карат-компакт-15-0,6», заводской №, дата выпуска 16 августа 2005 г.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, узел учета смонтирован в соответствии с техническими условиями № 47 от 04 октября 2006 г., допущен в эксплуатацию с 02 октября 2006 г. по 01 июня 2007 г.
В связи со сменой гарантирующего поставщика коммунальной услуги по отоплению, новым гарантирующим поставщиком - ЗАО "Троицкие энергетические системы", в последующем повторные допуски узла учета тепловой энергии в эксплуатацию осуществлялись энергоснабжающей организацией - ЗАО «Троицкие энергетические системы». Так, 24 октября 2008 г. был составлен Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, согласно которому узел учета состоит из индивидуального прибора учета марки «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №.
23 августа 2016 г. была произведена очередная поверка счетчика Карат-компакт-15-0,6, заводской №. Выданное свидетельство о поверке № Ф-16-647, действительно до 22 августа 2021 г.
18 октября 2017 г. в абонентский отдел ООО «Перспектива» находящийся по адресу: Челябинская область, г.Троицк, ул.Сибирская, 10А истицей, в ответ на уведомление ООО "Перспектива" от 21.09.2017, направлены документы для заключения договора теплоснабжения указанного жилого дома, в том числе направлена копия свидетельства о поверке указанного теплосчетчика (том 1 л.д.18).
26 октября 2017г. должностными лицами ООО "Перспектива" был составлен Акт ввода в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который был подписан потребителем и представителями ООО «Перспектива» (том 1 л.д.104).
С октября 2017 года истцом для целей расчетов за оказанную ответчиком коммунальную услугу по теплоснабжению ежемесячно в адрес ООО «Перспектива» направлялись отчетные ведомости потребителя с показаниями прибора учета показаний теплового счетчика марки(тип) «Карат- Компакт-15-0,6», заводской №, на основании которых ООО «Перспектива» выставляло к оплате платежные документы за оказанную коммунальную услугу, а потребителем производилась оплата тепловой энергии.
Изложенное подтверждается техническим характеристиками теплосчетчика Карат-компакт (144), паспортом на теплосчетчик Карат-компакт (том 1 л.д.124-126), свидетельством о поверке № Ф-16-647 от 23 августа 2016г. (том 1 л.д.25), проектом установки прибора учета тепловой энергии (том 1 л.д.123), никем не оспаривается.
20.11.2019 ООО «Перспектива» произведено обследование узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по <адрес>, в ходе которого установлено, что отсутствует проектная документация на узел учета тепловой энергии, согласованный с теплоснабжающей организацией, в порядке, установленном Правилами № 1034 от 18.11.2013, отсутствует свидетельство о поверке на теплосчетчик Карат- Компакт-15-0,6», заводской №. По результатам обследования составлен акт вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя. При этом установлено, что все установленные пломбы сохранены (том 1 л.д.19).
Из акта следует, что проверка наличия технической документации проводилась ООО «Перспектива» в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" далее (Правила № 1034).
23 марта 2020 г. ответчик отказал в принятии отчетной ведомости потребителя тепловой энергии за период с 21.02.2020 по 22.03.2020, мотивировав тем, что узел учета выведен из эксплуатации актом от 20.11.2019 как несоответствующий требованиям Правил коммерческого учета от 18.11.2013 № 1034 (том 1 л.д. 23, 24).
На обращение истицы от 25.03.2021 о временном прекращении пользования услугой по теплоснабжению жилого дома путем перекрытия задвижек запорной аппаратуры на входном и обратном трубопроводах жилого дома до разрешения спора, ответчиком был дан ответ о том, что услуга будет прекращена только по окончанию отопительного сезона периода 2019-2020г.г. (том 1 л.д.21-22, 28).
18.03.2021 ООО «Перспектива» при обследования внутридомовой системы теплоснабжения <адрес> в <адрес> установлено, что на дату проведения обследования отопление и горячее водоснабжение осуществляется от автономного источника тепловой энергии-газового котла марки Электролюкс GCB24. Представителем ООО «Перспектива» произведена- опломбировка арматуры подающего и обратного трубопроводов ввода системы центрального отопления в жилой дом. По результатам обследования составлен акт осмотра от 18.03.2021 (том 1 л.д.142).
На основании указанного акта, истцу за период с марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. начисление оплаты за тепловую энергию, отпущенную для теплоснабжения жилого дома по <адрес> произведено исходя из площади жилого дома 177,2 кв.м., норматива потребления 0, 047 Гкал/ кв.м., тарифа на тепловую энергию 1774,95 руб./Гкал, с октября 2020 года - тарифа 1816,78 руб./Гкал, что подтверждается лицевыми счетами (том 1 л.д.80-83, 106),историей платежей (том 1 л.д.118), расчетами по лицевому счету (том 1 л.д.131-132),
Исходя из указанных выписок следует, что ежемесячное начисление за тепловую энергию за спорный период составило март 2020- 14782,49, апрель 2020- 14782, 49 руб., октябрь 2020- 15130,87 руб., ноябрь 2020- 15130,87 руб., декабрь 2020- 15130,87 руб., январь 2021- 15361,02 руб., февраль 2021- 14900,72 руб., март 2021- 8297,57 руб., общая сумма начислений составила 113502,71 руб., с учетом оплаты, внесенной истцом в сумме 273,34 руб., размер задолженности определен ответчиком в сумме 113229,37 руб.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Частью 7 названной выше статьи федерального закона предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Реализуя предоставленные законом полномочия 18 ноября 2013 г. Правительство Российской Федерации издало постановление, которым утвердило Правила N 1034.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета (пункт 7 Правил № 1034).
Из пункта 14 Правил № 1034 следует, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Согласно пункту 58 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года N 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Пунктом 57 названных Правил установлено, что при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.
Названными выше Правилами ( пункт 75) также установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Таким образом, в пункте 75 Правил N 1034 перечислены критерии, в соответствии с которыми узел учета считается вышедшим из строя.
Узел учета тепловой энергии у потребителя Сыроежиной О.А. выведен из коммерческой эксплуатации в связи с отсутствием проектной документации на узел учета тепловой энергии, согласованный с теплоснабжающей организацией, и отсутствием свидетельства о поверке на теплосчетчик Карат- Компакт-15-0,6», заводской №.
Между тем, судом установлено, что свидетельство о поверке на теплосчетчик Карат- Компакт-15-0,6», заводской №, было предоставлено истцом ответчику 18.10.2016 (том 1 л.д.18), а отсутствие проектной документации на узел учета тепловой энергии, не является критерием несоответствия узла учета требованиям Правил N 1034.
Пунктом 1 статьи 13 ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка средств измерений - это установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 9.9, 9.19 13.15 "РМГ 29-2013. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения", введенных в действие Приказом Росстандарта от 05.12.2013 N 2166-ст).
Исходя из положений Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815) результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
При рассмотрении спора установлено, что 23 августа 2016 года была произведена очередная поверка прибора учета тепловой энергии Карат-компакт-15-0,6, заводской номер № по результатам которой выдано свидетельство о поверке № Ф-16-647, действительное до 22 августа 2021 года (том 1 л.д.44).
Таким образом, прибор учета тепловой энергии Карат-компакт-15-0,6, заводской номер №, отвечает требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства средств измерений" оснований полагать, что имеются основания для его замены либо модернизации не имеется.
Доводы представителя ответчика, показания свидетеля ФИО2, о том, что данный прибор учета не может быть принят как расчетный по причине отсутствия расходомера на подающем трубопроводе, обеспечивающего возможность исключить безучетное потребление тепловой энергии, несостоятельны, поскольку узел учета введен ответчиком в эксплуатацию как надлежащий -26.10.2017 (л.д.104), а акт вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 20.11.2019 не содержит указания на то, что узел учета выведен из эксплуатации в связи с отсутствием достоверных результатов измерений прибора учета из-за отсутствия расходомера на подающем трубопроводе.
Кроме того, следует отметить, что согласно п.72 Правил № 1034 в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета а эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
В соответствии с п. 83, п. 84 Правил № 1034 в случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя.
Таким образом, в нарушение п.72 Правил № 1034, потребителю не был предоставлен срок для устранения недостатков в целях осуществления в дальнейшем повторной проверки узла учета в эксплуатацию. Кроме того, по результатам проведения осмотра был составлен не акт о выявленных недостатках, либо проверки функционирования узла учета, а акт вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя, что также противоречит требованиям «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» в том числе п.73, п.83 Правил.
В связи с изложенным, действия ООО ”Перспектива” по выводу из эксплуатации индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, установленного в жилом доме № <адрес>, оформленного актом вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 20.11.2019, и соответственно по начислению платежей за коммунальные услуги по отоплению жилого дома № <адрес>, исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию, не основаны на требованиях закона.
В связи с изложенным, требования истца о признании незаконными действия ООО ”Перспектива” по выводу из эксплуатации индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, установленного в жилом доме № <адрес>, оформленного актом вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 20.11.2019, по начислению платежей за коммунальные услуги по отоплению жилого <адрес>, принадлежащего на праве собственности Сыроежиной О.А. исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления.
Поскольку суд признал действия ООО ”Перспектива” по выводу из эксплуатации индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, установленного в жилом доме № <адрес>, незаконными, на ООО ”Перспектива” следует возложить обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению жилого <адрес> за период с 25 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. исходя из показаний индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт - 15- 0,6», заводской № и исключить из расчета задолженности за данный период сумму задолженности за коммунальные услуги по отоплению в размере 113 229 руб. 37 коп., начисленную, исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию.
Кроме того следует отметить, что 25.03.2020 Сыроежина О.А. обратилась в ООО «Перспектива» с заявлением о временном прекращении пользования услугой по отоплению с 25.03.2020 путем перекрытия задвижек запорной арматуры на входном и обратном трубопроводах жилого дома. На данное обращение ответчиком дан ответ о том, что услуга будет прекращена по окончанию отопительного сезона периода 2019-2020г.г. (том 1 л.д.21-22, 28).
Между тем, запрет на временный переход с центрального отопления на иной альтернативный источник теплоснабжения в частном домовладении, в период прохождения отопительного периода действующим законодательством не предусмотрен.
Судом установлено, что 25.03.2020 Сыроежина О.А. в одностороннем порядке осуществила перекрытие задвижек запорной арматуры на входном и обратном трубопроводах жилого дома.
В акте подачи тепловой энергии от 01.10.2020 в разделе примечания отражены сведения о том, что задвижки на входном и обратном трубопроводах жилого дома находятся в закрытом состоянии, отопление производится газовым котлом (том 1л.д.105).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Перспектива» не приняло должных мер к урегулированию вопроса по переходу потребителя на альтернативный источник теплоснабжения и прекращении начислений за тепловую энергию, которой потребитель фактически не пользуется.
Разрешая требования истицы о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с п. 155 Правил N 354 если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Сыроежина О.А. является пенсионером, акт вывода узла учета из эксплуатации и направляемые ей ответчиком ежемесячно на оплату платежные документы с незаконно начисленными коплате суммами, повлекли нарушение ее прав как потребителя коммунальных услуг. Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, нарушившего права истца, характер причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
Согласно пункту 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
Из материалов дела следует, что Сыроежина О.А. обратилась в ООО «Перспектива» с письменным заявлением о выплате штрафа в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами (том 1 л.д.198-202).
Письмом от 20.04.2021 ООО «Перспектива» отказано в выплате штрафа в связи с отсутствием нарушений (том 2 л.д.1).
Учитывая то, что истцом соблюден заявительный порядок оплаты штрафа, случаев нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, которые произошли бы по вине потребителя не установлено, ответчиком нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги не устранено до обращения потребителя в суд, требования истицы о взыскании с ООО «Перспектива» в ее пользу штрафа, предусмотренного пунктом 155(1) Правил N 354, подлежат удовлетворению.
Общая сумма начислений за спорный период составила 113502,71 руб., размер платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами № 354 составляет 273,34 руб., таким образом, начисление платы превысило на 113 229 руб. 37 коп., размер штрафа, предусмотренного пунктом 155(1) Правил N 354, составляет 56614,69 руб. (50% от 113 229 руб. 37 коп.).
В силу положений ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как разъяснено в п. 71 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 (ред. от 7 февраля 2017 года) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 333 ГК РФ).
Представитель ООО «Перспектива» просит снизить штраф, поскольку истица произвела оплату коммунальных услуг только в размере 273,34 руб., начисленную плату в размере 113 229 руб. 37 коп., не оплатила, т.е. действия ответчика не повлекли для истца негативных последствий.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика и учитывая размер исчисленного штрафа, последствия нарушения обязательства, считает возможным снизить размер штрафа до 2000 руб.
Согласно пункту 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
В связи с чем, на ООО ”Перспектива” следует возложить обязанность отражать сумму начисленного штрафа в размере 2000 руб. отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах.
В силу положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Как указано в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в дальнейшем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, чч. 1 и 2 ст. 324 АПК РФ).
Истица просит определить судебную неустойку в размере 200 рублей за каждый день просрочки обязательства отражать отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах сумму начисленного штрафа со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное требование подлежит удовлетворению частично, судебную неустойку за каждый день неисполнения решения Троицкого городского суда Челябинской области в части возложения обязанности на ООО ”Перспектива” отражать сумму начисленного штрафа в размере 2000 руб. отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах, следует определить в размере 100 руб., начиная со дня вступления решения суда в законную силу и по день фактического исполнения решения суда.
На основании ст.98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 12.56.198 ГПК РФ, суд
Решил :
Исковые требования Сыроежиной Ольги Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО ”Перспектива” по выводу из эксплуатации индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт-15-0,6», заводской №, установленного в жилом доме № <адрес>, оформленного актом вывода из коммерческой эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 20.11.2019.
Признать незаконными действия ООО ”Перспектива” по начислению платежей за коммунальные услуги по отоплению жилого дома № <адрес>, принадлежащего на праве собственности Сыроежиной О.А. исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию.
Обязать ООО ”Перспектива” произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению жилого дома № <адрес> за период с 25 марта 2020 г. по 18 марта 2021 г. исходя из показаний индивидуального прибора учета - теплосчетчика «Карат-Компакт - 15- 0,6», заводской № и исключить из расчета задолженности за данный период сумму задолженности за коммунальные услуги по отоплению в размере 113 229 руб. 37 коп., начисленную, исходя из площади жилого дома, норматива потребления и тарифа на тепловую энергию.
Взыскать с ООО ”Перспектива” в пользу Сыроежиной Ольги Александровны штраф за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги по отоплению в размере 2000 руб.
Обязать ООО ”Перспектива” отражать сумму начисленного штрафа в размере 2000 руб. отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах.
Взыскать с ООО ”Перспектива” в пользу Сыроежиной Ольги Александровны в возмещение морального вреда денежную сумму в размере 1000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взыскать с ООО ”Перспектива” неустойку за каждый день неисполнения решения Троицкого городского суда Челябинской области от 17.05.2021 в части возложения обязанности на ООО ”Перспектива” отражать сумму начисленного штрафа в размере 2000 руб. отдельной строкой в выставляемых к оплате платежных документах, в размере 100 руб., начиная со дня вступления решения суда в законную силу и по день фактического исполнения решения суда.
Сыроежиной О.А. в удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 28.05.2021