ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-275/2022 от 04.02.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-275/2022 4 февраля 2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Благодёровой А.Н.,

при секретаре Висельской Я.Ф.,

с участием прокурора Антоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску прокурора Ягоднинского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о понуждении обеспечить фельдшерско-акушерский пункт резервным источником электроснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» (ГБУЗ «МОБ») о понуждении обеспечить фельдшерско-акушерский пункт резервным источником электроснабжения.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по вводу в эксплуатацию реконструированного в 2020 году ФАП в пос. Дебин Ягоднинского района Магаданской области.

Проверкой установлено, что 12 августа 2020 г. между Минздравом Магаданской области и ООО «СМНП-3» заключен государственный контракт № 0147200000920000231 на выполнение работ по реконструкции готовых помещений в п. Омчак, п. Дебин, с. Балаганное в целях замены существующих фельдшерско-акушерских пунктов.

Постановлением Правительства Магаданской области от 8 декабря 2020 г. № 824-пп Минздраву Магаданской области поручено осуществить подготовку и реализацию бюджетных инвестиций за счет средств областного бюджета в объекты капитального строительства в целях их ввода в эксплуатацию со сроком 2021 год.

Работы по реконструкции помещения в п. Дебин подлежат выполнению в два этапа.

Акты о приемке выполненных работ по государственному контракту составлены, оплата произведена в полном объеме.

В ходе проверки установлено, что в помещениях нового ФАП в п. Дебин по адресу: ул. Мацкевича, 12Б и на прилегающей к нему территории дизельный генератор или иной источник резервного питания отсутствует.

Обогрев внутренних помещений ФАП и работа поставленного оборудования предполагают бесперебойное электроснабжение.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы по степени надежности объект относится к 1 категории, для обеспечения объекта предусмотрена дизель-генераторная установка типа LDG12ES, единичной мощностью 12 кВт.

Между тем, исходя из государственного контракта и актов выполненных работ, фактическая поставка и монтаж дизельного генератора не предусмотрены, не производились и не оплачены.

Мониторингом информация о заключении контракта на выполнение 2-го этапа либо на поставку резервного источника питания не выявлена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 5 и 6 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункты 1.2.18, 1.2.19 Правил устройства электроустановок, просит суд обязать ГБУЗ «Магаданская областная больница» в срок до 31 декабря 2022 г. обеспечить фельдшерско-акушерский пункт пос. Дебин, расположенный по адресу: Магаданская область, Ягоднинский район, пос. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12Б, резервным источником электроснабжения.

Определением судьи от 23 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме, настаивая на том, что ГБУЗ «МОБ» является надлежащим ответчиком по делу.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь положениями частей 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Представитель ответчика в письменном отзыве на иск, не оспаривая необходимость оборудовать фельдшерско-акушерский пункт пос. Дебин резервным источником электроснабжения, настаивал на том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. Обращает внимание на то, что министерство здравоохранения допустило выявленное прокурором нарушение, оно же предпринимает необходимые меры для устранения этого нарушения.

Третье лицо министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области в письменном мнении не оспаривало факт выявленного прокурором нарушения и необходимость его устранить, сослалось на предпринимаемые меры для завершения 2 этапа реконструкции в 2022 г. Полагает, что требования прокурора не могут быть исполнены ответчиком по независящим от него обстоятельствам, ввиду ограниченности финансирования из областного бюджета Магаданской области.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены и регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 г. № 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 1.2.17., 1.2.18. указанных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

В силу требований пункта 1.2.19. Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

Пунктом 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Госстроя России от 26 ноября 2003 г. № 194 установлена степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников жилых и общественных зданий, в том числе лечебно-профилактические учреждения отнесены к 1 категории.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что ответчик ГБУЗ «МОБ» находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области.

ГБУЗ «МОБ» имеет в своем составе обособленные структурные подразделения, филиалы, в том числе Филиал «Ягоднинская районная больница» ГБУЗ «МОБ» (пункты 1.3, 1.6 Устава).

В соответствии с разделом 1 Положения о Филиале «Ягоднинская районная больница» ГБУЗ «МОБ», Филиал имеет обособленные структурные подразделения, в том числе фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Магаданская область, Ягоднинский городской округ, п. Дебин, ул. Советская, д. 11 (пункт 1.8.3).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, третьим лицом, что новый фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Магаданская область, Ягоднинский городской округ, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12Б в силу приведенных в решении выше правовых норм относится к 1 категории по степени обеспечения надежности электроснабжения, следовательно, должен быть обеспечен резервирующим источником питания.

Также никем не оспаривается и в материалах дела нашло свое подтверждение утверждение прокурора о том, что на дату рассмотрения спора, в нарушение требований пункта 5.1. Свода правил, пункта 1.2.19. Правил фельдшерско-акушерский пункт п. Дебин, расположенный по ул. Мацкевича, д. 12Б резервирующим источником питания не обеспечен.

Данное обстоятельство послужило прокурору основанием для предъявления требования к ГБУЗ «МОБ».

Вместе с тем прокурором не приняты во внимание конкретные обстоятельства и уже возникшие гражданские и бюджетные правоотношения по спорному вопросу.

В соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

Постановлением Правительства Магаданской области от 02 октября 2014 г. № 815-пп утверждены Правила принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства областной собственности и в приобретение объектов недвижимого имущества в областную собственность.

Данными Правилами установлен порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства областной собственности и в приобретение объектов недвижимого имущества в областную собственность.

Инициатором подготовки проекта решения может выступать главный распорядитель средств областного бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы Магаданской области, в рамках которых планируется реализация бюджетных инвестиций (пункт 2 Правил).

Постановлением Правительства Магаданской области от 08 декабря 2020 г. № 824-пп «Об осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Реконструкция готовых помещений в п. Омчак, п. Дебин, с. Балаганное Магаданской области в целях замены существующих фельдшерско-акушерских пунктов» министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области поручено осуществить подготовку и реализацию бюджетных инвестиций за счет средств областного бюджета в объект капитального строительства «Реконструкция готовых помещений в п. Омчак, п. Дебин, с. Балаганное Магаданской области в целях замены существующих фельдшерско-акушерских пунктов» согласно приложению к постановлению.

В указанном приложении предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов фельдшерско-акушерских пунктов в п. Омчак, п. Дебин, с. Балаганное Магаданской области в декабре 2020 г. за счет средств федерального бюджета (15618200 руб.) и средства областного бюджета Магаданской области (21 111860 руб.), срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства 2021 г.

Во исполнение Постановления № 824-пп, министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области 12 августа 2020 г. заключило с ООО СМНП-3 государственный контракт № 0147200000920000231 на выполнение работ по реконструкции готовых помещений в п. Омчак, п. Дебин, с. Балаганное Магаданской области в целях замены существующих фельдшерско-акушерский пунктов. Цена контракта составляет 15540109 рублей.

Предметом контракта является реконструкция готовых помещений, включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, выполнение ремонтных работ, поставку необходимых материалов.

Пунктом 1.4 государственного контракта предусмотрено выполнение работ поэтапно, не позднее 30 ноября 2020 г.

Дополнительным соглашением № 1 к государственному контракту срок выполнения работ установлен не позднее 21 декабря 2020 г.

Этапы работ перечислены в приложении № 1 к государственному контракту «Техническое задание на проектирование», в котором предусмотрено три этапа.

В рамках указанного контракта выполнены и оплачены работы первого этапа, о чем свидетельствуют представленные в деле акты выполненных работ.

Из материалов дела следует, что с целью исполнения Постановления № 824-пп, в рамках государственного контракта Минздравом Магаданской области получено положительное заключение государственной экспертизы № 49-1-1-3-0020-20, в отношении реконструкции готового помещения в п. Дебин Магаданской области в целях замены существующего фельдшерско-акушерского пункта.

В разделе «Система электроснабжения» на первом этапе предусмотрено подключение реконструируемого объекта к электросетям, внутреннее электроосвещение и подключение сантехнического и технологического оборудования.

На втором этапе выполняется установка, подключение и пуско-наладка дизель-генераторной установки, наружное электроосвещение, подключение вентиляционного оборудования, установка щита ЯАВР.

В заключении государственной экспертизы также содержатся указание на то, что по надежности электроснабжения потребители объекта относятся к I (аварийное освещение, противопожарное оборудование, охранная сигнализация) и II категориям.

Для электроснабжения I категории потребителей предусмотрен резервирующий источник питания.

Таким образом, судом установлено, что главным распорядителем, получившим целевое бюджетное финансирование, и застройщиком, ответственным лицом за соответствие фельдшерско-акушерского пункта п. Дебин требованиям законодательства, в том числе в части обеспечения надежности электроснабжения электроприемников является министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.

Само по себе выявление прокурором нарушений, допущенных Минздравом Магаданской области в части выполнения работ, отнесенных ко второму этапу, при реализации возложенной Постановлением № 824-пп обязанности, с учетом установленного порядка финансирования, не свидетельствуют о том, что данная обязанность может быть возложена на ответчика.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ГБУЗ «МОБ» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Ягоднинского района Магаданской области, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о понуждении обеспечить фельдшерско-акушерский пункт резервным источником электроснабжения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату принятия решения суда в окончательной форме – 9 февраля 2022 г.

Судья А.Н. Благодёрова