ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-275/2022 от 11.05.2022 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

по гражданскому делу ***

11 мая 2022 года***

Нижнеилимский районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Юсуповой А.Р.,

при секретаре судебного заседания Беляковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению Службы государственного жилищного и строительного надзора *** к обществу с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» о понуждении к исполнению лицензионных требований,

УСТАНОВИЛ:

Служба государственного жилищного и строительного надзора *** обратились в Нижнеилимский районный суд *** с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» (далее по тексту – ООО «Уют-Сервис») о понуждении к исполнению лицензионных требований.

В обоснование иска указано, что в соответствии с постановлением *** от ****** «О реорганизации службы государственного жилищного надзора ***» *** служба государственного жилищного надзора *** реорганизована в форме присоединения службы государственного строительного надзора *** к службе государственного жилищного надзора ***. В результате реорганизации служба государственного жилищного надзора *** переименована в службу государственного жилищного и строительного надзора *** (далее - Служба).

В Службу поступили обращения от ******, от ******, от ******, содержащие сведения о фактах нарушения далее - ООО «Уют-Сервис» лицензионных требований в части начисления платы за содержание общего имущества многоквартирного *** по адресу: ***, рп. Янгель, мкр. Звездный (далее - ФИО1). На основании распоряжения от ******-ср-п в отношении ООО «Уют-Сервис» назначена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено следующее. По результатам проведения конкурсного отбора на присвоение статуса Регионального оператора по обращению с ТКО и в соответствии с заключенным Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории *** (Зона 1) статусом Регионального оператора на территории *** (Зона 1) наделено общество с ограниченной ответственностью «Братский Полигон ТБО». ООО «Братский Полигон ТБО» переименовано и именуется с ****** Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта *** от ******-мпр «Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее — Приказ ***-мпр) установлено, что с *** на территории *** оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Согласно информации, предоставленной ***» собственниками (пользователями) МКД № *** - *** год изначально была утверждена плата за содержание жилого помещения в размере *** руб. на квадратный метр без учета услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (далее-ТБО), что подтверждается перечнем работ и услуг по содержанию общего имущества МКД № *** - *** год, предоставленным ООО «Уют-Сервис». Таким образом, установить в составе указанного размера платы размер расходов на услуги по вывозу ТБО не представляется возможным. До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. В размер платы по содержанию жилого помещения, утвержденный решением собственников (пользователей) ФИО1 до ***, должны были быть включены расходы по вывозу ТБО. При анализе платежных документов с *** года по *** года на примере жилого помещения *** ФИО1 установлено, что начисление платы по строке «Содержание жилья» производилось исходя из тарифа *** руб./кв.м., что является неправомерным, так как с *** жилищная услуга «вывоз ТБО» стала коммунальной услугой «обращение с ТКО» и начисление платы за содержание жилого помещения должно производиться без учета стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО. В связи с тем, что отсутствует утвержденная стоимость по вывозу ТБО по ФИО1, исключению подлежат фактические расходы ООО «Уют-Сервис» на услуги по вывозу ТБО по МКД № *** год. По результатам проверки ООО «Уют-Сервис» выдано предписание от ******. Службой на основании распоряжения от ****** проведена проверка исполнения предписания от ******. По результатам проверок установлено, что предписание не исполнено. Выдано повторное предписание от ******. Службой на основании распоряжения от ****** проведена проверка исполнения предписания ***. По результатам проверки установлено, что предписание не исполнено. Предписания ответчиком в трехмесячный срок с момента вынесения предписаний не оспорены, являются обоснованными. Права и законные интересы граждан остаются незащищенными и продолжают нарушаться ввиду неисполнения ***» лицензионных требований.

Просят суд возложить на общество с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» обязанность устранить нарушения лицензионных требований по адресу: ***, ***, ***: произвести перерасчет платы по статье «содержание жилья» за период с *** по *** путем исключения фактических затрат общества с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» на вывоз твердых бытовых отходов, фактические затраты на вывоз твердых бытовых отходов следует исчислить за *** год.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, своевременно. Согласно исковому заявлению, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовали, направили письменный отзыв, в котором по существу исковых требований возражений не представили, в связи тяжелым финансовым положением просили предоставить рассрочку до ***.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В силу п. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

в соответствии с постановлением *** от ****** «О реорганизации службы государственного жилищного надзора ***» *** служба государственного жилищного надзора *** реорганизована в форме присоединения службы государственного строительного надзора *** к службе государственного жилищного надзора ***. В результате реорганизации служба государственного жилищного надзора *** переименована в службу государственного жилищного и строительного надзора *** (далее - Служба).

Истец в целях выполнения возложенных на него задач и функций по осуществлению государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Таким образом, в связи с выявленными нарушениями ответчиком прав граждан при предоставлении услуг по обслуживанию жилого дома, государственный жилищный надзор правомерно обратился в суд в пределах своих полномочий, предусмотренных законом.

Как следует из представленных в дело доказательств, на основании поступивших в службу государственного жилищного надзора *** обращений от собственников, помещений в многоквартирном ******, *** о фактах нарушения ООО «Уют-Сервис» требований, в части правомерности начисления платы за содержание жилья за период с *** по *** на вывоз твердых бытовых отходов, в рамках жилищного надзора была назначена внеплановая документарная проверка.

Актом проверки от ***, акте проверки от ******, акте *** от *** зафиксированы следующие нарушения.

По результатам проведения конкурсного отбора на присвоение статуса Регионального оператора по обращению с ТКО и в соответствии с заключенным Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории *** (Зона 1) статусом Регионального оператора на территории *** (Зона 1) наделено общество с ограниченной ответственностью «Братский Полигон ТБО» (далее - ООО «Братский Полигон ТБО»).

ООО «Братский Полигон ТБО» переименовано и именуется с *** общество с ограниченной ответственностью «Региональный северный оператор» (далее – ООО «РСО»).

Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта *** от ******-мпр «Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее — Приказ ***-мпр) установлено, что с *** на территории *** оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.

Согласно информации, предоставленной ООО «Уют-Сервис» собственниками (пользователями) МКД № *** - *** год изначально утверждена плата за содержание жилого помещения в размере *** руб. на квадратный метр без учета услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (далее - ТБО), что подтверждается перечнем работ и услуг по содержанию общего имущества МКД № *** - *** год, предоставленным ООО «Уют-Сервис».

Таким образом, установить в составе указанного размера платы размер расходов на услуги по вывозу ТБО не представляется возможным. В размер платы по содержанию жилого помещения, утвержденный решением собственников (пользователей) ФИО1 до ***, должны были быть включены расходы по вывозу ТБО.

При анализе платежных документов с *** года по *** года на примере жилого помещения *** ФИО1 установлено, что начисление платы по строке «Содержание жилья» производилось исходя из тарифа *** руб./кв.м., что является неправомерным, так как с *** жилищная услуга «вывоз ТБО» стала коммунальной услугой «обращение с ТКО» и начисление платы за содержание жилого помещения должно производиться без учета стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.

В связи с тем, что отсутствует утвержденная стоимость по вывозу ТБО по ФИО1, исключению подлежат фактические расходы ООО «Уют-Сервис» на услуги по вывозу ТБО по МКД № *** год.

Лицензионные требования установлены статьей 193 ЖК РФ.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям относятся и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ****** «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — Положение). В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения, к числу лицензионных требований отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.

Подпунктом «б» пункта 3 Положения к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В силу требований части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение е твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от *** № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ***.

Частью 8.1 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ установлено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для того изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны выполнять работы и оказывать услуги, предусмотренные Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ****** «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»).

Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от *** «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с ТКО, в *** годах» в связи с поэтапным запуском новой системы регулирования в области обращения с ТКО, устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО может осуществляться только по договорам с региональным оператором. При этом субъектам Российской Федерации необходимо не позднее *** - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

По результатам проверки ООО «Уют-Сервис» выдано предписание от ******.

Службой на основании распоряжения от ****** проведена проверка исполнения предписания от ******. По результатам проверок установлено, что предписание не исполнено. Выдано повторное предписание от ******.

Службой на основании распоряжения от ****** проведена проверка исполнения предписания ***. По результатам проверки установлено, что предписание не исполнено.

Данные предписания ответчиком в трехмесячный срок с момента вынесения предписаний не оспорены в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, являются обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора), проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан не только выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, но и принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, что не исключает и гражданско-правовую ответственность.

По правилам ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд не усматривает законности взыскания ООО «Уют-Сервис» в спорный период времени средств за оказание услуг по содержанию жилья за период с *** по ***.

В настоящее время все вынесенные предписания в отношении ответчика законны и подлежат исполнению, Обществом в установленные сроки не обжаловались.

Поскольку жильцами вышеуказанного спорного дома в качестве обслуживающей организации было избрано ООО «Уют-Сервис», в период с *** по *** незаконно производило начисление платы за оказание услуг по содержанию жилья, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности произвести перерасчет за спорный период времени.

На сегодняшний день, Общество с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» является организацией оказывающей собственникам (нанимателям) многоквартирного ********* услуги по содержанию жилья, в связи с чем возложение на них обязанности произвести перерасчет обоснованно.

Уклонение обслуживающей организации от исполнения входящих в ее компетенцию полномочий нарушает права потребителей, в связи с чем устранение имеющихся нарушений жилищного законодательства необходимо обеспечить принудительным исполнением.

Ответчик просил в связи тяжелым финансовым положением предоставить рассрочку по делу до ***.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Обществом не представлены документально доказательства тяжелого финансового положения, в связи с чем ходатайство не подлежит удовлетворению, однако ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда на стадии исполнения решения на основании ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемые в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В связи с тем, что истец освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы государственного жилищного и строительного надзора *** удовлетворить.

Обязать устранить нарушения лицензионных требований Общество с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис»: произвести перерасчет платы по статье: «содержание жилья» за период с *** по *** многоквартирного *** по адресу: ***, путем исключения фактических затрат общества с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» на вывоз твердых бытовых отходов, фактические затраты на вывоз твердых бытовых отходов исчислить за *** год.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Уют-Сервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ***.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ***.

Председательствующий судья А.Р. Юсупова

Мотивированное решение изготовлено ***.