ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-275/2023 от 13.12.2023 Починковского районного суда (Смоленская область)

№ 2-275/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» декабря 2023 года г.Починок, Смоленская область

Починковский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего (судьи) Сажиной Н.Б.,

при секретаре Трифоновой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», военному комиссариату Починковского района Смоленской области, штабу Западного военного округа, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Смоленского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и военному комиссариату Починковского района Смоленской области о возложении обязанности, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной военной прокуратурой Смоленского гарнизона проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в военном комиссариате Починковского района Смоленской области установлено, что указанный военный объект не обеспечен техническими средствами охраны (ТСО) в соответствии с нормами обеспечения стационарных (постоянных) военных объектов техническими средствами охраны, а именно: на территории военного комиссариата, расположенного по адресу: <...>, не установлены телевизионные средства наблюдения (видеокамеры) в количестве 3 штук и автоматический противотаранный барьер в количестве 1 штуки.

Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства и обеспечить в дальнейшем заключение установленным порядком государственного контракта (договора) на установку в военном комиссариате Починковского района Смоленской области, расположенном по адресу: <...>, телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 3 штук и автоматического противотаранного барьера в количестве 1 штуки.

Военный прокурор Смоленского гарнизона явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал об отложении судебного заседания ввиду невозможности явки представителя по причине служебной загруженности. Ранее в судебном заседании представитель истца - прокурор Починковского района Смоленской области Никулин А.Н. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен своевременно и надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель ФИО1 не оспаривала факт отсутствия указанных в иске технических средств охраны в Военном комиссариате Починковского района Смоленской области, при этом указала, что обеспечение ими осуществляет штаб Западного военного округа, куда была сделана заявка на установление необходимых технических средств, 20.04.2023 дан ответ об отсутствии денежных ассигнований на установку указанных технических средств. Также отметила, что в отношении всех военных органов распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны РФ.

Ответчик военный комиссариат Починковского района Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен своевременно и надлежащим образом.

Определением Починковского районного суда Смоленской области от 01.08.2023 по данному делу в качестве соответчика привлечен штаб Западного военного округа.

Ответчик штаб Западного военного округа явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен своевременно и надлежащим образом.

Определением Починковского районного суда Смоленской области от 21.09.2023 по данному делу в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Ответчики Министерство обороны РФ и ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены своевременно и надлежащим образом. ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации представило возражения относительно исковых требований (л.д.64-66), согласно которым просит отказать в удовлетворении исковых требований, полагает, что военным прокурором не установлено, в каком именно техническом состоянии находится здание военного комиссариата Починковского района Смоленской области, требует ли указанное здание капитального ремонта и имеется ли возможность исполнить заявленные требования, а также не установлен способ обеспечения здания техническими средствами охраны. Организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных за Вооруженными Силами РФ, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощение в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора. Обратившись с исковым заявлением в суд, военный прокурор фактически подменил иные государственные органы, вмешавшись при этом в оперативно-хозяйственную деятельность военного ведомства

Руководствуясь ч.3,4 ст. 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в том числе представителя Военного прокурора Смоленского гарнизона. Ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя истца ввиду служебной загруженности оставлено без удовлетворения, неявка представителя истца признана неуважительной.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой Смоленского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в военном комиссариате Починковского района Смоленской области.

Согласно акту осмотра от ** ** ** военный комиссариат Починковского района Смоленской области должен быть обеспечен 7 шт. ТСО и 1 шт. противотаранным барьером, однако на территории указанного военного комиссариата не установлены телевизионные средства наблюдения (видеокамеры) в количестве 3 штук и автоматический противотаранный барьер в количестве 1 штуки (л.д.7).

** ** ** Военным комиссариатом Смоленской области в адрес начальника штаба Западного военного округа направлена заявка на оснащение военных объектов, в том числе и военного комиссариата Починковского района Смоленской области техническими средствами охраны: ТСН-п и ПТБ (л.д.8-11).

Однако, оснащение данными техническими средствами охраны до настоящего времени не произведено.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Таким образом, судом достоверно установлено, что на территории военного комиссариата Починковского района Смоленской области, расположенного по адресу: ..., не установлены телевизионные средства наблюдения (видеокамеры) в количестве 3 штук и автоматический противотаранный барьер в количестве 1 штуки.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п. 4 Положения о военном комиссариате Смоленской области (приложение к приказу военного комиссариата Смоленской области от 12 августа 2020 г. №125) военный комиссариат Смоленской области является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации и входит в состав военного округа (л.д.16-22).

Приказом Министра обороны РФ от 18.02.2020 № 80 утверждено Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению (далее – Руководство), согласно которому технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства, утвержденного приказом N 80, пунктами 10, 11 и 12 Руководства, утвержденного приказом N 335дсп, определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре "Технические средства охраны объектов I, II и III категорий".

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Согласно п. 48 Руководства военный комиссариат субъекта РФ относится к военным объектам II категории по оснащению техническими средствами охраны.

В структуру военного комиссариата Смоленской области входит командование, основные подразделения, военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центр социального обеспечения (п.9 Положения).

Согласно п. 59 Руководства военные объекты обеспечиваются техническими средствами охраны в соответствии с нормами обеспечения стационарных (постоянных) военных объектов техническими средствами охраны.

Согласно приложению № 3 к настоящему Руководству военные комиссариаты субъектов РФ обеспечиваются техническими средствами наблюдения и внешним инженерным заграждением.

В силу п.77 Руководства оснащение границ охраняемой территории телевизионными средствами наблюдения осуществляется из расчета одна телевизионная камера на каждые 60 - 70 метров периметра.

В соответствии с п.86,87 Руководства количество рубежей инженерных заграждений обуславливается категорией военного объекта и нормой его обеспечения техническими средствами охраны. Внешний периметр оборудуется: для военных объектов II категории - одним рядом инженерного заграждения.

Согласно п. 123 Руководства оснащение военных объектов техническими средствами охраны осуществляется одним из способов:

комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта;

оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны;

комплексное оснащение техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта;

оснащение первоочередными техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта.

Комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта организуется при условиях:

здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации;

в штате воинской части, к которой относится объект, имеется подразделение по эксплуатации технических средств охраны (п.124 Руководства).

В силу п.125 Руководства оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны организуется при условиях:

здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации.

Пунктом 127 Руководства четко регламентирован порядок комплексного оснащения (дооснащения) техническими средствами охраны (первоочередными средствами охраны) существующего военного объекта.

Из материалов дела следует, что здание военного комиссариата Починковского района Смоленской области 1972 года постройки, в настоящее время оно нуждается в проведении капитального ремонта (л.д.83-87).

Также истцом не представлено доказательств наличия в штате воинской части, к которой относится объект, подразделения по эксплуатации технических средств охраны, наличие технической возможности и необходимости их установки в указанном количестве и не указан способ оснащения военного объекта техническими средствами охраны. Возможность предоставления доказательств в этой части истцу предоставлялась.

Таким образом, совокупность требований, установленных правовыми актами, необходимых для удовлетворения исковых требований, отсутствует, объект требует капитального ремонта, требования в отношении каждого из ответчиков не конкретизированы.

Кроме того, оснащение ТСО военных объектов является строго регламентированной процедурой, прерогативой определенных органов военного управления, перечисленных в Руководстве, среди которых Министерство обороны РФ не поименовано.

Возложение на Министерство обороны РФ обязанности по выделению денежных средств является вмешательством в деятельность довольствующих органов войск (сил) по техническим средствам охраны.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», военному комиссариату Починковского района Смоленской области, штабу Западного военного округа, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья Н.Б.Сажина