ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2760/18 от 18.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

дело №2-2760/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 18 декабря 2018 года

Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Коваленко В.А.,

при секретаре Мусаевой Э.Д.,

с участием:

истца ФИО3,

представителей Государственного бюджетного учреждения культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова» - ФИО6, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя Министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания ФИО9, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова», Министерству культуры Республики Северная Осетия-Алания о признании приказа о переводе незаконным и взыскании невыплаченных сумм,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному бюджетному учреждению культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова», Министерству культуры Республики Северная Осетия-Алания. В обоснование предъявленных исковых требований указала, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность высококвалифицированной закройщицы – заведующей костюмерным цехом в Государственное бюджетное учреждение культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова» (далее Русский театр имени Е. Вахтангова). С ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность художника-модельера театральных костюмов (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с работы по собственному желанию. Считает приказ от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ее на должность художника-модельера театральных костюмов с ДД.ММ.ГГГГ незаконным, т.к. она до увольнения работала на должности высококвалифицированной закройщицы- заведующей костюмерным цехом. Функциональные обязанности исполняла именно по данной должности, заработную плату получала также по должности заведующей костюмерным цехом, в связи с чем, Русский театр имени Е. Вахтангова обязан произвести перерасчет разницы стимулирующих и компенсационных выплат по должности художника-модельера театральных костюмов и заведующей костюмерным цехом, выплатить ей недоначисленные компенсационные стимулирующие выплаты. О приказе от ДД.ММ.ГГГГ узнала в начале сентября 2018 года. Кроме того, в Русском театре имени Е. Вахтангова были произведены выплаты за счет бюджетных средств, с целью достижения уровня средней заработной платы, определенной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Выплаты производились работникам, состоявшим с Русским театром имени Е. Вахтангова в трудовых отношениях, в период с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ. При ее увольнении компенсационные и стимулирующие выплаты ей не были произведены. В суд она ранее не обращалась. Срок для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями она не пропустила, т.к. обращалась в прокуратуру республики, в Государственную инспекцию труда. Дата оспариваемого ею приказа указана не верно, в связи с чем, предъявленные исковые требования уточнила и просит: признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ о ее переводе с ДД.ММ.ГГГГ на должность художника-модельера театральных костюмов; обязать Государственное бюджетное учреждение культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова» произвести перерасчет и выплатить недоначисленные компенсационные стимулирующие выплаты и доплаты к ее заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представители Государственного бюджетного учреждения культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова» ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании исковые требования ФИО3 не признали, представили возражения на исковое заявление, просили в иске отказать. Пояснили, что процедура перевода истца с должности заведующей пошивочным цехом на должность художника-модельера этого же цеха была проведена в соответствии с требованиями трудового законодательства. Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО3 была переведена на должность художника-модельера театрального костюма пошивочного цеха. С указанным приказом истец была ознакомлена под роспись, с ней был заключен трудовой договор по новой форме. Ни при ознакомлении с приказом о переводе, ни при подписании трудового договора у истца не возникло никаких возражений. В день своего перевода, она сдала все материальные ценности пошивочного цеха новому заведующему по накладной, где она сама расписалась. Новый заведующий пошивочным цехом ФИО8 был принят на указанную должность тем же приказом, его рабочее место находилось рядом с рабочим местом истца. Не знать о новом заведующем пошивочным цехом, в подчинении которого, она работала, истец не могла. Кроме того, истцу начислялась и выплачивалась заработная плата по должности художник-модельер, которая более чем на 2 000 рублей меньше, чем она получала по предыдущей должности. <адрес> и Государственной инспекцией труда по обращению истца проводились проверки, нарушений прав и законных интересов истца они не выявили, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В описательной части вышеуказанного Акта проверки, приказ о переводе истца от ДД.ММ.ГГГГ был ошибочно датирован «ДД.ММ.ГГГГ» (страница 2 строка 2 Акта проверки), однако, в разделе «Прилагаемые к акту документы» этого же Акта (страница 3 Акта проверки) данный приказ поименован уже без ошибки. Видимо, ошибка в тексте Акта проверки и побудило истца утверждать в своём исковом заявлении, что приказ о её переводе был составлен спустя 7 месяцев после её увольнении. Утверждение истца о недоплаченных денежных сумм в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ является ошибочным. Истцу за весь период её работы в театре начислялась и выплачивалась заработная плата в полном объеме, в точном соответствии со штатным; расписанием и фондом оплаты труда нашего учреждения, утвержденным учредителем - Министерством культуры Республики Северная Осетия-Алания. Истцом пропущен срок исковой давности, как трехмесячного для оспаривания приказа об увольнении, так годичного срока для разрешения спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Просил в иске отказать.

Представитель Министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания ФИО9 в судебном заседании исковые требования ФИО3 не признала и пояснила, что ФИО3 в трудовых отношениях с Министерством культуры Республики Северная Осетия-Алания не состояла. ФИО3 пропустила срок для обращения в суд, в связи с чем, просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно статье 135 этого же Кодекса, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 была принята на должность высококвалифицированной закройщицей – заведующей костюмерным цехом Русского театра имени Е. Вахтангова (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была переведена на должность художника-модельера театрального костюма (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). С указанным приказом ФИО3 ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись, доказательств обратного суду не представлено.

Этим же приказом на должность заведующего пошивочным цехом был назначен ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Русским театром имени Е. Вахтангова и ФИО3 заключен трудовой договор, по условиям которого работодатель предоставляет работнику работу по должности художник-модельер театрального костюма (пункт 1). Разделом IV «Оплата труда» установлен базовый должностной оклад, ставка заработной платы 5955 рублей в месяц (подпункт «а» пункта 13); выплаты компенсационного характера: за звание театра «Академический» - 50% базового оклада; за выслугу лет – 20% базового оклада (подпункт «б» пункта 13); ежемесячные выплаты стимулирующего характера: за профмастерство 30% от базового оклада; за звание Республики Северная Осетия-Алания 5% от базового оклада (подпункт «в» пункта 13).

Согласно накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГФИО3 сдала, а ФИО8 принял материальные ценности.

Факт заключения вышеуказанного трудового договора истец в судебном заседании подтвердила, но настаивала на том, что фактически выполняла трудовые обязанности заведующей костюмерным цехом.

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем.

Таким образом, расчетный листок является персональным документом, содержащим составные части заработной платы конкретного работника, и только в случае выдачи работодателем расчетного листка по заработной плате следует считать, что работник должен был знать о нарушении своего права в связи с неполной оплатой труда.

Получение заработной платы, состоящей, в том числе из компенсационных выплат и стимулирующих согласно расчетным листкам, начиная с января 2013 года по день увольнения, в судебном заседании истцом подтверждено.

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются локальным нормативным актом учреждения в соответствии с Положением и с учетом мнения представительного органа работников.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными документами в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных учреждению на очередной финансовый год по фонду оплаты труда.

Оплата труда работников учреждения, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными условиями труда, производится в повышенном размере. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях», работникам могут устанавливаться следующие выплаты компенсационного характера: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); доплата до установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В целях совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Российской Федерации предписано обеспечить реализацию ряда мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры (далее – Указ Президента Российской Федерации ).

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев к 2018 году повышение средней заработной платы различных категорий работников.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее – Федеральная «дорожная карта»).

Федеральной «дорожной картой» предусмотрены мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры. Одним из показателей, характеризующим эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, является «Динамика примерных (индикативных) значений соотношений средней заработной платы работников учреждений культуры и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации». При этом данное соотношение должно составлять на 2017 год 100%. Указанное соотношение носит индикативный характер и уточняется в «дорожных картах» регионального и муниципального уровней в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда.

На уровне субъекта Российской Федерации распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в <адрес>-Алания» (далее – Республиканская «дорожная карта»).

Республиканской «дорожной картой» предусмотрены изменения в сфере культуры Республики Северная Осетия-Алания, направленные на повышение эффективности и качества услуг в указанной сфере.

Республиканская «дорожная карта» также как и Федеральная «дорожная карта», включает цели разработки, проведение структурных реформ в сфере культуры, целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры и меры, обеспечивающие их достижение, целевые показатели (индикаторы) по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставления услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт, основные мероприятия, направленные на достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры.

Средняя заработная плата работников ГБУК «Академический Ордена трудового красного знамени русский театр имени Евгения Вахтангова» (далее – Русский театр им. Е.Вахтангова), исходя из статистических отчетов «ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»», представленных в Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания в установленном порядке, составила: в 2013 году -15 346 рублей; в 2014 году - 16 942 рублей; в 2015 году - 16 856 рублей; в 2016 году - 16 301 рубль; на ДД.ММ.ГГГГ - 17 495 рублей.

Потребность в дополнительных средствах для доведения в 2017 году средней заработной платы работников Русского театра им. Е.Вахтангова до средней заработной платы по <адрес>-Алания определялась Министерством культуры Республики Северная Осетия-Алания по информации, полученной от театра.

Источником информации для расчетов являлись данные, содержащиеся в отчетах учреждений за 9 месяцев 2017 года по форме федерального статистического наблюдения «ЗП-культура» «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала» (далее – отчет «ЗП-культура»), утвержденной Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ(в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Приказ Росстата ).

Министерством культуры Республики Северная Осетия-Алания, с целью достижения уровня средней заработной платы, определенного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, коллегиально принято решение о перераспределении дополнительно выделенных средств между подведомственными учреждениями и районами республики (субвенции по осуществлению полномочий по организации и поддержке организаций культуры) с формулировкой «с учетом типа учреждений, вида деятельности, статуса учреждения, положений нормативных правовых актов в области оплаты труда, показателей деятельности». Результаты распределения дополнительных средств утверждены приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

Для расчета доведения средней заработной платы работников учреждений культуры в целом по <адрес>-Алания за 2017 год до необходимого уровня согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ применялась среднесписочная численность списочного состава без внешних совместителей в соответствии с Порядком расчета уровня средней заработной платы категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации (приложение к письму Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- НМ «Рекомендации по разработке нормативных правовых актов по реализации мер по поэтапному повышению заработной платы работников учреждений культуры»:

Показатель средней заработной платы по категории работников учреждения социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется по работникам списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) и на количество месяцев в периоде).

ФИО3 на момент доведения средней заработной платы работников учреждений культуры в целом по <адрес>-Алания за 2017 год до необходимого уровня согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в списочном составе Русского театра им. Е. Вахтангова не значилась.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО3

Кроме того, в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть первая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена новой частью второй следующего содержания: "За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении".

В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО3 уволена с должности художника-модельера театральных костюмов с ДД.ММ.ГГГГ.

В суд с настоящим иском, истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Связывая начало течения срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, законодатель исходит из того, что своевременность обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора зависит от его волеизъявления.

Пропуск срока для обращения в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Каких-либо уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли истцу возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение предусмотренного законом срока, истцом не представлено, также как не было заявлено соответствующего ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова», Министерству культуры Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на должность художника-модельера театральных костюмов; о возложении обязанности на Государственное бюджетное учреждение культуры «Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр имени Е. Вахтангова» произвести перерасчет и выплатить недоначисленные компенсационные стимулирующие выплаты и доплаты к заработной плате ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес> Республики Северная Осетия-Алания.

Председательствующий В.А. Коваленко