ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2760/2021 от 10.08.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-2760/2021г.

УИД: 48RS0001-01-2021-002551-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деминым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя города Липецка», Департаменту градостроительства и архитектуры города Липецка, Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района города Липецка обратился с исковыми требованиями к администрации города Липецка о возложении обязанности по совершению определенных действий, указывая, что в рамках проверки заявления ФИО1 и ФИО2 установлено, что лестничные сходы и участки тротуаров у остановки общественного транспорта «Быханов сад» (по направлению от площади Авиаторов к площади Героев города Липецка) не имеют специального приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов – пандуса с поручнями. Единственная возможность пути к посадочной площадке для маломобильных граждан или граждан с коляской – это через выезд на проезжую часть по улице Липовская в городе Липецке. Кроме того, установлено, что лестничный спуск в районе остановки общественного транспорта по улице Гагарина находится в неудовлетворительном состоянии, несмотря на его ремонт в 2019 году. Прокурор района полагает, что до настоящего времени ответчиком не исполнены требования законодательства, направленного на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, что приводит к ущемлению их прав. При изложенных обстоятельствах, предъявляя требования в интересах неопределенной группы лиц, прокурор района с учетом принятых уточнений исковых требований просил возложить на администрацию города Липецка обязанность разработать проектную документацию для создания условий беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры у остановки общественного транспорта «Быханов сад» (по направлению от площади Авиаторов к площади Героев города Липецка) в г. Липецке пандусами с поручнями, в соответствии с требованиями стандартов и технического регламента, в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; оборудовать лестничные сходы и участки тротуаров у остановки общественного транспорта «Быханов сад» по направлению от площади Авиаторов к площади Героев города Липецка) пандусами и поручнями, в соответствии с проектной документацией, а также требованиями стандартов и технического регламента, в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - прокуратуры Советского района города Липецка ФИО3 заявленные исковые требования, с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации города Липецка по доверенности ФИО4 просила в иске отказать. В своих возражениях ссылалась на то, что прокурором района не представлено доказательств того, что имеется техническая возможность оборудовать пандус с поручнями на ООТ «Быханов сад» в рассматриваемом направлении, а также то, что при оборудовании пандуса с поручнями в указанном месте будут соблюдены требования по уклону пандуса и в дальнейшем будет возможен подъем и спуск на инвалидной коляске, будет исключена возможность выезда инвалидов на проезжую часть местного проезда. Также указала, что положения комментируемого прокурором Закона применяются с 01.07.2016 года исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию и прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. Указала и на то, что администрация города Липецка не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку положением о департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка установлено, что одной из его функций является организация выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Липецка и обеспечение безопасности дорожного движения на них. При этом, департамент является главным распорядителем бюджетных средств города Липецка. Таким образом, Департамент не только непосредственно организует работы по ремонту автомобильных дорог местного значения городского округа города Липецка, но и предпринимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа города Липецка.

Определениям суда к участию в качестве соответчиков привлечены Департамент дорожного хозяйства администрации города Липецка, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка и МУ «Управление главного смотрителя города Липецка».

Представитель ответчика – Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка по доверенности ФИО4 иск не признала, ссылалась на недоказанность технической возможности безопасного оборудования пандусом ООТ «Быханов сад» в рассматриваемом направлении. Помимо этого указала, что Департамент является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Липецк и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Липецк, организацию дорожного движения, а также организации благоустройства территории города Липецка. Требования закона о защите инвалидов в Российской Федерации применяются с 01.07.2016 года исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Департамент организует выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов, путепроводов и ливневой канализации, эстакад в границах городского округа город Липецк, но не входят работы по реконструкции указанных объектов. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов, в том числе разработка проектно-сметной документации является обязанностью Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка. В случае удовлетворения исковых требований, просила отсрочить исполнение решения суда до 01.05.2022 года.

Представитель ответчика – МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» по доверенности ФИО5 иск не признала и в возражениях указала, что организация осуществляет функции муниципального заказчика по содержанию и ремонту объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности. Требования, изложенные прокурором, предполагают создание новых объектов социальной инфраструктуры, которые требуют технического обоснования, разработки нового проекта объекта и его строительства, указанными функциями УГС не обладает, поскольку занимается ремонтом и содержанием уже действующих объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности. Объекты благоустройства, зарегистрированные на праве муниципальной собственности, передаются на праве оперативного управления УГС в целях осуществления функций муниципального заказчика для дальнейшего их содержания или ремонта. Сооружение лестничных сходов и участков тротуаров у ООТ «Быханов сад» г. Липецка пандусами с поручнями в рамках текущего ремонта лестницы на указанном участке остановки не представлялось возможным, поскольку выходит за рамки полномочий УГС. Для такого обустройства необходимо изучение технической возможности благоустройства нормативных пандусов с определением места их расположения, разработка проекта с определением технических характеристик новых объектов, количества маршей (пролетов) пандусов, соответствующих требований технического регламента, что является обязанностью органов местного самоуправления.

Ответчик - Департамент градостроительства и архитектуры Липецкой области, будучи извещенным о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Рассматриваемое исковое заявление направлено на защиту неопределенного круга лиц – маломобильных граждан, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что прокурор Советского района города Липецка наделен полномочиями по инициации подачи настоящего иска.

Судом установлено, что 18.03.2021 года в адрес прокурора Советского района города Липецка поступило обращение ФИО1, ФИО2, в котором они указывали об отсутствии на посадочной площадке остановки общественного транспорта «Быханов сад» оборудованного пандуса, отсутствует доступный маршрут движения.

В рамках проверки поступившего обращения было установлено, что лестничные сходы и участки тротуаров у остановки общественного транспорта «Быханов сад» г. Липецка (по направлению от площади Авиаторов к площади Героев города Липецка) не имеют специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов – пандуса с поручнями.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены, действующим с 01.01.2013 года Сводом правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП-59.13330.2012), утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года N 605.

Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

В силу п. "а" ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).

Нормы, предусмотренные пунктом 5 части 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом закон не связывает эту обязанность с датой возведения того или иного объекта, как ошибочно полагали ответчики в своих возражениях.

В Липецкой области действует распоряжение от 21.12.2000 года № 1747-р «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», в соответствии с которым Управлению транспорта администрации области было дано распоряжение проработать вопрос и подготовить предложения по транспортному обслуживанию маломобильных групп населения на внутригородских, пригородных и междугородних маршрутах.

Согласно ст. 8 Устава города Липецка, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов 24.02.2015 года № 990, к вопросам местного значения города Липецка, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).

Принимая во внимание установленные обстоятельства – отсутствие на остановке общественного транспорта «Быханов сад» в рассматриваемом направлении созданных условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, единственной возможности которых попасть к посадочной площадке – это через выезд на проезжую часть по улице Липовская в городе Липецке, суд приходит к выводу о безусловной законности и обоснованности заявленных исковых требований и об их удовлетворении.

Каждый из привлеченных к участию в деле ответчиков оспаривал наличие в ведомстве обязанностей по совершению указанных действий, ссылаясь на отсутствие законодательного закрепления полномочий.

Определяя лиц, на которых указанная обязанность должна быть возложена, суд приходит к следующему.

Согласно решению Липецкого городского совета депутатов от 26.01.2017 года № 342 было утверждено Положение о департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка.

Из анализа указанного Положения следует, что Департамент является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим реализацию полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Липецк и обеспечения безопасного дорожного движения на них.

Департамент является юридическим лицом (ст. 1).

Положением предусмотрены основные задачи и функции департамента (статьи 2 и 3), к которым, в числе прочих относится организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.

Согласно п. 17 ст. 3 Департамент принимает участие в разработке и реализации программы социально-экономического развития города в пределах компетенции Департамента.

При этом, из п. 18 ст. 3 Положения следует, что Департамент осуществляет функции получателя и главного распорядителя средств городского бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Департамента.

Согласно п. 1 ст. 2 бюджета города Липецка на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2020 года № 35, Департамент является главным администратором доходов бюджета города Липецка – главным распорядителем бюджетных средств города Липецка.

Принимая во внимание, что оборудование остановки общественного транспорта безопасными для маломобильных групп пандусами с поручнями относится к обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, направлено на развитие социальных программ города и области, суд приходит к выводу, что Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, является надлежащим ответчиком по делу.

У суда отсутствуют правовые основания для возложения указанной обязанности на администрацию города Липецка, МУ «УГС города Липецка», а также на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа.

На местном уровне, полномочия органов местного самоуправления делегированы, в том числе и признанному надлежащему ответчику Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, а потому возложение такой обязанности на администрацию города Липецка будет являться ошибочным.

Исполнение решения суда не может быть возложено и на МУ «УГС г. Липецка», из Устава которого следует, что его деятельность направлена на решение вопросов местного значения, в целях удовлетворения потребностей населения города Липецка в благоустройстве территорий города Липецка, связанным с ремонтом и текущим содержанием объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности.

Однако удовлетворение исковых требований прокурора направлено не на благоустройство города Липецка, целью заявленного иска является создание для определенной группы лиц условий для беспрепятственного пользования городским транспортом, для реализации возможностей самостоятельного передвижения по территории, в том числе посадка в транспортное средство и высадка из него, что относится к ведению Департамента дорожного хозяйства и благоустройства города Липецка.

При изложенных в решении суда выводах требования прокурора подлежат удовлетворению только к ответчику – департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка; к остальным ответчикам – в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика, просившего отсрочить исполнение судебного решения до 01.05.2022 года.

Согласно ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Выслушав по данному вопросу мнение представителя процессуального истца, по существу не возражавшего против удовлетворения ходатайства ответчика, суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и отсрочить ответчику исполнение решения суда до 01.05.2022 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка обязанность:

- разработать проектную документацию для создания условий беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры у остановки общественного транспорта «Быханов сад» (по направлению от площади Авиаторов к площади Героев города Липецка) в городе Липецке пандусам с поручнями, в соответствии с требованиями стандартов и технического регламента;

- оборудовать лестничные сходы и участки тротуаров у остановки общественного транспорта «Быханов сад» (по направлению от площади Авиаторов к площади Героев города Липецка) в городе Липецке пандусами с поручнями, в соответствии с проектной документацией, а также требованиями стандартов и технического регламента.

В удовлетворении требований прокурора Советского района города Липецка к администрации города Липецка, МУ «Управление главного смотрителя города Липецка», Департаменту градостроительства и архитектуры города Липецка о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры путем оборудования лестничных сходов и участков тротуаров у остановки общественного транспорта «Быханов сад» г. Липецка пандусами с поручнями, в соответствии с требованиями технического регламента, - отказать.

Отсрочить исполнение решения суда до 01 мая 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Акимова

Решение суда в окончательной форме составлено 17 августа 2021 года.