86RS0001-01-2020-005085-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.
при секретаре Ахияровой М.М.,
с участием истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2761/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с вышеназванными требованиями к ответчику.
Требования мотивированы тем, что за трудовые успехи награждена благодарностью Председателя Правления ПФР № 328рл от 28.08.2012г., нагрудным знаком «Отличник ПФР» № 48 от 10.11.2014г., почетной грамотой ПФР № 64 пл от 31.10.2017г., благодарственным письмом Председателя Думы ХМАО-Югры № 168рп от 08.12.2015г., почетной грамотой ГУ-Отделение ПФ России по ХМАО-Югре № 375 от 22.11.2010г., нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г., благодарственным письмом начальника УПФР в Уральском Федеральном округе. Ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда», так как награда «Почетный работник ПФР» не являются ведомственным знаком отличия, являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Считает отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, так как в соответствии со ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» относится к числу лиц, принадлежащих к категории ветеранов труда.
Истец в судебном заседании пояснила, что при обращении в Департамент социального развития ХМАО-Югры с заявление о присвоении звания ветерана труда предоставляла сведения лишь нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г.; полагает, что награждение лишь нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г. предоставляет право на присвоение звание ветерана труда.
Представители ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, уважительных причин неявки суду не сообщил. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав истца, проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, истец награждена благодарностью Председателя Правления ПФР № 328рл от 28.08.2012г., нагрудным знаком «Отличник ПФР» № 48 от 10.11.2014г., почетной грамотой ПФР № 64 пл от 31.10.2017г., благодарственным письмом Председателя Думы ХМАО-Югры № 168рп от 08.12.2015г., почетной грамотой ГУ-Отделение ПФ России по ХМАО-Югре № 375 от 22.11.2010г., нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г., благодарственным письмом начальника УПФР в Уральском Федеральном округе.
При этом истец утверждает об обращении к ответчику с заявлением о присвоении звания ветерана труда с приложением лишь нагрудного знака «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г.
В материалы дела представлена копия трудовой книжки истца от ДД.ММ.ГГГГ., подтверждающая наличие у истца трудового стажа, превышающего 26 лет на дату подачи искового заявления; 14 лет 9 месяцев в ФИО18
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ. № № истцу сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с тем, что нагрудный знак «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г., в связи с награждением которым обратилась истец в к ответчику, не является ведомственным знаком отличия, являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение её указанной наградой: нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и также не оспаривается.
Правоотношения об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации; Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, должны в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».
Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - знаки отличия), федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.
При этом, Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
При этом, внося Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" и вводя их в действие с 1 июля 2016 г., федеральный законодатель установил, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (часть 3 статьи 8). Следовательно, для граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде до 1 июля 2016 г., наличия на момент их награждения этим знаком продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности не требовалось.
Таким образом, ч. 3 ст. 8 Федеральным законом от 29.12.2015 г. N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30.06.2016 г. ведомственными знаками отличия в труде.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 39пл "О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что Пенсионный фонда не входит в структуру органов государственной власти, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде.
Критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
В силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
В силу Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, Указов Президента РФ от 27 сентября 2000 года N 1709, от 21 мая 2012 года N 636, п. п. 1, 5, 6 Положения N 458-УГ.у Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствуют полномочия по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку Пенсионный фонд не входил и не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
При этом постановление правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005г. № 103, которым утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда» в части указания нагрудного знака «Почетный работник ПФР» противоречит нормам федерального закона, не может быть принято во внимание, т.к. и нормами ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", и нормами п. 1, 5 Положения N 458-УГ в качестве условия присвоения звания "Ветеран труда" указано награждение ведомственным знаком отличия в труде. Пенсионный фонд Российской Федерации, даже и при том, что он наделен отдельными публично-властными полномочиями, он никогда не входил в систему федеральных органов исполнительной власти, не относился к федеральным ведомствам, награды которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Такой вывод следует как из норм Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 (ред. от 25.11.2003) "О структуре федеральных органов исполнительной власти", действовавшего на момент награждения истца медалью (2005 г.), так и из норм Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215, действующего на момент разрешения ответчиком заявления истца и в настоящее время.
Изложенное также свидетельствует о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, чьи награды за отличия в труде учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" (по нормам федерального законодательства).
Учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации, в силу приведенных выше нормативных положений, не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", довод истца о том, что учрежденная ФИО4 Пенсионного фонда Российской Федерации награда является ведомственным знаком отличия в труде и подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", признает ошибочным.
Благодарность Председателя Правления ПФР № 328рл от 28.08.2012г., нагрудным знаком «Отличник ПФР» № 48 от 10.11.2014г., почетной грамотой ПФР № 64 пл от 31.10.2017г., благодарственным письмом Председателя Думы ХМАО-Югры № 168рп от 08.12.2015г., почетной грамотой ГУ-Отделение ПФ России по ХМАО-Югре № 375 от 22.11.2010г., нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г., благодарственным письмом начальника УПФР в Уральском Федеральном округе не являются ведомственными знаками отличия в труде.
Данные награды учреждены в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.
С учетом изложенного, награждение истца нагрудным знаком «Почетный работник ПФР» № 23пл от 15.04.2020г., на котором истец настаивает, а также отсутствия требуемого стажа не менее 15 лет в соответствующей отрасли (стаж истца, как отмечено выше 14 лет 9 месяцев) не повлекло возникновения у истца права на присвоение звания "Ветеран труда", вследствие чего отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что по заявленным основаниям исковые требования к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова