Дело №2-2763/13
Решение
Именем Российской Федерации
13 июня 2013 г. г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Сунцовой М.В.,
при секретаре Румак Л.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Шахбанова А.Н.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о признании бездействия незаконным и обязании организовать проведение оценки уязвимости, разработать планы
Установил:
Прокурор Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о признании бездействия незаконным и обязании организовать проведение оценки уязвимости, разработать планы. В обоснование иска указано, что прокуратурой области в мае текущего года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, которой в деятельности КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» выявлены грубые нарушения. Установлено, что в соответствии с п. 2.1 Устава, утвержденного распоряжением департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области от 18.04.2011г. №15, основной целью создания Учреждения является развитие автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, обеспечение соответствия сети автомобильных дорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Распоряжением департамента государственной собственности Кировской области от 13.04.2011г. № 05-303 в оперативное управление Учреждения переданы автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения. В соответствии с положениями ст. 4. Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В состав переданных в оперативное управление Учреждению автомобильных дорог, находящихся в собственности Кировской области, входят 145 автомобильных мостов. Приказом Росавтодора от 14.06.2012г. № 142 указанным объектам транспортной инфраструктуры присвоены соответствующие категории. Уведомление от 28.06.2012 № 10-29/9372 о присвоении категории искусственным дорожным сооружениям (автомобильным мостам) и внесении последних в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры Учреждением получено 05.07.2012г. Вместе с тем, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры учреждением до настоящего момента не проведена, планы по обеспечению транспортной безопасности не разработаны и не исполнены. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Учитывая, что данные искусственные дорожные сооружения включены в состав дорог общего пользования, бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по исполнению требований Закона грубо нарушает права неограниченного круга лиц, поскольку неисполнение указанных требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов. На основании изложенного, просит признать бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по неисполнению требований Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» о проведении оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012г. № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, незаконным. Обязать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в срок до 01.10.2013г. организовать проведение оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы по обеспечению транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Шахбанов А.Н. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по доверенности ФИО1 с требованиями истца не согласился. Суду пояснил, что перечень направления расходования бюджетных ассигнований дорожного фонда Кировской области не содержит в числе направления расходования, расходы на цели обеспечения транспортной безопасности, у КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» отсутствуют денежные средства. Отсутствие денежных средств, препятствует проведению мероприятий по выполнению требований закона. КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» обращался за устными консультациями в Департамент дорожного хозяйства Кировской области.
Третье лицо Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокуратурой Кировской области в мае текущего года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, которой в деятельности КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в ходе которой установлено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, переданных в оперативное управление Учреждению автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Кировской области, 145 автомобильных мостов, учреждением до настоящего момента не проведена, планы по обеспечению транспортной безопасности не разработаны и не исполнены.
В соответствии с п. 2.1 Устава КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», утвержденного распоряжением департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области от 18.04.2011г. №15, основной целью создания Учреждения является развитие автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, обеспечение соответствия сети автомобильных дорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Распоряжением департамента государственной собственности Кировской области от 13.04.2011г. № 05-303 в оперативное управление КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» переданы автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; дано определение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекта транспортной инфраструктуры -юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Закона количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса РФ от 03.11.2009г. № 194.
В соответствии с положениями ст. 4. Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 5 Закона порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. При этом Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее ОТИ и ТС) утвержден приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 №87.
Пунктом 2 Порядка установлено, что оценка уязвимости ОТИ и/или ТС проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и/или ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность названных объектов.
В силу пункта 3 порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ и/или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Пунктом 4 порядка установлено, что оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Закона N 16-ФЗ, с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС и с применением модели нарушителя.
Судом установлено, что в состав переданных в оперативное управление Учреждению автомобильных дорог, находящихся в собственности Кировской области, входят 145 автомобильных мостов.
Приказом Росавтодора от 14.06.2012г. № 142 указанным объектам транспортной инфраструктуры присвоены соответствующие категории.
Уведомление от 28.06.2012г. № 10-29/9372 о присвоении категории искусственным дорожным сооружениям (автомобильным мостам) и внесении последних в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры Учреждением получено 05.07.2012 (вх.№ 830).
Вместе с тем, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры учреждением до настоящего момента не проведена, планы по обеспечению транспортной безопасности ответчиком не разработаны.
Учитывая, что данные искусственные дорожные сооружения включены в состав дорог общего пользования, бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по исполнению требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» грубо нарушает права неограниченного круга лиц, поскольку неисполнение указанных требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов.
В связи с чем, суд считает необходимым признать бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по неисполнению требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» о проведении оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 г. № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, незаконным.
Обязать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в срок до 01.10.2013 г. организовать проведение оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 г. № 142 в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы по обеспечению транспортной безопасности.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствуют денежные средства для организации выполнения данных мероприятий, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения требования закона.
Доводы представителя ответчика о том, что учреждение не бездействовало - не основаны на материалах дела, ответчиком представлено одно письмо главе департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, датированное 06.02.2013 г. о даче разъяснений по источнику финансирования оценки уязвимости и разработке планов мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и выделении денежных средств, в то время как уведомление о присвоении категории искусственным дорожным сооружениям и внесении последних в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры ответчиком уже было получено 05.07.2012 г.
Иных доказательств в подтверждение доводов об отсутствии бездействия и принятию действенных мер по организации проведения мероприятий по исполнению требования закона ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования «город Киров» в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» - удовлетворить.
Признать бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по неисполнению требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» о проведении оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 г. № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, незаконным.
Обязать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в срок до 01.10.2013 г. организовать проведение оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 г. № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы по обеспечению транспортной безопасности.
Взыскать с КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» госпошлину в бюджет муниципального образования «город Киров» в размере 200 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Сунцова М.В.