Дело № 2-2763/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 24 октября 2017 года
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Жогина О.В.,
при секретаре Крюковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названным иском к ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады», указав, что на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компания ООО «Управляющая компания «Твой дом - Новые сады». ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» не выполняло свои обязанности по предоставлению коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения. Так, многоквартирный дом № по <адрес>, в г. Пензе введен в эксплуатацию в январе 2015 г. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №), с первого января 2015 года ответчик приступил к управлению многоквартирным домом, но услуга по горячему водоснабжению начала предоставляться только в середине октября 2015 г. Данный факт подтверждается копией отчета о потреблении ресурсов в № за октябрь 2015 г., копией договора теплоснабжения № от 01.07.2015, копией ответа из филиала ПАО «Т Плюс» № 12.08.2016. Указанный вид коммунальной услуги является условием соблюдения санитарных норм, необходим для поддержания личной гигиены и удовлетворения иных бытовых потребностей. Пунктом 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что при эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60°С, что ответчиком не обеспечивалось. В результате нарушения ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» норм в течение длительного времени истцу были причинены физические и нравственные страдания. Его семья в результате отсутствия горячего водоснабжения на протяжении долгого периода испытывала бытовые неудобства и моральные страдания, таким образом его семье был нанесен моральный вред. Они не смогли сразу после ремонта вселиться в свою квартиру из-за отсутствия в квартире горячего водоснабжения. И после заселения также были вынуждены греть холодную воду на электрической плитке, отсутствовала возможность принимать горячий душ и ванну. Элементарно невозможно было помыть руки под теплой струей воды из под крана. Сумму компенсации морального вреда в связи с отсутствием горячего водоснабжения длительное время оценивает в 10 000 руб. Управляющей компанией ООО «Управляющая компания «Твой дом -Новые сады» также допущены нарушения в части указания в квитанциях незаконных начислений и получения в связи с этим обществом неосновательного обогащения. Согласно решению общего собрания собственников помещений, в МКД по <адрес>, оформленного протоколом № от 06.02.2015, утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 15 руб. 31 коп. за 1 м, а управляющая компания незаконно увеличила данную плату, дополнительно выделив отдельной строкой услуги по оплате за вывоз твердых бытовых отходов и обслуживание лифта. Управляющая компания неправомерно выставляла в счетах на оплату коммунальных услуг отдельными строками плату за лифт и вывоз мусора сверх платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые были оплачены. Незаконность указанных начислений подтверждена и Госжилстройтехинспекцией Пензенской области в предписании в адрес ООО УК "Твой дом - Новые сады" № ПР-7/1 от 19.01.2016, а также судебной практикой, причем с участием того же самого директора управляющей организации ФИО6 (решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.08.2015, дело№А49-6444/2015). В целях пресечения названного нарушения и возврата денежных средств, он вынужден был обращаться в управляющую компанию (устно), к начальнику управления МВД РФ по Пензенской области, к прокурору Пензенской области, к начальнику Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области. Указанное неправомерное действие ответчика подтверждено также постановлением Президиума Пензенского областного суда от 13 апреля 2017 гола по делу № 44г-8-2017. Управляющая компания ООО «УК «Твой Дом-Новые сады» признала факт незаконного повышения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (жилищные услуги) в 2015 г. и январе 2016 г. и вернула ФИО1 денежные средства в размере 4820,89 руб. (счет квитанция за декабрь 2016 г.) В результате названного нарушения истцу был причинен моральный вред, сумму компенсации которого оценивает в 5 000 руб. На основании изложенного просил взыскать с ООО «Управляющая компания «Твой дом - Новые сады» в его пользу компенсацию в возмещение морального вреда в сумме 15000 руб., расходы за составление искового заявления в сумме 2500 руб., расходы за ведение дела представителем в суде первой инстанции в сумме 8 000 руб.; штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы.
Впоследствии истец дважды увеличивал исковые требования, в заявлении от 13.10.2010 просил взыскать компенсацию морального вреда за отсутствие горячего водоснабжения в размере 30000 рублей, за незаконное повышение размера платы в размере 15000 рублей, а всего 45000 рублей, в заявлении от 20.10.2017 просил взыскать компенсацию морального вреда за отсутствие горячего водоснабжения в размере 60000 рублей, за незаконное повышение размера платы в размере 30000 рублей, а всего 90000 рублей.
Истец ФИО1, будучи извещенным надлежаще, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1 – адвокат Фоменко С.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании просил удовлетворить уточненные исковые требования. Дополнительно пояснял, что коммунальные услуги должны были поставляться потребителям МКД № по <адрес> с января 2015 года, то есть с момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако управляющая организация заключила договор с ПАО «Т Плюс» через полгода после начала управления МКД № по <адрес>, горячая вода должна поставляться круглосуточно, однако услуга по горячему водоснабжению отсутствовала с января 2015 года по 27.10.2015, с 27.10.2015 по 31.10.2015 температура горячей воды была ниже установленной нормы и составляла 35 градусов. Предоставленные ответчиком копии отчетов о потреблении ресурсов ИТП МКД за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2015 г. подтверждают факт отсутствия горячего водоснабжения в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе, сентября 2015 г., в октябре 2015 г. температура горячей воды была ниже установленной нормы. Тем самым, были ограничены права истца на жилище, поскольку из-за отсутствия горячей воды он не вселялся в квартиру, был ограничен в праве на предоставление коммунальных услуг. Кроме того, инициатива о заключении договора управления многоквартирным домом шла от ответчика. Ответчик, как профессиональный участник рынка, должен был предусмотреть все свои предпринимательские риски при заключении договора и при желании не вступать в договорные отношения с жильцами дома. Однако УК ООО "Твой дом - Новые сады", зная о прибыльности осуществления деятельности по управлению домом, решило заключить договор управления многоквартирным домом и принять на себя все сопутствующие риски. В случае удовлетворения иска УК ООО "Твой дом - Новые сады" имеет право впоследствии предъявить регрессные требования к застройщику или иному лицу, которое считает виновным в отсутствии горячего водоснабжения. В отзыве на исковое заявление УК ООО "Твой дом - Новые сады" указано на то, что начало оказания услуги по горячему водоснабжению началось с 01.10.2015. Однако согласно отчету о потреблении ресурсов за октябрь 2015 г. температура воды не всегда достигала предусмотренного пунктом 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09 норматива 60 градусов. Счет-фактура, а также акт поданной и принятой тепловой энергии у ответчика имеются только за один месяц, что является доказательством отсутствия горячего водоснабжения в заявленный истцом период. Ответчик ссылается на то, что ему не было известно о том, что им неправомерно выставлялись в счетах на оплату коммунальных услуг отдельными строками плата за лифт и вывоз мусора сверх платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые истцом были оплачены. Однако данное обстоятельство опровергается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 12 августа 2015 года по делу № А49-6444/2015, из которого следует, что в арбитражном деле лично участвовал директор ООО УК "Твой дом - Новые сады" ФИО6 и действия ООО «Управляющая компания «Твой дом - Фаворит», в которой он также является директором, по выставлению в счетах на оплату коммунальных услуг отдельными строками платы за лифт и вывоз мусора сверх платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома признаны незаконными. То есть руководство УК ООО "Твой дом - Новые сады" была осведомлено о незаконности своих действий, но продолжало безосновательно собирать с жильцов деньги. И только после жалоб истца в контролирующие и надзорные органы прекратило нарушать его права в этой части. Не признание иска ответчиком также свидетельствует о причинении истцу дополнительных нравственных страданий и увеличении положенной суммы компенсации морального вреда.
Представители ответчика ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» - генеральный директор ФИО6, действующий на основании устава и приказа № от 12.01.2015, и ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, устно и в письменном отзыве на иск указывали на то, что истец долгое время являлся ответчиком по исковым заявлениям ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» о взыскании задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги (4 судебных процесса). Доводы, изложенные в настоящем исковом заявлении, неоднократно заявлялись ФИО1 в ходе упомянутых судебных процессов и уже получили правовую оценку в соответствующих судебных актах, суды не посчитали их обоснованными. ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» отмечает, что упомянутое ФИО1 не предоставление горячего водоснабжения в многоквартирный дом № по <адрес> в период январь 2015 - октябрь 2015 обусловлено следующими объективными причинами, никаким образом, не связанными с хозяйственной деятельностью ООО «УК «Твой Дом - Новые сады». Договор теплоснабжения многоквартирного дома № по <адрес>, в том числе для целей обеспечения горячего водоснабжения многоквартирного дома, был заключен ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» с ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» 01.07.2015. Управляющая компания не имела возможности заключить данный договор ранее по причине отсутствия разрешения от Нижне-Волжского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки (тепловые сети ввода, тепловой пункт, система отопления и ГВС) упомянутого многоквартирного дома. Данное разрешение выдано ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» лишь 08.05.2015. Управляющая компания не могла получить упомянутое разрешение до указанной даты в связи с тем, что обеспечение наличия в полном объеме надлежаще оформленной технической документации на перечисленные инженерные сооружения и оборудование лежит на застройщике. Начало оказания коммунальной услуги - горячее водоснабжение - с 01.10.2015, а не с 01.07.2015 (дата подписания договора теплоснабжения) обусловлено (по имеющейся у ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» информации) проведением ресурсоснабжающей организацией плановых ремонтно-профилактических работ на эксплуатируемых сетях в данный календарный промежуток времени. В данном случае вина управляющей компания также отсутствует. Оценка действий ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» на предмет несвоевременной подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом № по <адрес> уже проводилась со стороны Госжистройтехинспеции по Пензенской области, причем по обращению ФИО1 Контролирующий орган в ходе проведения внеплановой проверки, изучив подробно все обстоятельства данного дела, письменные объяснения и документы, предоставленные управляющей компанией, констатировал отсутствие нарушений законодательства со стороны ООО «УК «Твой Дом - Новые сады». Госжилстройтехинспеция по Пензенской области установила, что несвоевременная подача ГВС в многоквартирный дом № по <адрес> была обусловлена вышеперечисленными причинами, не связанными с действиями или (бездействием) управляющей компании. ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» отмечает, что Госжилстройтехинспекция по Пензенской области является независимым от сторон спора компетентным органом в сфере контроля за исполнением жилищного законодательства. Управляющей компанией действительно в период с февраля 2015 года по январь 2016 г. осуществлялось начисление платы за вывоз мусора и техническое обслуживание лифта многоквартирного дома № по <адрес> отдельными строками. ООО «УК «Твой Дом -Новые сады» действовало в данный период времени, руководствуюсь условиями договора управления указанным многоквартирным домом (договор между управляющей компанией и собственником помещения). В многоквартирном доме № по <адрес> было проведено общее собрание собственников помещений в очной форме (протокол № от 06.02.2015). Данное собрание было правомочно принимать решения по вопросам повестки дня (есть кворум - 91,8%). Среди прочего общим собранием собственников многоквартирного дома № по <адрес> была выбрана форма управления домом (управляющая организация), выбрана управляющая организация (ООО «УК «Твой Дом - Новые сады»), утверждены форма и содержание договора управления (договор между собственником и управляющей организацией), утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15,31 рублей в месяц за 1 кв.м общей площади помещения. В указанную сумму платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не были включены такие услуги, как техническое обслуживание лифта и вывоз КГМ (крупногабаритного мусора). В ходе обсуждения существенных условий договора управления его сторонами (управляющая компания и собственники) принята согласованная редакция, в которой указано, что техническое обслуживание лифта и вывоз КГМ входят в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, но начисление платы по ним осуществляется отдельно, в соответствии с фактическим потреблением данных услуг, согласно заключенным договорам и выставленным исполнителем услуг документам (акты выполненных работ, счета-фактуры). Учитывая, что решения общего собрания собственников в многоквартирном доме № по <адрес> от 06.02.2015 никем не оспорены (решения принятые на собрании не аннулированы), управляющая компания считала необходимым реализовывать решения указанного собрания, в том числе, условия договора многоквартирным домом. Лишь в результате внеплановой проверки, проведенной в отношении ООО «УК «Твой Дом-Новые сады» Госжилстройтехинспекцией по Пензенской области. было установлено, что управляющая компания неверно интерпретирует на момент проведения проверки (январь 2016 года) нормы действующего жилищного законодательства. По результатам указанной проверки управляющей компании выдано предписание от 19.01.2016 производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме № по <адрес>, в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений указанного дома (15,31 руб. с 1 кв.м.), исключив начисление отдельными строками платы за вывоз ТБО и техническое обслуживание лифта. Указанное предписание было выдано на исполнение сроком до 04.04.2016 и не касалось периода начислений до даты выдачи данного предписания, не включало требование о перерасчете платы за периоды, предшествовавшие дате выдачи предписания. Данное предписание исполнено управляющей компанией в полном объеме. Госжилстройтехинспеция по Пензенской области не обязывала ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» вернуть какие-либо средства, по мнению ФИО1, незаконно собранные с него по статьям вывоз мусора и техническое обслуживание лифта. ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» самостоятельно (без получения какого-либо требования или обращения) в счет квитанции за декабрь 2016 года сминусована начисленная плату за вывоз мусора и техническое обслуживание лифта за период январь 2015 года - январь 2016, с целью избежать возможного конфликта с истцом. ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» акцентирует внимание суда, что никаких предписаний от каких-либо надзорных органов о перерасчете платы ФИО1 за вывоз мусора и техническое обслуживание лифта управляющая компания не получала. Таким образом, излишне оплаченные суммы по статьям вывоз мусора и техническое обслуживание лифта были возвращены ФИО1 в полном объеме. Данные действия ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» произвело, руководствуясь собственным мнением и практической целесообразностью, нежеланием иметь конфликт с собственником помещения. ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» констатирует, что весь период обслуживания многоквартирного дома № по <адрес> действует и действовало, не допуская нарушения действующего жилищного законодательства, строго исполняя решения общего собрания собственников помещений в указанном доме, предписания контрольно-надзорных органов. Доказательств нарушения каких-либо прав и имущественных интересов ФИО1 действиями ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» истцом не представлено. Учитывая вышеизложенное, ФИО1 должно быть отказано в удовлетворении исковых требований к ООО «УК «Твой Дом - Новые сады» в полном объеме.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Указанное включает и выбор способа защиты нарушенного права.
Истец ФИО1, избрав предусмотренный законом способ защиты нарушенного, по его мнению, права, обратился в суд с настоящим иском о взыскании компенсации морального вреда к ответчику ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» в порядке защиты прав потребителя.
В судебном заседании установлено, что истцу ФИО1 принадлежит на праве общей совместной собственности с ФИО2 на основании договора участия в долевом строительстве от 20.02.2014, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2014 №, акта приема-передачи от 31.12.2014 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 63,8 кв.м, о чем в деле имеется копия свидетельства о государственной регистрации права от 11.02.2015.
Согласно справке ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» № от 09.10.2015, копиям поквартирных карточек в указанной квартире зарегистрированы: истец ФИО1, ФИО8 и несовершеннолетний ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» является управляющей организацией указанного многоквартирного дома, что не оспаривается сторонами и подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.01.2015, заключенным между ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады», управляющей организацией, и ООО «Новострой», застройщиком.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 12.10.2017 основным видом деятельности ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Исходя из изложенного, на правоотношения между ФИО1 и ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» в данном случае распространяется действие закона РФ «О защите прав потребителей» как на правоотношения между организацией, оказывающей платные услуги (работы), и потребителем оказываемых ею услуг.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг, в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Согласно ч.3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно:…
со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче, - лицу, принявшему от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) указанное помещение по передаточному акту или иному документу о передаче;
б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;
Согласно п.4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
…б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме….;…
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил;…
Согласно приложению № к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг, в частности, бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
В соответствии с п.2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Согласно ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что 01.07.2015 между ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», теплоснабжающая организация, и ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» заключен договор теплоснабжения № (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг), согласно п.7.1. которого стороны договорились о том, что по настоящему договору снабжение тепловой энергией осуществляется с 01.06.2015.
Из сообщения (ответа на запрос) от 10.10.2017 ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» и акта поданной-принятой тепловой энергии № от 31.10.2015, выданного теплоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс», усматривается, что подача горячей воды в многоквартирный жилой дом №, расположенный по <адрес> в г.Пензе, была произведена в октябре 2015 года, до указанного времени горячее водоснабжение в доме отсутствовало.
Кроме того, согласно отчету о потреблении ресурсов в № за октябрь 2015 года средняя температура в трубах горячего водоснабжения составляла 35,69 °C, при нижней норме 60 °C.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт нарушения ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» права ФИО1, как собственника жилого помещения в указанном доме, на получение услуги горячего водоснабжения в период с января по сентябрь (включительно) 2015 года и на получение данной услуги надлежащего качества в октябре 2015 года.
Довод ответчика о том, что подача горячей воды началась не с 01.06.2015 (даты заключения договора), а с октября 2015 года в связи с проведением ремонтно-профилактических работ на эксплуатирующих сетях ресурсоснабжающей организации не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, согласно сообщению ПАО «Т Плюс» от 12.09.2016 № приготовление ГВС происходит путем нагрева водопроводной воды сетевой водой в теплообменнике, находящемся в индивидуальном тепловом пункте МКД, приготовление горячей воды является зоной ответственности ООО «УК «Твой дом – Новые сады».
Ссылки ответчика на невозможность своевременного заключения договора теплоснабжения в связи с неоформлением застройщиком надлежащей документации не могут быть приняты во внимание судом, поскольку из вышеупомянутого договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015, заключенным между ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады», управляющей организацией, и ООО «Новострой», застройщиком – п.п. 2.3., 6.1. – усматривается, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения, возложена на управляющую организацию, при этом договор вступает в силу с момента подписания его сторонами. Договор подписан, в том числе, ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады», следовательно, стороны достигли соглашения по всем, оговоренным в договоре, вопросам.
Показания свидетеля ФИО10, касающиеся момента заселения ФИО1 в квартиру, не влияют на существо принятого судом решения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
Принимая во внимание, что факт нарушение ответчиком прав и законных интересов истца в области защиты прав потребителя установлен и не требует дополнительных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца о компенсации морального вреда за отсутствие горячего водоснабжения в квартире № дома <адрес> в г.Пензе в период с января по сентябрь (включительно) 2015 года и за получение данной услуги ненадлежащего качества в октябре 2015 года, размер которой с учетом принципа разумности и справедливости определяет в сумме 2000 руб. из заявленных 60000 рублей, то есть требования истца в этой части подлежат частичному удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда за неправомерное начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2015 году и январе 2016 года в размере 30000 рублей.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги по управлению и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил лифты» лифтовые и иные шахты входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Грузовые, пассажирские и пожарные лифты являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения, которая, в свою очередь, также входит в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 7 Правил).
Согласно положениям п. 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества (пункт «б»); сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пункт «д» в редакции Постановления Правительства РФ от 26 марта 2014 года № 230, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который, в том числе, включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, а также работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Таким образом, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, и содержание лифта являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а, значит, плата за содержание лифта и плата за сбор и вывоз бытовых отходов входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме в силу закона и не могут взыскиваться отдельно.
Протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 6 февраля 2015 года плата за содержание и ремонт жилого помещения была установлена в размере 15 руб. 31 коп. в месяц за 1 кв.м. общей площади помещения собственника.
При этом каких-либо оговорок относительно того, что в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не включена стоимость услуг по обслуживанию лифтового оборудования и по вывозу бытовых отходов, протокол общего собрания собственников не содержит. Собственники не принимали решения о том, что указанные услуги оплачиваются отдельно либо дополнительно к плате за содержание и ремонт общего имущecтвa многоквартирного дома в размере 15,31 руб. за 1 кв. м общей площади помещений собственника, или что плата за указанные услуги исключается из утвержденной платы за содержание общего имущества МКД.
Между тем, в судебном заседании установлено, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1, как собственнику помещения в МКД, расположенном по адресу: <адрес>, начислялись платежи как содержание и ремонт в размере 15,31 руб. за кв.м., так и за обслуживание лифта в размере 3,61 руб. за кв.м. и вывоз мусора в размере 3,34 руб. за кв.м, что подтверждается также представленной суду истцом квитанции за январь 2016 года.
Госжилстройтехинспекцией Пензенской области была проведена проверка законности действий ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады», в ходе которой в действиях последней выявлены нарушения действующего законодательства, а именно начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов и лифт отдельными строками сверх платы, установленной общим собранием собственников, ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» выдано предписание от 19.01.2016 производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе за вывоз мусора и лифт) собственникам помещений в МКД в размере, утвержденном собственниками помещений на общем собрании от 06.02.2015 года в размере 15,31 руб. с 1 кв. м, исключив начисление платы отдельными строками, либо предоставить протокол общего собрания собственников помещений об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, включающей в себя плату за вывоз мусора и обслуживание лифта.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение и факт нарушения ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» права ФИО1, как собственника жилого помещения в указанном доме, на расчет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, вследствие чего суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя коммунальных услуг, размер которой с учетом принципа разумности и справедливости определяет в сумме 1000 руб. из заявленных 30000 рублей, то есть требования истца в этой части подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с подп. г п.31 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
В этой связи довод ответчика о перерасчете ФИО1 платы за вывод мусора и обслуживание лифта по собственной инициативе не может быть принят во внимание судом, поскольку производство перерасчета размера платы за коммунальные услуги в случае неправомерного начисления последней является обязанностью, а не правом управляющей организации, то есть в данном случае ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады».
Ссылки же ответчика на то, что произведенные начисления произошли из-за неверной интерпретации норм жилищного законодательства, суд расценивает как способ ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» уйти от ответственности за нарушение действующего закона.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на ответчика приведенными выше нормативными правовыми актами, суду не представлено.
Таким образом, с ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда в общей сумме 3000 рублей.
Истцом заявлено также требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" условием взыскания с ответчика штрафа является неисполнение им в добровольном порядке требования потребителя, заявленного до обращения в суд в связи с нарушением его прав.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 46 Постановления от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Истец не обращался в адрес ответчика с претензией о выплате компенсации морального вреда, а сразу обратился с этим требованием в суд, что не отрицалось истцом и его представителем в судебном заседании.
Таким образом, ответчик был лишен возможности добровольно удовлетворить заявленные истцом требования в установленные законом сроки, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания штрафа.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу закона при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание конкретные обстоятельства и сложность дела, время, которое затратил квалифицированный специалист, а также объем проведенной им работы.
В подтверждение несения расходов на оплату услуг представителя истцом представлен договор об оказании юридической помощи № от 21.08.2017, в п.3.1. которого указано, что вознаграждение адвоката составляет: 2500 рублей - составление искового заявления, 8000 руб. – ведение дела в суде первой инстанции, акт оказанных услуг (выполненных работ) от 29.08.2017, квитанции к приходному кассовому ордеру, из которых суд, учитывая категорию и сложность гражданского дела, объем выполненной представителем работы, считает подлежащими взысканию с истца в пользу ответчика в размере 10500 рублей (8000 – представительские расходы, 2500 – составление искового заявления). Данная сумма, по мнению суда, соответствует требованиям разумности, не нарушает баланса интересов сторон.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, расходы по составлению искового заявления в размере 2500 рублей, представительские расходы в размере 8000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Твой дом – Новые сады» государственную пошлину в доход муниципального образования г. Пенза в размере 300 (Трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 г.