ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2765/14КОПИ от 17.12.2014 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-2765/2014 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2014 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.,

при секретаре Рукавициной А.Н.,

с участием помощника прокурора Пермского муниципального района Грязевой А.В.,

представителя ответчика Совета депутатов Юговского сельского поселения Александровой Г.Г. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Пермского района к Совету депутатов Юговского сельского поселения Пермского района Пермского края о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в Устав сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Пермского района обратился в суд с иском к Совету депутатов Юговского сельского поселения Пермского района Пермского края о признании незаконным бездействия по невнесению изменений в Устав сельского поселения, о возложении обязанности внести изменения в Устав сельского поселения в части вопросов местного значения и в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать внесенные изменения в Устав в Министерстве юстиции Российской Федерации по Пермскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда производство по делу в части прекращено в связи с отказом пом. прокурора ФИО3 от исковых требований о возложении обязанности внести изменения в Устав сельского поселения в части вопросов местного значения и в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать внесенные изменения в Устав в Министерстве юстиции Российской Федерации по Пермскому краю.

С учетом уточненных исковых требований прокурор просит признать незаконным бездействие по невнесению изменений в Устав сельского поселения, указав, что в соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления. Также прокуратурой района в соответствии со ст. 9 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно ст. 43 указанного Закона Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. При осуществлении надзора за нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления Юговского сельского поселения, прокуратурой района установлено, что Устав Юговского сельского поселения не соответствует федеральному законодательству, последние изменения вносились ДД.ММ.ГГГГ года. Прокуратурой района в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в адрес Юговского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено предложение о внесении изменений в Устав поселения. Однако указанное предложение Юговским сельским поселением принято не было. По информации, представленной администрацией Юговского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ года, проект изменений в Устав будет рассмотрен на заседании Совета депутатов в ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, с целью приведения Устава поселения в соответствии с законодательством в связи с изменениями, внесенными в ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в части отсутствия в Уставе положений об осуществлении мероприятий по территориальной обороне, а также не исключения пункта, устанавливающего полномочия по осуществлению муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесен протест в адрес главы Юговского сельского поселения, решение о внесении соответствующих изменений в статью 5 Устава поселения принято не было. Также, в прокуратуру района поступила информация из Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о длительном невнесении изменений в Устав Юговского сельского поселения. Согласно ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав поселения является основополагающим документом, на основании которого осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления поселения. Устав в обязательном порядке должен содержать вопросы организации местного самоуправления муниципального образования. Именно Уставом определяются основы правового статуса муниципального образования. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения. Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в перечень вопросов местного значения поселения. Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 ст. 14 указанного Закона. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного Закона вопросов местного значения городских поселений. Невнесение Юговским сельским поселением изменений в Устав поселения в части изменения перечня вопросов местного значения может повлечь нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в Юговском сельском поселении. Согласно ч. 6 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. В силу п. 19 ч. 7 Положения о Министерстве юстиции, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Минюст России организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В судебном заседании пом. прокурора Грязева А.В. на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что решением Совета депутатов Юговского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесены все те изменения, которые рекомендовала прокуратура, однако данные изменения еще не зарегистрированы в органах юстиции.

Представитель ответчика – Александрова Г.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что Совет депутатов не бездействует, работа по внесению изменений в Устав проводится. ДД.ММ.ГГГГ принято решение Советом депутатов о внесении изменений в Устав, поскольку поменялся глава сельского поселения, поэтому работа затормозилась в части регистрации изменений в органах юстиции. Данная работа займет около 4-х месяцев, поэтому зарегистрировать в органах юстиции в такой короткий промежуток времени нет возможности.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск заместителя прокурора Пермского района не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Пунктом 2 части 1 статьи 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что Уставом муниципального образования должны определяться: перечень вопросов местного значения.

В материалы дела представлен Устав Юговского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Юговского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в новой редакции Устава от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-10).

Согласно сообщению главы Юговского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Устав Юговского сельского поселения действует в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ года; ДД.ММ.ГГГГ вносились изменения в устав, зарегистрированный в министерстве юстиции ДД.ММ.ГГГГ года; в ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены изменения в Устав в первом чтении в октябре месяце будут приняты и отправлены на регистрацию (л.д. 13).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» часть 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 7.2 следующего содержания: создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ зам. прокурора Пермского района направляла в адрес главы Юговского сельского поселения предложение о внесении изменений в Устав путем дополнения пунктами по вопросам местного значения (л.л. 11-12).

Главе Юговского сельского поселения также направлен зам.прокурора Пермского района протест на Устав Юговского сельского поселения о внесение изменений в ст. 5 Устава, устанавливающей вопросы местного значения поселения (л.д. 28-29).

Судом установлено, что на день рассмотрения дела в суде в статью 5 Устава сельского поселения по вопросам местного значения внесены изменения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».

Таким образом, суд приходит к выводу, что Совет депутатов Юговского сельского поселения принял решение «О внесении изменений в Устав муниципального образования Юговского сельского поселения» ДД.ММ.ГГГГ по невнесению изменений в Устав в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», касающуюся перечня вопросов местного значения сельского поселения, статья 14 дополнена частями 3 и 4 следующего содержания: «3. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. 4. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов».

Статьей 4 ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что: Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимаются законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 4 статьи 35, частью 2 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - законы субъектов Российской Федерации). В течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений приводятся в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и законов субъектов Российской Федерации. До дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации в муниципальных образованиях сохраняется порядок избрания глав муниципальных образований, а также порядок формирования или избрания представительных органов муниципальных районов, действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона. До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На момент рассмотрения дела в суде закон Пермского края по полномочиям органов местного самоуправления не принят.

Анализируя, вышеуказанный федеральный закон, суд приходит к выводу, что обязанность Совета депутатов Юговского сельского поселения по внесению изменений в Устав в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ не наступила, поскольку до 01.01.2015 года органы сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ.

Кроме этого, пунктом 3 статьи 4 ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен срок приведения уставов поселений в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законов субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора по признанию незаконными бездействия Совета депутатов Юговского сельского поселения по невнесению изменению в Устав в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, учитывая, что доводы истца о незаконном бездействие Совета депутатов Юговского сельского поселения по невнесению изменений в Устав сельского поселения не нашли своего подтверждения, так как решение было принято и бездействие судом не усматривается. Поскольку принятое Советом депутатов Юговского сельского поселения решение о внесении изменения в Устав ДД.ММ.ГГГГ содержит изменения в рамках вопросов местного значения поселений как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, так и в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ. Изменения в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ являются преждевременными, поэтому регистрация изменений также является преждевременной, а требование об обязании регистрации в Министерстве юстиции не заявлено, поэтому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска заместителя прокурора Пермского муниципального района к Совету депутатов Юговского сельского поселения о признании бездействия незаконным по внесению изменений в Устав отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22.12.2014 года.

Судья /подпись/:

Копия верна:

Судья А.В.Балакина �