ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2766/2013 от 16.12.2013 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2766/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Брянск   16 декабря 2013г.

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бобылевой Л.Н.

при секретаре Дудниковой О.В.

с участием заявителя ФИО7

представителя заинтересованных лиц ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 об оспаривании решения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков об отказе в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилья

У С Т А Н О В И Л :

Приказом директора ФСКН России от 27.09.2013 № 394 на основании протокола №8 заседания Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ФИО7 отказано в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

ФИО7, считая отказ незаконным, обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного решения, ссылаясь на то, что правовых оснований для отказа в постановке ее на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилья не имеется, так как в течение 5 лет, предшествовавших обращению, имели место следующие события, повлиявшие на ее жилищные условия: признание в 2008 году жилья, в котором она проживала вместе с членами семьи, непригодным для проживания, а также отчуждение ею в 2011 году 1/4 доли в праве собственности на жилой дом. Первое событие имело место по не зависящим от нее обстоятельствам - жилье было признано ветхим по объективным причинам на основании соответствующего акта уполномоченного органа. Второе событие (отчуждение доли в праве собственности на жилой дом) хотя и было вызвано ее действиями, но не были направлены на приобретение права состоять на учете, так как она и члены ее семьи еще до их совершения были обеспечены жилой площадью менее установленной учетной нормы в 15 кв.м. на человека, соответственно имели право состоять на учете, и данные действия имели место еще задолго до ее трудоустройства на государственную гражданскую службу в органы наркоконтроля, в связи с чем причинная связь между указанными действиями и постановкой на учет отсутствует. Просит признать решение по отказу в постановке ее на учет для получения единовременной субсидии незаконным, обязать ответчика устранить нарушения ее прав в полном объеме, путем постановки на учет для получения единовременной субсидии с момента первоначального рассмотрения ответчиком ее заявления - с 27 сентября 2013 года.

В судебном заседании ФИО7 уточнила  заявленные требования, просит признать незаконными  решение  Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 10.09.2013 ( протокол № 8), приказ директора ФСКН России от 27.09.2013 № 394 об отказе ей в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и обязать Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поставить ее на учет нуждающихся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании ее заявления в установленном Правилами предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения порядке. Уточненные требования поддержала, пояснив, что ей в порядке приватизации принадлежала 1/4 доля в праве собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, остальными сособственниками являлись ее родители и сестра, которые продавали дом в целом в связи с переездом из указанного населенного пункта. Деньги, полученные от продажи принадлежащей ей доли в жилом доме, потратила на погашение кредита, полученного мужем на покупку квартиры. Однако дом, в котором расположена квартира был признан ветхим.

Представитель ФСКН России, Управления ФСКН России по Брянской области ФИО8 заявленные требования не признал, пояснив, что ФИО7 проживала в жилом помещении, полностью принадлежащем на праве собственности ее супругу, общей площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, а также ей принадлежала 1/4 доля в праве собственности другого жилого помещения общей площадью <данные изъяты> С учетом этого обеспеченность общей площадью жилого помещения 1 члена ее семьи составляла <данные изъяты>, что менее учетной нормы 15 кв. м., и она имела право на получение единовременной выплаты, размер которой согласно Правилам подлежал бы определению исходя из учитываемой при расчете единовременной выплаты нормы жилой площади в <данные изъяты> Жилой дом по <адрес> признан ветхим и непригодным для постоянного проживания. Постановка на учет для получения единовременной выплаты госслужащих, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, при условии отсутствия у них и/или членов их семей какой-либо другой жилой площади как в собственности, так и занимаемой по договору социального найма, осуществляется в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Правил. Ввиду наличия у ФИО7 на праве собственности доли в другом жилом помещении (жилой дом), не признанном непригодным для постоянного проживания, подпункт «в» пункта 2 Правил применить к ней не представлялось возможным. Однако ФИО7 совершила действия по отчуждению своей доли собственности в жилом помещении, не признанном непригодным для проживания, что свидетельствует о том, что ее действия направлены на решение жилищного вопроса не за счет средств органов местного самоуправления, на которые эти задачи возложены с 1 марта 2005 г., а за счет дополнительной гарантии в виде предоставления единовременной выплаты в связи с прохождением федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с пунктом 12 Правил такие действия, если они совершены госслужащим для приобретения права состоять на учете, относятся к категории повлекших ухудшение жилищных условий. В таком случае госслужащий, согласно пункту 11 Правил, принимается на учет не ранее чем через 5 лет с даты совершения таких действий. Отчуждение ФИО7 доли жилого помещения не явилось основанием для возникновения у нее права на получение единовременной выплаты, поскольку данное право она имела и до этого. Тем не менее, изменилось основание, по которому ФИО7 могла бы быть принята на учет: с подпункта «б» пункта 2 Правил на подпункт «в» этого же пункта. При этом, вследствие отчуждения ФИО7 <данные изъяты> жилой площади, ранее являвшихся ее собственностью, эта площадь в случае предоставления единовременной выплаты не станет в соответствии с пунктом 27 Правил подлежать вычету при определении норматива общей площади жилого помещения, на основании которого определяется размер единовременной выплаты, что, соответственно, приведет к увеличению ее размера. С учетом этого, помимо непосредственного явного ухудшения своих жилищных условий путем отчуждения ранее принадлежащей ей собственности, очевиден факт направленности этих действий на получение единовременной выплаты в более крупном размере.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в ред. от 11.07.2011 г.) гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

Правилами предоставления федеральным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. N 63 ( далее - Правила), установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

В соответствии с п. 17 Правил решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.

Из материалов дела следует, что ФИО7 с 09.01.2013 замещает должность федеральной государственной гражданской службы - ведущего специалиста –эксперта финансового отдела ФСКН России по Брянской области.

18.06.2013 она обратилась к Директору ФСКН России с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с предоставлением всех необходимых документов, предусмотренных п. 6 Правил. Стаж ее государственной гражданской службы на момент подачи заявления составляет более 1 года.

24.06.2013 решением территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим управления ФСКН России по Брянской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ФИО7 признана нуждающейся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и ее заявление было направлено в Комиссию ФСКН России.

Из протокола заседания комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 10.09.2013 № 8 следует, что ФИО7 отказано в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании п. 11 и 12 Правил.

Приказом директора ФСКН России от 27.09.2013 № 394 в соответствии с Правилами предоставления субсидии на приобретение жилого помещения и на основании указанного протокола ФИО7 отказано в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с пунктами 11 и 12 Правил.

В силу требований ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В данном случае ФИО7 оспаривает решение, как нарушающее ее жилищные права, считая отказ необоснованным, поскольку действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала.

В силу п. 11 Правил гражданский служащий, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий. Подпунктом "д" пункта 12 Правил к таким действиям отнесено отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Материалами дела и в судебном заседании установлено, что ФИО7 совместно с мужем ФИО1 и несовершеннолетней дочерью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности ФИО1

В соответствии с заключением межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 29 декабря 2008 года, утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 30.12.2008г. №, <адрес>, в котором проживает ФИО7 с членами семьи, признан ветхим и непригодным для постоянного проживания.

Проживание государственного гражданского служащего в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в соответствии с пп. «в» п.2 Правил является основанием для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилья.

При этом, в соответствии с пунктом 27 Правил, площадь принадлежащего госслужащему или членам его семьи жилого помещения, признанного непригодным на постоянного проживания, при расчете размера субсидии не учитывается.

Ранее ФИО7 принадлежала 1/4 доля в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Из представленных заявителем документов следует, что указанный жилой дом находился в общей долевой собственности ФИО7, ее родителей ФИО3 и ФИО4, сестры ФИО5 по 1/4 доле каждому в порядке приватизации.

17.11.2011 собственниками дома был заключен договор купли-продажи указанного жилого дома.

Как следует из материалов дела и доводов представителя заинтересованных лиц именно продажа заявителем 1/4 доли в праве собственности на дом расцениваются как действия, повлекших ухудшение жилищных условий для приобретения права состоять на учете, что и явилось основанием для отказа в постановке ее на учет.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд считает указанные доводы необоснованными по следующим основаниям:

Положения п. 11 Правил аналогичны положениям ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как установлено в судебном заседании продажа ФИО7 своей доли в праве собственности на дом была обусловлена необходимостью продажи дома в целом в связи с переездом ее родителей и сестры в другой населенный пункт. Необходимости в выделе ее доли в натуре не имелось, так как на момент продажи она в указанном доме не проживала. При этом деньги, полученные ФИО7 от продажи принадлежащей ей доли в праве собственности на дом, она внесла в качестве оплаты в счет исполнения обязательства по кредитному договору № от 11.06.2008, заключенному ей и ФИО1 на покупку квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными ею справками о состоянии банковского счета, кредитным договором, расчетом к нему.

Кроме того, ФИО7 и члены ее семьи были обеспечены ниже установленной нормы площади в 15 кв.м. на человека, как до отчуждения 1/4 доли в праве долевой собственности на жилое помещение, так и после нее, в связи с чем действия заявителя по отчуждению доли не повлияли на ее право состоять на учете для получения единовременной субсидии.

Согласно абз. 3 пункта 17 Правил отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

В данном случае представленные ФИО7 документы подтверждают наличие оснований для постановки ее на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

При указанных обстоятельствах суд считает заявление ФИО7 об оспаривании решения ФСКН России обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что сведения о гражданском служащем, состоящем на учете для получения единовременной выплаты заносятся в книгу учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты по форме согласно приложению N 2 в порядке очередности подачи заявлений; книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными  решение  Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 10.09.2013 (протокол № 8), приказ директора ФСКН России от 27.09.2013 № 394 об отказе ФИО7 в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Обязать Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поставить ФИО7 на учет нуждающихся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании ее заявления в установленном Правилами предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца.

Председательствующий по делу, судья

Бежицкого районного суда г. Брянска Л.Н. Бобылева