Дело № 2-2767/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 30 сентября 2015 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Бондаревой Е.А.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе о признании незаконным решения о прекращении выплаты социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности произвести выплату неполученных средств,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области о признании незаконным решения об отсутствии права на социальную пенсию в соответствии с нормами ст.5, п.1 ст.11 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и прекращении выплаты пенсии подопечной В., возложении обязанности произвести доплату ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты по уходу за нетрудоспособной В. с момента прекращения, т.е. с 01.09.2015.
В обоснование исковых требований ФИО2 указала, что 01.04.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии и ежемесячной денежной выплаты опекаемой несовершеннолетней В., признанной с 31.03.2015 ребенком-инвалидом, представив все необходимые документы. С 01.04.2015 она, как опекун В., до 01.09.2015 являлась получателем пенсии и ежемесячной денежной выплаты, однако решением ответчика от 24.08.2015 установленные выплаты прекращены с 01.09.2015 в связи с отсутствие права на выплату.
30.04.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты лицу, занятому уходом за нетрудоспособным ребенком-инвалидом (ЕВТЛ), с 01.04.2015 указанная выплата была установлена в размере 1380 руб. С 01.09.2015 выплата ЕВДТ была прекращена в связи с прекращением выплаты пенсии подопечной. С указанным решением ответчика не согласна. Её подопечной является внучка В., которая фактически проживает совместно с ней, хотя зарегистрирована по адресу: Пермский <адрес>. Малолетняя В. признана ребенком-инвалидом. Мать девочки, её истицы дочь, находится в местах лишения свободы, отца у ребенка фактически нет. Согласно приказу начальника Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края от 17.10.2011 №951-од она назначена опекуном малолетней В. Назначенная ответчиком ежемесячная денежная выплата подопечной В. прекращена в связи с отсутствием документа о регистрации по месту жительства. Однако В. постоянно проживает на территории РФ, что подтверждается документально. Согласно п.31 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ граждане могут подать заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту жительства, по месту пребывания, по месту своего фактического проживания, граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного дела.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила дополнение к исковому заявлению, в котором просит в соответствии с ч.2 ст. 18 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» обязать ответчика производить выплату социальной пенсии и ежемесячной денежной выплаты по уходу за нетрудоспособной В. в отношении которой является опекуном, с учетом поправки на районный коэффициент, установленный для жителей Кировской области с 01.09.2015. На ранее заявленных требованиях настаивает, просит дело рассмотреть без ее участия.
Представитель ГУ-УПФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области по доверенности ФИО1 возражает против заявленных ФИО2 требований, представила возражения по делу, в которых указала, что 01.04.2015 г. истец обратилась с заявлением о назначении социальной пенсии несовершеннолетней В., представив следующие документы: свидетельство о рождении В., выписку из акта освидетельствования органами медико-санитарной экспертизы малолетней В. и её инвалидности с 31.03.2015г., документы об установлении опеки. Согласно приказу начальника Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края от 17.10.2011г. № 951-од опекуном малолетней В. назначена ФИО2, в приказе также имеются сведения об определении места жительства малолетней - <адрес>. Кроме того, заявителем было представлено сообщение Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Верещагинском районе о том, что гр. В., <дата> г.р., уроженка <данные изъяты>, с 14.01.2010 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Решением Управления ПФР № 1505 от 10.08.2015 г. В., представителем которой является истец, с 01.04.2015 года была назначена социальная пенсия и ежемесячная денежная выплата.
При контрольно-ревизионной проверке пенсионного выплатного дела В. было выявлено необоснованное назначение пенсии (в деле отсутствует свидетельство о регистрации малолетней В. по месту жительства на территории Российской Федерации). Управлением ПФР 25.08.2015 г. вынесено распоряжение о прекращении с 01.09.2015 г. назначенных В. социальной пенсии и ежемесячной денежной выплаты. Основанием для возобновления указанных выплат является наличие у малолетней В. свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, которое у истца отсутствует. Просит в удовлетворении заявленных требований ФИО2 отказать.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
Порядок и сроки установления социальной пенсии по инвалидности регламентированы нормами статей 22-24 вышеуказанного Федерального Закона № 166-ФЗ, а именно: установление пенсии производится по заявлению гражданина, пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё, перечень документов, необходимых для установления пенсии, утверждается Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н, вступившего в действие с 01.01.2015 г. (далее Перечень № 958н), для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство.
Пунктом 41 Перечня № 958н установлена необходимость предоставления документа о постоянном проживании на территории Российской Федерации для назначения социальной пенсии.
В соответствии с п.1 ст.28 и пп.2 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждане, которым органами медико-социальной экспертизы установлена категория «ребенок-инвалид», имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Правила назначения и прекращения ежемесячной денежной выплаты определены в Порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 г. № 35н (далее - Порядок № 35н). Порядок подачи заявления, порядок взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда РФ с гражданами, обратившимися за назначением ежемесячной денежной выплаты, перечень документов, подтверждающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, сроки рассмотрения заявления и вынесения решения Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по результатам рассмотрения заявления установлены Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н (далее - Регламент).
В соответствии с Порядком № 35н ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно п. 2 Регламента заявителями на предоставление государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты являются: граждане Российской Федерации, за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (далее - граждане); представители граждан в соответствии с законодательством РФ.
Граждане подают заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту жительства. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, могут подать заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного дела (п.31 Регламента).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня № 958н). Документом, подтверждающим место жительства гражданина России на территории РФ для лиц, не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (пункт 57 Перечня № 958н), документом, подтверждающим место жительства лица без гражданства, не достигшего возраста 16 лет, постоянно проживающего на территории РФ, является вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства (пункт 63 Перечня № 958н).
Как следует из копии повторного свидетельства о рождении В. родилась <дата> в <данные изъяты> РФ.
Приказом межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края от 17.10.2011 №951-од опекуном несовершеннолетней В., <дата> года рождения, назначена родная бабушка ФИО2 Место жительства несовершеннолетней совместно с опекуном определено по адресу: <адрес>. ФИО2 с 13.10.2011 назначена выплата ежемесячного денежного пособия на содержание несовершеннолетней.
Распоряжением первого заместителя главы администрации МО «Город Кирово-Чепецк» от 25.10.2013 №1342 в связи со сменой места жительства опекуна малолетняя В. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства администрации МО «Город Кирово-Чепецк». Назначена ежемесячная выплата денежных средств на содержание малолетней, с возмещением денежных средств с 01.10.2013, со дня прекращения выплат по прежнему месту жительства.
Согласно справке серии МСЭ-2012 №***В. с 31.03.2015 впервые установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид» на срок по 01.04.2016.
Как следует из сообщения отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Верещагинском районе В., <дата> года рождения, уроженка <данные изъяты> РФ, с 14.01.2010 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из справки Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области от 14.08.2015 №5 следует, что В., <дата> года рождения, проживающая по адресу: <адрес> состоит на учете в Управлении ПФР в Кирово-Чепецком районе и получает социальную пенсию на основании ст.5, 11.1, 18.1.2 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по 31.03.2016, а также ежемесячную денежную выплату на основании п.1 ст. 28.1, п.п.2 п.2 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К пенсии установлена компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином – ФИО2
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области от 24.08.2015 № 243 следует, что 01.04.2015 ФИО2 обратилась с заявлением о назначении социальной пенсии несовершеннолетней В. Решением управления ПФР в Кирово-Чепецком районе от 10.04.2015 социальная пенсия по инвалидности В. была назначена, однако при контрольно-ревизионной проверке пенсионного выплатного дела В. было выявлено необоснованное назначение пенсии (в деле отсутствует свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ малолетней В.). Принято решение о прекращении выплаты социальной пенсии по инвалидности с 01.09.2015.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области от 24.08.2015 № 180 следует, что при контрольно-ревизионной проверке пенсионного выплатного дела В. было выявлено необоснованное назначение пенсии (в деле отсутствует свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ малолетней В.), выплата пенсии прекращена, т.к. право на социальную пенсию в соответствии с нормами ст., п.1 ст.11 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственной пенсионном обеспечении в РФ» на 01.04.2015 отсутствует. Законным представителем малолетней В. является опекун ФИО2 Принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты В.
Распоряжением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области от 25.08.2015 прекращено осуществление ежемесячной выплаты ФИО2, производимой к пенсии, назначенной В., с 01.09.2015.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что несовершеннолетняя В., уроженка <данные изъяты> РФ, имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, при этом фактически постоянно проживает на территории РФ по месту жительства опекуна ФИО2 по адресу: <адрес>, с 25.10.2013 состоит на учете в отделе опеки и попечительства администрации МО «Город Кирово-Чепецк», признана ребенком-инвалидом в установленном порядке, соответственно имеет право на назначение социальной пенсии по инвалидности в соответствии с нормами ст.5, п.1 ст.11 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также на установление ежемесячной денежной выплаты по категории «ребенок-инвалид», при этом отсутствие свидетельства о регистрации В. по месту жительства на территории РФ не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав как малолетней В. так и ее опекуна ФИО2
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд считает необходимым обязать признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области об отсутствии права на социальную пенсию в соответствии с нормами ст.5, п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и прекращении выплаты пенсии В.; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Кирово-Чепецком районе Кировской области производить выплату социальной пенсии по инвалидности и ежемесячную денежную выплату по уходу за нетрудоспособной В, опекуном которой является ФИО2, с учетом поправки на районный коэффициент, установленный для жителей Кировской области с 01.09.2015
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области об отсутствии права на социальную пенсию в соответствии с нормами ст.5, п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и прекращении выплаты пенсии В..
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Кирово-Чепецком районе Кировской области производить выплату социальной пенсии по инвалидности и ежемесячную денежную выплату по уходу за нетрудоспособной В., опекуном которой является ФИО2, с учетом поправки на районный коэффициент, установленный для жителей Кировской области с 01.09.2015
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд с подачей жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца, со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А.Щелчкова
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2015 года.