ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2767/18 от 21.08.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре судебного заседания Мангировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2767/2018 по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными действия по начислению арендной платы по договору аренды земельного участка, обязании произвести перерасчет размера арендной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений <адрес> (далее Министерство, Ответчик) о признании незаконными действия по начислению арендной платы по договору аренды земельного участка, обязании произвести перерасчет размера арендной платы, указав, что 24.05.2016г. между нею и Министерством заключен Договор аренды земельного участка , по условиям которого Министерство предоставляет ей в аренду за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м., разрешенное использование участка - для садоводства. Договор аренды в установленном законом порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 12.07.2016г., номер государственной регистрации .

Истец указывает, что в целях использования земельного участка для садоводства ею в границах земельного участка построено жилое строение площадью 9.2 кв.м., кадастровый , право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке 21.04.2017г. за .

Со ссылкой на п.п. 6 ч. 2 ст. 39.3, ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, Истец указывает, что реализуя свое право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположено принадлежащее ей на праве собственности жилое строение, она 31.05.2017г. обратилась с соответствующим заявлением в Министерство. В ответе на указанное обращение от 23.06.2017г. за ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку из акта обследования земельного участка ОГКУ «Фонд имущества <адрес>» от 08.06.2017г. и материалов фотофиксации следует, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости - жилое строение с кадастровым номером . При этом указано, что принадлежащее ей на праве собственности жилое строение фактически является временным строением, у которого отсутствуют коммуникации (тепло водоснабжение, электричество и т.д.).

Данный отказ Министерства был обжалован в судебном порядке. Решением Кировского районного суда <адрес> от 21.12.2017г. отказ Министерства от 23.06.2017г.

, признан незаконным.

Истец указывает, что длительное рассмотрение данного искового заявления было обусловлено тем, что Министерство обратилось в Ленинский районный суд <адрес> с иском к ней о признании отсутствующим права собственности на жилое строение, снятии жилого строения с кадастрового учета.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от 20.11.2017г. в удовлетворении данных исковых требований Министерству было отказано.

После вступления в законную силу решение Кировского районного суда от 21.12.2017г. ФИО1 в Министерство подано заявление о повторном рассмотрении заявления от 31.05.2017г. о предоставлении в собственность за плату земельного участка.

В нарушение срока, предусмотренного п. 29 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, без торгов», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от 29.06.2015г. /ПР, только 19.04.2018г. устно по телефону должностным лицом Министерства было сообщено о том, что принято решение о предоставлении в собственность земельного участка.

Истец указывает, что 25.04.2018г. Министерство заключило с нею Договор купли-продажи земельного участка кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 1 182 кв.м., право собственности на который зарегистрировано 07.05.2018г. за . Таким образом, предоставление земельного участка в собственность и момент государственной регистрации права собственности на него затягивались исключительно в результате неправомерных действий Министерства. Несмотря на признание судом отказа Министерства в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным, в течение всего 2017г., а также 2018г. до регистрации права собственности, Министерством начислялась плата по Договору аренды от 24.05.2016г. . Согласно письму Министерства от 05.06.2018г. на 05.06.2018г. задолженность по арендной плате составляет 248 700,82 руб., пени в сумме 84 060,88 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 07.05.2018г. по 05.06.2018г. в сумме 1 502,58 руб.

Со ссылкой на ст. ст. 15, 1069 Гражданского кодекса РФ, Истец указывает, что Министерством совершено незаконное действие, выразившееся в принятии противоречащего закону решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка ей в собственность и соответственно допущено бездействие по не направлению в установленный законом срок для подписания проекта Договора купли-продажи указанного земельного участка. Незаконность этого отказа установлена судом. Если бы Министерством по итогам рассмотрения ее заявления от 31.05.2017г. изначально было бы принято законное решение о предоставлении земельного участка ей собственность, она бы не понесла расходы по оплате арендной платы, пени после регистрации права собственности на земельный участок. Соответственно, задолженность по арендной плате, пени, начисленные ей после даты, на которую была бы осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на спорный земельный участок при отсутствии незаконного отказа Министерства и соблюдении им установленных законом сроков и процедуры предоставления участка в собственность, являются расходами, которые она должна будет произвести и следовательно, убытками согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ. Расчет сроков, необходимых с учетом требований действующего законодательства для регистрации права собственности на земельный участок следующий - 31.05.2017г. в Министерство поступило ее заявление о предоставлении земельного участка в собственность; до 30.06.2017г. с учетом максимальных сроков предоставления государственной услуги (30 дней) должно было быть принято решение о предоставлении земельного участка в собственность и подписан проект Договора купли-продажи земельного участка; до 03.07.2017г. в течение 3 дней должен быть направлен результат предоставления государственной услуги - проект Договора купли-продажи земельного участка; до 12.07.2017г., с учетом установленного ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» срока (семь рабочих дней) должна была быть осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок. Таким образом, при надлежащем правомерном исполнении Министерством возложенных на него публичных функций с 13.07.2017г. она бы стала собственником вышеуказанного земельного участка и с этой даты уплачивала бы земельный налог, размер которого составил бы за 6 месяцев 2017г. - 535 руб., за ДД.ММ.ГГГГг. - 357 руб., итого 892 руб., а также у нее была бы прекращена обязанность по оплате арендной платы, пени по Договору аренды земельного участка. Должник не может нести ответственность за неисполнение обязательства в случае, если такое неисполнение было вызвано противоправными действиями кредитора (ст. 406 Гражданского кодекса РФ).

Истец указывает, что в результате незаконных действий (бездействия) Министерства ей причинены убытки в размере разницы между суммой подлежащих уплате арендных платежей, пени за период с 13.07.2017г. (дата, на которую была бы осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок при отсутствии незаконного действия Министерства и соблюдении им установленных законом сроков и процедуры предоставления земельного участка в собственность) по 07.05.2018г. (дата фактической регистрации перехода права собственности на земельный участок) и размером земельного налога за тот же период. В настоящее время незаконные действия Министерства по начислению ей необоснованных арендных платежей, пени и процентов существенно нарушают ее имущественные права. Она является многодетной матерью, находится в отпуске по уходу за ребенком, муж Д.З.В. не работает. При таких обстоятельствах, начисление ей необоснованных платежей на сумму более 330 000 руб. подвергнет ее семью в сложное материальное положение, нарушит права 3 несовершеннолетних детей на их должное содержание. Полагает, что Министерство намеренно изначально отказало ей в предоставлении земельного участка, чтобы затем взыскать с нее арендную плату за время судебных процессов.

Просит суд признать незаконными действия Министерства имущественных отношений <адрес> по начислению арендной платы и пени но Договору аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м. от 24.05.2016г. , за период с 13.07.2017г. по 07.05.2018г., обязать Министерство имущественных отношений <адрес> произвести перерасчет размера подлежащей уплате арендной платы по Договору аренды земельного участка от 24.05.2016г. , исключив из суммы задолженности начисление арендной платы за период с 13.07.2017г. по 07.05.2018г. и с учетом этого произвести перерасчет размера подлежащих уплате пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В судебном заседании Истец ФИО1, ее представитель по заявлению ФИО2, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель Ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области – ФИО3, действующий на основании доверенности от 03.11.2017г., заявленные исковые требования не признал, полагал их не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Законом Иркутской области от 15.07.2013г. № 69-03 «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Правительству Иркутской области.?

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования Иркутский район, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009г. № 264/43-пп.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

Согласно ч. 1, 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В силу ч. 1 ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Согласно ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора.

Таким образом, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Судом установлено, что в соответствие с Распоряжением Правительства Иркутской области от 25.03.2016г. -рп, областным государственным казенным учреждением «Фонд имущества <адрес>» 12.05.2016г. проведен аукцион на право заключения Договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1 182 кв. м. (кадастровый ), адрес (описание местоположения): <адрес>, <адрес>) для садоводства сроком на 49 (сорок девять) лет.

Победителем открытого аукциона признан участник заявки - ФИО1

Па основании проведенного открытого аукциона по извещению между Министерством (Арендодатель) и ФИО1(Арендатор) заключен Договор аренды от 24.05.2016г. земельного участка, по условиям которого Арендодатель предоставляет Арендаторов за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1 182 кв. м. для ведения садоводства (далее - земельный участок). Основанием для заключения Договора является Протокол -АЗ/16 от 12.05.2016г. проведения открытого аукциона по извещению . Срок Договора 49 лет (п.п. 1.1, 1.3, 1.5, 2.1 Договора).

Пунктом 3.4.3 Договора аренды предусмотрена обязанность Арендатора своевременно и полностью вносить Арендодателю арендную плату в размере и на условиях, установленных договором аренды.

Согласно п. 4.4 Договора аренды размер годовой арендной платы составляет 260 850 руб.

В соответствие с п. 4.5 Договора аренды внесение арендной платы за первый год осуществляется в течение 10 дней с момента подписания Договора аренды в размере, указанном в п. 4.4 Договора аренды, за вычетом задатка, внесенного Арендатором в счет обеспечения участия в аукционе по продаже права на заключение Договора аренды, оплата арендной платы за последующие годы производится ежегодно, не позднее 2 июня текущего года.

Земельный участок передан по акту приема-передачи от 18.04.2016г. ФИО1

Государственная регистрация Договора аренды земельного участка от 24.05.2016г. произведена 12.07.2016г., о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации .

Истец указывает, что по ее заявлению на основании представленных ею в Росреестр по <адрес> документов: технический план здания от 11.04.2017г., договор аренды земельного участка от 24.05.2016г. , зарегистрировано 21.04.2017г. право собственности на жилое строение площадью 9, 2 кв.м., кадастровый , по адресу: <адрес>, <адрес>.

31.05.2017г. ФИО1 обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м.

Министерством имущественных отношений <адрес> письмом от 23.06.2017г. за ФИО1 было отказано в предоставлении за плату земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м. по основаниям подп. 3 п. 5 ст. 39.17, подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ как лицу, не имеющему права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Указанный отказ был оспорен ФИО1 в Кировский районный суд <адрес> (административное дело № 2а-2722/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение).

Судом установлено, что Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ФИО1 о признании права собственности на жилое строение площадью 9, 2 кв.м., кадастровый , по адресу: <адрес>, <адрес> – отсутствующим, в связи с тем, что согласно акту обследования земельного участка ОГКУ «Фонд имущества <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и материалов фотофиксации на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости – жилое строение. Принадлежащее ФИО1 на праве собственности жилое строение, является временным деревянным строением, земельный участок не огорожен, у строения отсутствуют коммуникации, в связи с чем строение не является капитальным (гражданское дело 3 2-2738/2017).

Поскольку при рассмотрении Ленинским районным судом <адрес> указанного гражданского дела , возник спор относительно принадлежности строения к капитальному или некапитальному сооружению, по делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно выводов экспертов ООО «Универсальное консалтинговое предприятие «МАКТЕ», объект с кадастровым на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>, является капитальным жилым строением без права регистрации проживания в нем.

Вступившим в законную силу 29.12.2017г. решением Ленинского районного суда <адрес> от 20.11.2017г. по гражданскому делу , Министерству имущественных отношений <адрес> было отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о признании права собственности отсутствующим, снятии с кадастрового учета объекта.

В связи с вступившим в законную силу 29.12.2017г. решением Ленинского районного суда <адрес> от 20.11.2017г. по гражданскому делу , решением Кировского районного суда <адрес> от 21.12.2017г. по административному делу а-2722/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение, требования ФИО1 были удовлетворены частично, признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес>, изложенный в ответе от 23.06.2017г. об отказе в предоставлении ФИО1 за плату земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м., на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 31.05.2017г. В остальной части требований отказано.

Решение Кировского районного суда <адрес> по административному делу а-2722/2017 вступило в законную силу 30.01.2018г.

С целью исполнения решения Кировского районного суда <адрес> 21.12.2017г. по административному делу а-2722/2017, Министерством 01.02.2018г. направлено в адрес Ленинского районного суда <адрес> ходатайство о снятии обеспечительных мер на объект недвижимости, наложенных в рамках гражданского дела .

Также, Министерство имущественных отношений <адрес> направило в адрес ФИО1 информационное письмо от 12.02.2018г. за , указав, что 23.08.2017г. определением Ленинского районного суда <адрес> по гражданскому делу были приняты обеспечительные меры на объект недвижимости по адресу: <адрес>, пос. им. Горького. С целью исполнения решения Кировского районного суда <адрес> 21.12.2017г. по административному делу а-2722/2017, а именно необходимостью повторного рассмотрения заявления от 31.05.2017г. о предоставлении земельного участка в собственность, Министерство направило в Ленинский районный суд <адрес> 01.02.2018г. ходатайство о снятии обеспечительных мер, по результатам рассмотрения которого заявление от 31.05.2017г. будет повторно рассмотрено.

После отмены Ленинским районным судом <адрес> обеспечительных мер, заявление ФИО1 от 31.05.2017г. о предоставлении в собственность за плату земельного участка было повторно рассмотрено Министерством, по результатам рассмотрения которого Министерством (Продавец) был заключен 25.04.2018г. с ФИО1 (Покупатель) Договор купли продажи земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1182 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>, <адрес> с разрешенным использованием: для садоводства в границах, указанных в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (п. 1.1 Договора).

Основанием для заключения Договора является п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ (п. 1.2 Договора).

На участке расположен объект недвижимости с кадастровым , принадлежащий Покупателю на праве собственности (п. 1.3 Договора).

Указанный земельный участок предан Продавцом Покупателю по Акту приема-передачи земельного участка от 03.05.2018г.

07.05.2018г. Управлением Росреестра по <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО1 на указанный земельный участок (номер государственной регистрации права 38:36:000001:4690-38/001/2018-3).

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.

Как указано выше, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами паты за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Таким образом, общий принцип платности землепользования для собственников земельных участков реализуется посредством взимания земельного налога, а для пользователей земель, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и передаваемых в аренду - путем взимания арендной платы в размере, установленном полномочными органами.

Согласно п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В силу п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации (ст. 551 Гражданского кодекса РФ).

На основании п. 1 ст. 556 Гражданского кодекса РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому передаточному акту или иному другому документу о передаче.

С момента заключения Договора купли-продажи имущества в силу п. 1 ст. 414 Гражданского кодекса РФ арендные правоотношения между его сторонами прекращаются.

На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

Согласно п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

В п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", разъяснено, что до государственной регистрации перехода права собственности на землю Покупатель - бывший арендатор, обязанность которого по внесению арендной платы прекратилась, не является плательщиком земельного налога и поэтому обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ возместить продавцу (арендодателю) расходы по уплате этого налога.

Поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, в случае если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 Земельного кодекса РФ до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. Следовательно, в этом случае ввиду платности использования земли стороны не вправе установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы.

Для соблюдения принципа платности использования земли плательщиками являются либо Арендатор земельного участка – при уплате арендной платы, либо собственник земельного участка - при уплате земельного налога.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в период действия Договора аренды заключивший в установленном порядке с Арендодателем Договор купли-продажи земельного участка, обязан уплачивать арендную плату до момента государственной регистрации перехода права собственности на землю.

Исходя из принципа платности любого использования земли ФИО1 не может быть освобождена от обязанности по соответствующей оплате при фактическом пользовании земельным участком, поскольку при отсутствии договора купли-продажи, земельный участок мог законно находиться в пользовании ФИО1 лишь на условиях аренды.

Таким образом, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок при его фактическом нахождении во владении и пользовании ФИО1 не исключает взимания с нее арендной платы за такое пользование.

Ссылка Истца на применение к спорным правоотношениям положений ст. 406 Гражданского кодекса РФ не состоятельна, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства об отказе Министерства принять предложенное Истцом надлежащее исполнение обязательства по плате за фактическое пользование земельным участком. Не приведены Истцом и данные о не совершении Ответчиком действий, предусмотренных законом, договором или вытекающих из существа обязательства, до совершения которых ФИО1 не могла исполнить обязательство но плате за фактическое пользование земельным участком.

Под злоупотребление правом понимается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таких обстоятельств со стороны Министерства не установлено.

Как указано выше, согласно п.п.м 6, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011г. , право собственности на объект недвижимого имущества переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи. Для соблюдения принципа платности использования земли плательщиками являются либо арендатор земельного участка - при уплате арендной платы, либо собственник земельного участка при уплате земельного налога.

Таким образом, арендная плата подлежит уплате Арендатором по дату государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, в соответствии с условиями Договора аренды земельного участка.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений <адрес> по начислению арендной платы и пени но Договору аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м. от 24.05.2016г. , за период с 13.07.2017г. по 07.05.2018г., обязании Министерство имущественных отношений <адрес> произвести перерасчет размера подлежащей уплате арендной платы по Договору аренды земельного участка от 24.05.2016г. , исключив из суммы задолженности начисление арендной платы за период с 13.07.2017г. по 07.05.2018г. и с учетом этого произвести перерасчет размера подлежащих уплате пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений <адрес> по начислению арендной платы и пени но Договору аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 1182 кв.м. от 24.05.2016г. , за период с 13.07.2017г. по 07.05.2018г., обязании Министерство имущественных отношений <адрес> произвести перерасчет размера подлежащей уплате арендной платы по Договору аренды земельного участка от 24.05.2016г. , исключив из суммы задолженности начисление арендной платы за период с 13.07.2017г. по 07.05.2018г. и с учетом этого произвести перерасчет размера подлежащих уплате пени и процентов за пользование чужими денежными средствами – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 31.08.2018г. Судья.