ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2768/20 от 15.07.2020 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2-2768/2020

03RS0007-01-2020-004083-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2020 года г. Уфа

Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Турьяновой Т. М.

при секретаре Абдрахимовой Р.А.

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобщения или строительства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. В обоснование иска указано, что истец < дата > в составе своей семьи из пяти человек был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Основанием для постановки является служба более 20 лет в органах МЧС России по Республике Башкортостан. В составе семьи истца указаны: супруга – ФИО4, сын – ФИО5, дочь – ФИО6, дочь – ФИО7. Решением Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Ресиублике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления уволенным сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения от < дата > истец снят с учета для её получения. В качестве основания указано: ФИО1 (подполковник внутренней службы в отставке, выслуга 26 лет 03 месяца 08 дней), на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения состоит с < дата > совместно с членами его семьи: супруга – ФИО4, сын – ФИО5, дочь – ФИО6, дочь – ФИО7. На момент постановки были зарегистрированы и проживают в жилом доме общей площадью 69,6 кв.м, расположенном по адресу: .... Собственником жилого помещения является теща заявителя: ФИО8. Согласно выписке из домовой книги по адресу: ... зарегистрировано по месту жительства 9 человек: заявитель – ФИО1, супруга заявителя – ФИО4, сын заявителя – ФИО5, дочь заявителя – ФИО6, дочь заявителя – ФИО7, тесть заявителя – ФИО9, Теща заявителя – ФИО8, сестра жены заявителя – ФИО10, зять жены заявителя – ФИО11, племянник жены заявителя – ФИО12 В заявлении ФИО1 не указал сведений об иных членах семьи (тесть, теща, сестра жены, зять жены, племянник жены), чьим членом семьи он по смыслу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации является. В ходе уточнения документов выявлены сведения, свидетельствующие об отсутствии у сотрудника права на постановку на учет. Согласно выписке из ЕГРН от < дата >... супруга ФИО1 – ФИО4 произвела отчуждение жилого дома в общей совместной собственности < дата > по адресу: ..., общей площадью 69,6 кв.м. Также теща ФИО1 – ФИО8 произвела отчуждение жилого дома в общей совместной собственности < дата > по адресу: ..., общей площадью 69,6 кв.м (выписка из ЕГРН от < дата >...). Территориальная комиссия сочла действия ФИО4 и ФИО8, по отчуждению < дата > жилого помещения, как намеренное ухудшение положения с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Комиссия решила снять истца с < дата > с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 8 ст. 4 Федерального закона от < дата > № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктов «б, г» пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства ... от < дата >, в связи с ухудшением членами семьи ФИО1 – супругой ФИО4 и тещей ФИО8 жилищных условий, а именно отчуждение ими принадлежащих им по 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 69,6 кв.м. По состоянию на < дата > истцом был представлен полный перечень документов, предусмотренных Правилами. Отчуждение доли 1/3 супругой было осуществлено < дата >, до постановки на учет. Злоупотребления со стороны истца не установлено. Оценка представленных документов была дана исходя из содержащейся в них информации при постановке на учет < дата >. С решением территориальной комиссии истец не согласен, считает его незаконным, основанным на неправильном применении закона, в связи с чем, просит отменить решение Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по ...... ЕДСВ/20 от < дата > о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Восстановить истца в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в той же очередности, которой находился до принятия оспариваемого решения.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2 (по устному ходатайству) в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить, пояснили, что при подаче заявления истцом в комиссию ответчика были представлены все необходимые документы, в том числе и сведения об отчуждении в 2011 году 1/3 доли в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: ..., ..., .... Супруга получила 1/3 доли в порядке приватизации в родительском доме. На момент отчуждения доли супругой вся семья была зарегистрирована на ... (ФИО1 с супругой и детьми) родители супруги и семья сестры супруги зарегистрированы, но не проживали в данном жилом помещении. В 2011 г. все доли по ... переоформили на мать супруги ФИО8 В 2011 году купили земельный участок, другой собственности не имели.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от < дата >, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, пояснил, что согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства ... от < дата >, в целях постановки на учет для единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако ФИО1 в заявлении не были указаны тесть заявителя, теща заявителя, сестра жены, зять жены, племянник жены членами семьи которых он являлся. Также были выявлены сведения об отчуждении супругой истца 1/3 доли жилого дома < дата > по адресу: ... своей матери – ФИО8, которая является единственным собственником в настоящее время. У трех человек в ипотеке квартира и дом (сестра, муж, сын).

Третье лицо ФИО4 (жена истца) в судебном заседании исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ФИО5 (сын истца) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, третье лицо, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах Федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от < дата > № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от < дата > № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 часть 5 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Согласно подпункту «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от < дата > N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно подпункту «г» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 369 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Так, из материалов дела следует, что подполковник внутренней службы в отставке ФИО1, < дата > года рождения, место рождения ..., выслуга лет 26 лет 03 месяцев 08 дней, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения состоял с < дата > (Протокол от < дата >... ЕДСВ/14) совместно с членами семьи: супруга – ФИО13, < дата > родления, сын – ФИО5, < дата > года рождения, дочь – ФИО6, < дата > года рождения, дочь – ФИО7, < дата > года рождения.

< дата > решением Территориальной Комиссии ГУ МЧС России по РБ от < дата > ФИО1 снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от < дата > № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с пудпунктами «б» и «г» пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства ... от < дата >, в связи с ухудшением членами семьи ФИО1 – супругой ФИО4, также тещей ФИО1 – ФИО8 жилищных условий, а именно отчуждение ими принадлежащих им по 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения < дата > по адресу: ..., общей площадью 69,6 кв.м.

Из содержания оспариваемого решения комиссии следует, что супруга истца ФИО4 и тёща ФИО8 произвели отчуждение жилого дома, находящегося в общей совместной собственности < дата > (по адресу: ...), т.е до постановки на учет в 2014 году. Комиссия считает это намеренным ухудшением жилищных условий.

Судом установлено, что с 2011 года единоличным собственником жилого дома по ... является ФИО8, при этом истец с семьей в составе 5 человек остается быть зарегистрированным в данном жилом помещении и продолжает проживать в нем.

Специальный закон, регулирующий отношения, связанные с социальными гарантиями сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, вступил в силу, согласно его ст. 20, только с < дата >, т.е. через 2 года после действий супруги истца, связанных с отчуждением доли.

Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения возникшие до введение его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Действия по совершению ФИО4. отчуждения 1/3 доли жилого помещения в 2011 году нельзя признать намеренными, поскольку совершены они были до вступления в силу Федерального закона от < дата > № 283-ФЗ, а акты законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Кроме того, отчуждаемая площадь жилого помещения, принадлежавшая ФИО4 на праве собственности была равна 23,2 кв.м при общей площади 69,6 кв.м, что в соответствии с п. 3 пп. 2 ст. 4 Федерального закона от < дата > № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по норме положенности на 1 человека меньше 15 кв.м, подполковник внутренней службы ФИО1 также относился к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на семью 5 человек приходилось по 13,92 кв.м до отчуждения.

Семья А-вых: сестра жены ФИО1 – ФИО10, ее супруг ФИО11 и их сын – ФИО12 не являлись собственниками жилого помещения по адресу: ... и не проживали в нем, являлись только зарегистрированными.

Суд приходит к выводу, что членами семьи истца, семья А-вых не являлась. Обеспеченность истца жилым помещением была как до отчуждения, так и после отчуждения менее 15 кв.м на одного члена семьи.

Судом установлено, что при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в 2014 году истец ФИО14 представил необходимые документы, в том числе выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от < дата >..., содержащую сведения об отчуждении супругой 1/3 доли в жилом помещении, приобретенной ею в результате приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Обстоятельство, повлекшее принятие решения комиссии имело место в июне 2011 года и его пятилетний срок истек в июне 2016 года.

В тоже время иные, предусмотренные законом основания в оспариваемом решении комиссии не приведены.

На момент вынесения оспариваемого решения (< дата >) с момента отчуждения доли (< дата >) прошло долее 8 лет.

Вместе с тем обстоятельства по настоящему делу свидетельствуют о том, что истец не совершал действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Вопреки доводам представителя ответчика, основанных на неверном толковании норм материального права, при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения или строительства жилого помещения, необходимо учитывать, что у ФИО1 право состоять на учете имелось как с отчужденной долей, так и без нее. Обеспеченность Истца жильем была как до отчуждения, так и после отчуждения менее 15 кв.м, на одного члена семьи.

Поэтому действия супруги Истца по отчуждению доли не могут быть расценены как намерение приобретения права на постановку на учет.

Оценив все представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что ФИО1 при постановке на учет представил все требуемые документы для постановки на учет. ФИО1 и члены его семьи являлись и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем ФИО1 имеет право на получение единовременной социальной выплаты. ФИО1 не преследовал цель намеренно ухудшить жилищные условия, поскольку создал свою семью, имел возможность проживать в ... и не являться членом семьи сестры супруги ФИО10, которая не являлась собственником жилого помещения по адресу регистрации.

Суд приходит к выводу, что по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения супругой 1/3 доли (в 2011 году) жилого помещения, указанное обстоятельство не могло служить основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобщения или строительства жилого помещения – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по ...... ЕДСВ/20 от < дата > о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи 5 человек.

Восстановить ФИО1 в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в той же очередности, в которой находился до принятия оспариваемого решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Т. М. Турьянова