ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2768/20 от 16.12.2020 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2020 года г.о.Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мироновой С.В.,

при секретаре судебного заседания Бородулиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесникова Н.Б. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете платы за оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Лесников Н.Б. обратился в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете платы за оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование требований указал, что он является получателем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно договора найма жилого помещения, находящегося пот адресу <адрес>. Истец является нанимателем данного жилого помещения, следовательно, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нем, в том числе по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемой ООО «ЭкоСтройРесурс».

В настоящее время в данном жилом помещении проживает только он, зарегистрированные лица, указанные в договоре найма не проживают, вышеуказанные услуги оплачивают по месту своего проживания. В связи с чем, он не имеет обязанности по оплате услуг по количеству зарегистрированных лиц в квартире.

В состав расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома не включаются расходы на сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. При этом в правила содержания общего имущества раздел XI (1), которым регулируется порядок предоставления и начисления платы за отдельную коммунальную услугу – твердые коммунальные отходы. По данной коммунальной услуге возможен перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Размер платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную временно проживающим потребителям, рассчитывается в соответствии с пунктами 57,57 (1) и 58 Правил.

В соответствии с пунктом 148 (30) правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.

Согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.о. Самара не зависит от количества зарегистрированных или проживающих в жилом помещении, следовательно, расчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества зарегистрированных или проживающих граждан, противоречит действующему законодательству РФ.

На основании выше изложенного просит суд обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет задолженности по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из расчета проживающего Лесникова Н.Б. в единственном числе с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Лесников Н.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Экостройресурс» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, предоставил суду письменный отзыв, который приобщен к материалам дела (л.д.53-55), просили суд отказать в удовлетворении исковых требований. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, предоставил суду письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворение исковых требований оставили на усмотрение суда.

Третьи лица Лесникова Г.И., Лесников В.Н., привлеченные к участию в деле в ходе судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.

Третье лицо Лесников А.Н., привлеченный к участию в деле в ходе судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4), при этом к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8).

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которая определяется из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №).

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором.

В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В силу 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

В соответствии с пунктом 148 (30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердыми коммунальными отходами. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148 (44) правил №354.

Пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 №857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Газпром трансгаз Самара», что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Между ООО «Газпром трансгаз Самара» и Лесниковым Н.Б. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.3.2 договора найма наниматель обязан нести возникающие в связи с использованием нанимаемого жилого помещения расходы, в том числе, расходы по содержанию жилья, а также за коммунальные услуги, поддерживать жилое помещение в технической исправности, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать правила пожарной безопасности.

Согласно п.3.5 договора найма оплата расходов по содержанию жилья осуществляется нанимателем ежемесячно в размере 740 руб. 45 коп., в том числе НДС 123 руб. 41 коп., без учета расходов нанимателя по оплате электроэнергии, газа, вывоз мусора, коммунальных услуг, расходов по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого помещения, путем удержания из заработной платы или внесения денежных средств на расчетный счет наймодателя, указанный в настоящему договоре, до 15 числа месяца следующего за отчетным месяцем.

Согласно п.1.5 договора найма вместе с нанимателем Лесниковым Н.Б. в жилом помещении проживают жена Лесникова Г.И., сын Лесников А.Н., сын Лесников В.Н.

По объекту недвижимости расположенному по адресу <адрес>, зарегистрированы 5 человек.

Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производился на 5 человек, что подтверждается платежными документами.

На основании решения Большечерниговского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГФИО4 был признан утратившим право пользования данной квартирой и снят с регистрационного учета по данному адресу.

По заявлению Лесникова Н.Б. ООО «Экостройресурс» была внесена корректировка начислений с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке Администрации сельского поселения Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, зарегистрированы 4 человека: Лесников Н.Б., Лесникова Г.И., Лесников В.Н., Лесников А.Н.

В настоящее время расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО производился на 4 человека, что подтверждается платежными документами.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории 27-ми муниципальных образований: Алексеевский, Безенчукский, Богатовский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинель-Черкасский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергеевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Челно-Вершинский, Шенталинский, Шигонский и г.Нефтегорск.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов, утвержденный Приказом №804, рассчитывается исходя из зарегистрированных (проживающих) в жилых помещениях и учитывая дополнение к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.12.2018 №977, составляет 1,95 м 3 в год для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

Таким образом, в МКД и ИЖС плата за вывоз твердых коммунальных отходов на территории указанных выше муниципальных образований составляет 97,20 рублей с человека в месяц.

Согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Большечерниговского района Самарской области зависит от количества зарегистрированных или проживающих в жилом помещении лиц.

Довод Лесникова Н.Б. о неправомерном начислении сумм платежей, поскольку должно производиться начисления на одного человека, судом не принимается ко вниманию, поскольку он основан на неверном понимании действующих норм права.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Лесникова Г.И., Лесников В.Н., Лесников А.Н. зарегистрированы по адресу: <адрес>, внесены в договор найма как члены семьи нанимателя. Никаких изменений в договор найма в отношении членов семьи не вносилось, доказательств обратного суду не представлено.

Показания свидетелей ФИО14 о том, что Лесников Н.Б. проживает один на протяжении многих лет, суд не может признать допустимыми доказательствами по делу, поскольку в материалы дела представлен договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что с нанимателем в жилом помещении будут проживать Лесникова Г.И., Лесников В.Н., Лесников А.Н.

Сведений о продлении договора найма истцом суду не представлено.

С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу, что начисление истцу платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком производится в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лесникова Н.Б. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете платы за оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Советский районный суд в порядке статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2020 года.

Судья С.В.Миронова