ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2768/2021 от 08.10.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №2-2768/2021,

УИД 76RS0014-01-2021-001920-22

Изготовлено 08.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 14 сентября 2021 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Гасишвили Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области об устранении нарушений порядка начисления пособия по безработице, признании деятельности ФИО1 полезным трудом,

установил:

ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением к Правительству Ярославской области, департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 по Ярославской области (далее также – Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области), с учетом уточнения исковых требований просила:

- возложить на Правительство Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области обязанность устранить нарушения по порядку начисления пособия по безработице, применить МРОТ;

- возложить на департамент государственной службы занятости населения Ярославской области обязанность компенсировать размер пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ до размера МРОТ и произвести выплату единовременным платежом за период с ДД.ММ.ГГГГ по 06/2021 года в размере недоплаты 12792 *4=51168-4356,45=46811,55 рублей;

- возложить на Правительство Ярославской области обязанность признать полезным трудом деятельность ФИО1 по расследованию преступления;

- возложить на департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области обязанность оформить данную полезную трудовую деятельность истца соглашением с отнесением занятия полезной общественной деятельностью с зачислением к трудовому стажу начислению пособия в размере МРОТ за указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с разрешением единовременной суммы к выплате ДГСЗН Ярославской области ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля;

- возложить на Межрайонную ИФНС России №5 по Ярославской области обязанности признать заявление от ФИО3 положенного в основании записи от ДД.ММ.ГГГГ о недостоверности сведений об адресе месте нахождения ООО «Левастра» повлекшим вынесение записи об исключении из ЕГРЮЛ по Статье 22 Закона №129-ФЗ незаконным, отменить.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Назначение ФИО1 пособия по безработице в размере 1500 рублей в месяц, что составляет 50 рублей в день, по мнению истца, противоречит положениям Конституции Российской Федерации. ФИО1 лишилась права на труд по вине ФИО3, которая получила исполнительные листы на выселение и снятие с регистрационного учета членов семьи ФИО1 На протяжении длительного времени ФИО1 занимается деятельностью по расследованию неправомерных действий различных лиц. По мнению истца, данный труд, занимающий все её полезное время 24 часа в сутки, подлежит признанию полезным и оплачиваемым по Конституции Российской Федерации. Истец вынуждена заниматься этим полезным занятием во всех отношениях по установлению лиц из государственного органа и органа местного самоуправления, преступно использующих свое служебное положение с целью наживы и причинения вреда людям путем обмана и присвоения их имущества преступным незаконным путем. Правительство Ярославской области совершило неправомерные действия в отношении ФИО1 и созданного ею юридического лица ООО «Левастра», лишило ФИО1 работы, социальных и иных гарантий. В момент выселения органом исполнительной власти УФССП по ЯО были похищены личные вещи ФИО1 – сейф с документами. Полицией данный факт не расследуется. ФИО1 полагает, что её труд по поиску нарушителей закона, преступным путем использующих свое служебное положение и бюджетные деньги федерального, регионального и местного бюджетов, а также налогоплательщиков подлежит признанию и отнесению к пенсионному стажу, оформленному соглашением сторон между ФИО1 и департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области. С учетом ликвидации ООО «Левастра» ДД.ММ.ГГГГ и отсутствия у ФИО1 средств к существованию по вине ответчиков действия по определению размера пособия по безработице ФИО1 считает нарушением прав и свобод, поскольку все выплаты социального характера не могут быть ниже прожиточного уровня жизни человека и привязаны к размеру МРОТ, составляющему 12 792 рубля. По мнению ФИО1, исключение ООО «Левастра» из ЕГРЮЛ является незаконным.

Определением судьи Кировского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в принятии искового заявления в части требований п.4 уточненного искового заявления «признать заявление от ФИО3 положенного в основании записи от ДД.ММ.ГГГГ о недостоверности сведений об адресе месте нахождения ООО «Левастра» повлекшим вынесение записи об исключении из ЕГРЮЛ по Статье 22 Закона №129-ФЗ незаконным, отменить» (л.д. 32).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля (далее также – ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля), Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области.

ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам искового заявления.

Правительство Ярославской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв на исковое заявление. Из отзыва на иск следует, что Правительство Ярославской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является участником отношений, связанных с признанием граждан безработными и с назначением им пособия по безработице, а также связанных с отнесением к трудовому стажу периодов общественно полезной деятельности, учитываемой при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению (л.д. 48-49).

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил письменный отзыв на исковое заявление. Из письменного отзыва на иск следует, что данный департамент является ненадлежащим ответчиком по делу. Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области не наделен полномочиями по признанию гражданина безработным, назначению пособия по безработице, решения о признании ФИО1 безработной и о назначении ей пособия по безработице департаментом не принимались. Департамент не наделен полномочиями по заключению положений соглашений с физическими лицами о признании их деятельности общественно полезным трудом. Вопросы об отнесении периодов работы и иной деятельности к трудовому стажу, учитываемому при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению отнесены к полномочиям Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов (л.д. 42-43).

Департамент государственной службы занятости населения Ярославской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил письменный отзыв на исковое заявление. Из письменного отзыва на иск следует, что данный департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществляет лишь функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области содействия занятости населения на всей территории Ярославской области, организует оказание государственных услуг государственными казенными учреждениями Ярославской области центрами занятости населения. Центры занятости населения, в том числе и ГКУ ЦЗН г.Ярославля, находящиеся в функциональной подчиненности департамента, непосредственно оказывают государственные услуги в области содействия занятости населения гражданам. ГКУ ЦЗН г.Ярославля является самостоятельным юридическим лицом. Департамент поддерживает принятое ГКУ ЦЗН г.Ярославля решение. ФИО1 была признана безработной ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, заполненном в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». Пунктом 1 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям начисляется в процентном соотношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовали началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Пенсионный фонд РФ в рамках межведомственного взаимодействия предоставил информацию об отсутствии трудовых отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших представлению заявления в электронной форме. Справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), в соответствии с подпунктом «г» п.4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891, ФИО1 не представила. Согласно п.2 ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице во всех иных случаях, за исключением граждан состоявших в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Размер пособия по безработице утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособий по безработице на 2021 год». Таким образом, расчет пособия по безработице ФИО1 центром занятости был произведен в соответствии действующим законодательством на основании представленных истцом документов (л.д. 83-85).

Третьи лица ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля представило письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 89-95).Суд с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п.1 ст.31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2 ст.31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также – Временные правила), которые устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с п.2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее также – информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 п.2 Временных правил).

Из материалов дела следует, и судом установлено, что ФИО1, являясь лицом предпенсионного возраста, ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» заполнила и представила в электронной форме в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, зарегистрированное за .

В соответствии с п.1 ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

В соответствии с п.3 ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 ст.34.2 данного Федерального закона, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с п.5 ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», увеличенных на размер районного коэффициента.

Приказом ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработной с даты подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ), ей назначено пособие по безработице.

В ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения Пенсионного фонда РФ об отсутствии трудовых отношений ФИО1 в течение 12 месяцев, предшествовавших представлению заявления в электронной форме. Сведениями о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля.

ФИО1 в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля была представлена трудовая книжка, содержавшая записи о том, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на должность генерального директора ООО «Левастра», ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. В связи с неподтверждением ПФР сведений о работе ФИО1 в ООО «Левастра» пособие по безработице ей было назначено в размере минимальной величины на 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на личном приёме в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля под роспись была приглашена на ДД.ММ.ГГГГ для прохождения перерегистрации, была предупреждена о последствиях неявки.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не прошла перерегистрацию, в связи с чем выплата ей пособия по безработице была приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с регистрационного учета. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 4 356 рублей 45 копеек.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» установлены минимальная величина пособия по безработице в сумме 1 500 рублей, максимальная – 12 130 рублей в первые три месяца периода безработицы, 5 000 рублей – в следующие три месяца периода безработицы.

Из материалов дела следует, что ООО «Левастра» ДД.ММ.ГГГГ исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о данном юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности. Решение о предстоящем исключении ООО «Левастра» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица принято Межрайонной ИФНС №7 по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128-138).

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом доказательств осуществления трудовой деятельности в ООО «Левастра» в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению с заявлением о признании безработной, не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что размер назначенного и выплаченного ФИО1 пособия по безработице определен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд также отмечает, что нормативно-правовые акты, определяющие правовой статус и функции Правительства Ярославской области, департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской, департамента государственной службы занятости населения Ярославской области (Устав Ярославской области; Положением о департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области, утвержденное постановлением Администрации Ярославской области от 17.10.2006 №277; Положение о департаменте государственной службы занятости населения Ярославской области, утвержденное постановлением Правительства Ярославской области от 25.12.2014 №1358-п) не наделяют данные органы полномочиями по признанию граждан безработными, назначению и выплате им пособия по безработице.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 о возложении на ответчиков по настоящему гражданскому делу обязанностей по устранению нарушений по порядку начисления пособия по безработице с применением МРОТ, а также по компенсации размера пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ до размера МРОТ и по выплате единовременного платежа за период с ДД.ММ.ГГГГ по 06/2021 года удовлетворению не подлежат.

Представленные в материалы дела копии ответов государственных органов на отдельные обращения ФИО1 не свидетельствуют об осуществлении ФИО1 какой-либо общественно-полезной деятельности. Иных доказательств осуществления ФИО1 какой-либо общественно-полезной деятельности в материалы дела не представлено.

Суд также отмечает, что в силу положений ч.1 ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное расследование производится следователями и дознавателями. ФИО1 следователем, либо дознавателем не является.

Осуществляемая ФИО1 деятельность по направлению обращений в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также по обращению в суды с исковыми заявлениями в силу положений действующего законодательства не порождает у ответчиков по настоящему гражданскому делу обязанностей по признанию данной деятельности полезным трудом и по заключению с ФИО1 каких-либо соглашений, связанных с осуществлением данной деятельности.

Таким образом, все заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья М.Г. Соболевский