К делу №
УИД 01RS0№-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «14» июля 2021 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части даты постановки на учет и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «<адрес>» и с учетом поданных дополнений просит признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р в части даты постановки на учет, как гражданина имеющего трех и более детей, в целях предоставления земельного участка и обязать устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в части даты постановки его на учет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по гражданскому делу № (№), удовлетворены его исковые требования и постановлено признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в постановке его на учет, как гражданина, имеющего трех и более детей в целях предоставления земельных участков и обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» поставить его на учет, как гражданина, имеющего трех и более детей в целях предоставления земельных участков. Однако, постановка на указанный учет произведена муниципальным органом власти с нарушением законодательства, поскольку на учет он поставлен не с даты его первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ, как предусмотрено частью 9 статьи 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№, принятым Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), а с даты вступления в законную силу судебного постановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, которым признано незаконным распоряжение главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р об отказе в постановке на учет в целях предоставления земельных участков, гражданам, имеющим трех и более детей.
Полагает, что в результате незаконных действий ответчика, он поставлен на данный учет с нарушением его прав на своевременное предоставление земельного участка. Кроме того, указал, что с настоящим исковым заявлением он обратился в суд, исчерпав иные возможные способы восстановления своих нарушенных прав на своевременное и в предусмотренном законом порядке предоставление земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ путем изложения его мотивировочной части в более полной и ясной форме, в части уточнения даты постановки на учет в целях предоставления земельных участков, как гражданам, имеющим трех и более детей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить, при это просили обратить внимание на то обстоятельство, что после признания судом незаконным распоряжения главы администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р об отказе в постановке на учет в целях предоставления земельных участков, муниципальные органы власти обязаны были исполнить апелляционное определение в соответствии с требованиями закона. Также просили учесть и то обстоятельство, что первоначально с требованием о постановке на учет в целях предоставления земельных участков, гражданам, имеющим трех и более детей, истец обратился именно в муниципальный орган, а в последствии, в суд с требованием о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р об отказе в постановке на данный учет, в виду чего принцип очередности не может быть нарушен.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме за необоснованностью и указала, что оспариваемое распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р является законным, так как оно издано не на основании обращения истца, а в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, в котором не указана дата с которой необходимо поставить истца на учет в целях предоставления земельных участков, как гражданину, имеющему трех и более детей, в связи с чем, датой постановки на учет является дата вступления в законную силу указанного апелляционного определения – ДД.ММ.ГГГГ. При постановке ФИО1 на учет администрация руководствовалась указанным апелляционным определением, которое необходимо было исполнить, так как иной подход мог повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан, имеющих трех и более детей, обладающих равными с истцом правом на получение земельного участка, что приведет к несоблюдению принципа публичности землепользования. Также представитель указала о необходимости обжалования истцом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея, которым разрешен вопрос о постановке его на учет без указания даты постановки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 также возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» и пояснила, что истец поставлен на учет на основании судебного постановления, а не по результатам рассмотрения его обращения, в связи с чем он не мог быть поставлен на учет с даты его обращения. Ответчиком было исполнено апелляционное определение в соответствии с его содержанием, и поскольку в нем не было указано даты постановки на учет, истец поставлен на учет с даты вступления в законную силу апелляционного определения. Ответчик не мог выйти за пределы исполняемого судебного постановления.
Выслушав доводы и мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно как гражданину, имеющему трех и более детей с приложением необходимых документов, что подтверждается копией заявления с отметкой о его принятии с входящим №.
По результатам рассмотрения заявления, распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО1 отказано в постановке на учет в целях предоставления земельного участка, как гражданину, имеющему трех и более детей.
Не согласившись с указанным распоряжением, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по гражданскому делу № (№), исковые требования ФИО1 были удовлетворены, распоряжение главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р признано незаконным и постановлено обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» поставить ФИО1 на учет как гражданина, имеющего трех и более детей в целях предоставления земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, в целях исполнения вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение №-р, которым ФИО1 поставлен на учет в целях предоставления земельного участка, как гражданин имеющий трех и более детей с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты вступления в силу апелляционного определения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в суд с заявлением о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ путем изложения его мотивировочной части в более полной и ясной форме, в части уточнения даты постановки на учет в целях предоставления земельного участка, как гражданину, имеющему трех и более детей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления ФИО1 отказано.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея, в соответствии с ЗК РФ в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ, принят Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гражданам имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно».
Как установлено частью 2 статьи 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гражданам имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно», земельные участки предоставляются по заявлениям граждан в зависимости от даты регистрации заявлений.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гражданам имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно», датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет с приложением документов, указанных в части 4 настоящей статьи.
В силу статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Из совокупности приведенных выше норм действующего законодательства прямо следует, что датой и временем постановки заявителя на учет по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно, как гражданину, имеющему трех и более детей, является дата и время подачи соответствующего заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ восстановлено право ФИО1 в постановке на учет в целях предоставления земельного участка, как гражданину, имеющему трех и более детей, путем признания незаконным распоряжения главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р, которым было отказано ФИО1 в постановке на данный учет по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, исполняя указанное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования «<адрес>» в нарушение требования статьи 210 ГПК РФ о приведении исполнения решения суда в порядке, установленном федеральным законом, поставила ФИО1 на учет, как гражданина имеющего трех и более детей, в целях предоставления земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в законную силу судебного постановления без учета положений пункта 6 статьи 39.5, части 2 статьи 39.19 ЗК РФ, части 2 статьи 3, части 9 статьи 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гражданам имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно», согласно которым датой и временем постановки заявителя на учет по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно, как гражданину, имеющему трех и более детей, является дата и время подачи соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в связи с тем, что распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р нельзя признать законным в части указанной даты постановки ФИО1 на учет, как гражданина, имеющего трех и более детей, в целях предоставления земельного участка, поскольку ФИО1 следовало поставить на учет с даты и времени его первоначального обращения.
Доводы представителей администрации муниципального образования «<адрес>» и Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» о необходимости постановки на учет в соответствии с датой вступления в законную силу, подлежащего исполнению судебного постановления, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Факт того, что в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ не указана дата и время, с которой следовало постановить ФИО1 на учет, как гражданина, имеющего трех и более детей, в целях предоставления земельного участка, с учетом требований законодательства, регулирующего порядок постановки на такой учет, не освобождает ответчика от обязанности издать оспариваемое по настоящему делу распоряжение в соответствии с требованиями закона.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства.
Таким образом, действия администрации муниципального образования «<адрес>» в части постановки ФИО1 на учет как гражданина, имеющего трех и более детей в целях предоставления земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ вместо установленной в силу закона даты обращения с заявлением, влечет нарушение его прав, как гражданина, имеющего трех и более детей на своевременное обеспечение земельным участком и может нарушить гарантии социальной защиты со стороны государства, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части даты постановки на учет и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р в части даты постановки ФИО1, как гражданина, имеющего трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» внести в распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р изменения в части даты постановки ФИО1, как гражданина имеющего трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка, путем указания даты постановки на учет с момента подачи ФИО1 соответствующего заявления – с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Рамазанова И.И.