ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2769/2023 от 09.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0004-01-2023-002270-56

Дело № 2-2769/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2023 года город Пермь

Ленинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителя истца Ткачук С.В., действующий по поручению,

представителя ответчика Оплетиной А.Б., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Парчевской В.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности,

установил:

Чусовской городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 00570-25, 00571-25, расположенные по адресу: <Адрес> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что Чусовской городской прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере гражданской обороны, в результате которой установлено наличие на территории Чусовского городского округа защитного сооружения гражданской обороны, в отношении которых мероприятия по контролю за сохранностью и поддержанию в надлежащем состоянии не осуществляются. По адресу: <Адрес>, расположены защитные сооружения гражданской обороны, которые включены в реестр МЧС России защитных сооружений под инвентаризационными номерами 00570-25, 00571-25. Защитное сооружение гражданской обороны – убежище A-V класса, встроенное в здание площадью 90 кв.м, объемом 198 куб.м. Защитное сооружение гражданской обороны – убежище A-V класса, встроенное в здание площадью 90 кв.м, объемом 198 куб.м. Право собственности на защитные сооружения гражданской обороны , в ЕГРН не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ Чусовской городской прокуратурой в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае направлен запрос о предоставлении сведений и копий документов, подтверждающих закрепление либо принадлежность защитных сооружений гражданской обороны согласно приложенному перечню, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <Адрес> (инвентарные номера 00570-25, 00571-25). Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтены сведения, в том числе в отношении указанных защитных сооружений гражданской обороны, однако право собственности Российской Федерации на них не зарегистрировано. Согласно ответу администрации Чусовского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципального имущества Чусовского городского округа Пермского края указанные защитные сооружения гражданской обороны не числятся. ДД.ММ.ГГГГ Чусовской городской прокуратурой с привлечением специалиста 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам МЧС России по Пермскому краю проведено обследование защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства в части содержания защитных сооружений гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны , не готовы к приему укрываемых (л.д. 3-10).

Определением судебного заседания от 06.07.2023 в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Пермскому краю (л.д. 57-58).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что два защитных сооружения находятся в собственности Российской Федерации, балансодержателем которых является ответчик. Защитные сооружения не соответствуют нормам, подлежат приведению в нормативное состояние. Сооружения в данный момент существуют, а то обстоятельство, что оно не будет использоваться - догадки. Полагает, что ремонт сооружений целесообразен, поскольку они официально не будут сняты с учета, так как в них имеется необходимость. Представлять дополнительные доказательства, заявлять ходатайств о назначении экспертиз, не намерен.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что сформирован и утвержден перечень защитных сооружений необходимых для осуществления полномочий в сфере защиты населения, которые должны быть переданы в собственность субъектов. Исключение из данного перечня должно быть обосновано, проверено. Денежные средства на содержание данных сооружений выделяться не будут, так как в полномочия ТУ Росимущества по Пермскому краю не входят мероприятия по гражданской обороне, соответственно подразумевает нецелевое расходование денежных средств. Поддержание защитного сооружения в работоспособном состоянии – это расходное обязательство субъекта. Полагает, что решение суда должно быть исполнимым, соответственно необходимо установить необходимость существования объекта, его техническое состояние и возможно ли его восстановление для работоспособности. ТУ Росимущества по Пермскому краю готовится пакет документов в отношении защитного сооружения, направляется в ГУ МЧС, в случае отсутствия необходимости в данном сооружении, снимается статус. В настоящее время постепенно ведется работа по снятию статуса защитного сооружения. Считает, что исковые требования ни на чем не основаны, имеются предположения, что данные объекты уже физически отсутствуют. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на данные сооружения, проведена инвентаризация. Решения о передаче объектов в собственность субъекта нет. Целесообразность сохранения статуса может быть установлена МЧС, либо в рамках экспертизы. Также считает, что исковые требования не исполнимы, не содержат в себе перечень необходимых мероприятий, необходимых выполнить с целью исполнения решения. В материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому ответчик полагает заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению (л.д. 41-42).

Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что имеется целесообразность в восстановлении данных сооружений. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором третье лицо просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Чусовской городской прокурор обратился в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с запросом о предоставлении сведений и копий документов, подтверждающих закрепление либо принадлежность защитных сооружений гражданской обороны согласно приложенному перечню, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <Адрес> (инвентарные номера 00570-25, 00571-25) (л.д. 11-12).

Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтены сведения, в том числе в отношении указанных защитных сооружений гражданской обороны, однако право собственности Российской Федерации на них не зарегистрировано (л.д. 13-15).

Согласно ответу администрации Чусовского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, указанные защитные сооружения гражданской обороны находятся в составе государственной казны Российской Федерации, право собственности Российской Федерации не зарегистрировано (л.д. 16).

В реестре муниципального имущества Чусовского городского округа Пермского края защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <Адрес> не числятся, что подтверждается служебной запиской Управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из реестра защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Чусовского городского округа, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственности Российской Федерации числятся: защитное сооружение гражданской обороны – убежище A-V класса, встроенное в здание площадью 90 кв.м, объемом 198 куб.м; защитное сооружение гражданской обороны – убежище A-V класса, встроенное в здание площадью 90 кв.м, объемом 198 куб.м (л.д. 17).

В соответствии с паспортом убежища инв. по адресу: <Адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны вместимостью 150 человек, общей площадью 90 кв.м, общим объемом 198 куб.м, встроенное в здание 3 этажей, с двумя входами с лестничных клеток, с одним аварийным выходом. Убежище принято в эксплуатацию в июне 1952 года (л.д. 18-22).

Из акта оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ следует, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1952 году, в мирное время не используется. Документация защитного сооружения, лицо ответственное за содержание сооружения и группа по обслуживанию защитного сооружения отсутствуют. Также отсутствуют вентиляция, энергоснабжение, водоснабжение, канализация, инженерно-техническое оборудование. Защитное сооружение находится в аварийном, неисправном состоянии. Защитному сооружению требуется капитальный ремонт. Защитное сооружение не соответствует нормативным требованиям, не готово к приему укрываемых (л.д. 23).

В соответствии с паспортом убежища инв. по адресу: <Адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны вместимостью 150 человек, общей площадью 90 кв.м, общим объемом 198 куб.м, встроенное в здание 3 этажей, с двумя входами с лестничных клеток, с одним аварийным выходом. Убежище принято в эксплуатацию в июне 1952 года (л.д. 24-27).

Из акта оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ следует, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1952 году, в мирное время не используется. Документация защитного сооружения, лицо ответственное за содержание сооружения и группа по обслуживанию защитного сооружения отсутствуют. Также отсутствуют вентиляция, энергоснабжение, водоснабжение, канализация. Защитному сооружению требуется капитальный ремонт. Защитное сооружение находится в неисправном состоянии, не готово к использованию по назначению, не готово к приему укрываемых (л.д. 28).

ДД.ММ.ГГГГ Чусовской городской прокуратурой с привлечением специалиста 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам МЧС России по Пермскому краю проведено обследование защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которого выявлены следующие нарушения обязательных требований действующего законодательства в части содержания защитных сооружений гражданской обороны:

1) защитное сооружение :

- не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункт 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в: мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575);

- при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время допущен демонтаж оборудования (пункт 3 Порядка содержания использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575);

- при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время не производится окраска и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, отсутствуют емкости для запаса воды, отсутствуют подставки на двери (пункт 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575);

- при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункты 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитное сооружение гражданской обороны и защитных устройств и помещений для укрываемых) (пункты 3.2.3-3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны находится в не исправном состоянии и не готово к использованию по назначению (демонтировано) (пункты 3.2.11-3.2.25 Правил эксплуатаций защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не проводятся мероприятия по оценке технического состояния в части, ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации и энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны (пункты 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не производится техническое обслуживание и планово-предупредительный; ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (пункты 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 Правил эксплуатаций защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС: России от 15.12.2002 № 583);

- не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, - в том числе; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны, отсутствует маршрут движения укрываемых, отсутствует порядок заполнения укрываемыми (пункты 6.1.1-6.1.4, 6.2.1-6.2.6, 6.3.1-6.3.6, 6.4.1-6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не создано звено для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время (пункт 1.4, схема «А» приложения № 1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденный Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- отсутствует необходимая документация защитного сооружения гражданской обороны (пункт 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п.3, п. 38 прил. 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464);

- пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 36 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479);

- в помещениях отсутствуют огнетушители (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденный Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 397 Правил противопожарногого режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479);

- нарушена герметичность и гидроизоляция защитного сооружения (имеется наличие воды в помещениях), (пункты 14.3.10, 14.3.11 Правил эксплуатаций защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583).

2) защитное сооружение :

- не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время; так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункт 2 Порядку содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575);

- при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время допущен демонтаж оборудования (пункт 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575);

- при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время не производится окраска и ремонт помещений и оборудования систему жизнеобеспечения, отсутствуют емкости для запаса воды, отсутствуют подставки на двери (пункт 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575);

- при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме - повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного вооружения, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункты 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных вооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России о| 15.12.2002 № 583);

- не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитное сооружение гражданской обороны и защитных устройств и помещений для укрываемых) (пункты 3.2.3-3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской оборони^ отвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны находится в не исправном состоянии и не готово к использованию по назначению (демонтировано) (пункты 3.2.11-3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583);

- не проводятся мероприятия по оценке технического состояния в части ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации и энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны (пункты 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4:5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не производится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (пункты 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1 -5.3.4 Правил эксплуатаций защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны, отсутствует маршрут движения укрываемых, отсутствует порядок заполнения укрываемыми (пункты 6.1.1-6.1.4, 6.2.1-6.2.6, 6.3.1-6.3.6, 6.4.1-6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- не создано звено для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время (пункт 1.4, схема «А» приложения № 1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583);

- отсутствует необходимая документация защитного сооружения гражданской обороны (пункт 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583);

- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п.3, п. 38 прил. 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464);

- пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных, сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. п. 36 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479);

- в помещениях отсутствуют огнетушители (пункт 3.5.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных, Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 397 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479);

- нарушена герметичность и гидроизоляция защитного сооружения (имеется наличие воды в помещениях), (пункты 14.3.10, 14.3.11 Правил эксплуатаций, защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583).

Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ следует, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище принято в эксплуатацию в 1952 году, находится в пользовании ТСЖ ООО «Гарант-Эксперт», в настоящее время не используется. Защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано для защиты укрываемых. С учетом технического состояния предлагается данное сооружение снять с учета защитных сооружений гражданской обороны.

Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ следует, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище принято в эксплуатацию в 1952 году, находится в пользовании ТСЖ ООО «Гарант-Эксперт», в настоящее время не используется. Защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано для защиты укрываемых. С учетом технического состояния предлагается данное сооружение снять с учета защитных сооружений гражданской обороны.

Суд, выслушав стороны, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны закреплены законодателем в Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»).

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федеральный закон «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу стать 2 Федеральный закон «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу статьи 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В пункте 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно пункту 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с пунктом 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.

В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся (пункт 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

В пункте 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны закреплены обязанности руководителя гражданской обороны организаций, на учете которых находятся защитные сооружения, а именно:

-планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

-по обеспечению эффективного использования помещений защитных сооружений гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;

-по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, обучению рабочих и служащих правилам пользования защитных сооружений гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

-по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитных сооружений гражданской обороны к использованию по прямому назначению;

-по обеспечению беспрепятственного доступа в защитных сооружениях гражданской обороны и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Так, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Пермского края, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.

Доказательств передачи защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного по адресу: <Адрес>, из федеральной собственности в собственность субъекта или муниципальную собственность, либо передачи в установленном порядке в пользование, материалы дела не содержат.

ТУ Росимущества в силу Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае осуществляет полномочия собственника в отношении спорного защитного сооружения гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <Адрес>, с инвентарными номерами , включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Чусовского городского округа, числятся в собственности Российской Федерации.

Факт нахождения спорного защитного сооружения в федеральной собственности Управлением не опровергнут.

При разрешении спора суд исходит из того, что любые действия в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <Адрес>, с инвентарными номерами , , могут быть инициированы исключительно собственником объекта.

Именно на ТУ Росимущества в Пермском крае возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

При разрешении заявленных исковых требований о возложении обязанности на ответчика привести защитные сооружения гражданской обороны с инвентарными номерами , по адресу: <Адрес>, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, юридически значимыми обстоятельствами являются установление наличия факта существования в настоящее время объектов гражданской обороны, а также установление возможности восстановления и использования по целевому назначению защитного сооружения гражданской обороны.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией проверены на наличие и произведена оценка готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных по адресу: <Адрес>, с инвентарными номерами , . Составлен акт инвентаризации, которым установлено, что убежища приняты в эксплуатацию в 1952 году, в настоящее время не используются. Лестничные проходы, полы, стены и потолки находятся в неудовлетворительном состоянии. Отсутствуют: система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, аварийные шахты выходов и защитные оголовки, санитарные узлы и ёмкости для воды, фильтровентиляционное оборудование, противозврывные устройства и расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросов. Система энергосбережения имеет частичное освещение. Входные двери и их защищенность не соответствует требованиям. Обвалование сооружений не нарушено. Защитные сооружения гражданской обороны не готовы к приему укрываемых. По результатам обследования сделаны выводы, защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано для защиты укрываемых. Предложено данное сооружение снять с учета защитных сооружений гражданской обороны.

Истцом доказательств, опровергающих акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ инвентаризации оценки содержания и использования защитных сооружений – убежищ по адресу: <Адрес>, инвентарные номера , , и подтверждающих техническую возможность восстановления убежищ, не представлено. Ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы не заявлено.

Актами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ инвентаризации оценки содержания и использования защитных сооружений – убежищ по адресу: <Адрес>, инвентарные номера , установлено, что строительные конструкции и инженерные системы защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по вышеуказанному адресу на момент обследования не выполняют своих функций, дальнейшее использование сооружений невозможно.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе акты инвентаризации оценки содержания и использования защитных сооружений – убежищ по адресу: <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в отдельности и их взаимной совокупности в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что удовлетворение требований истца в настоящее время не приведет к восстановлению нарушенного права в связи с невозможностью исполнения судебного акта, а также к достижению заявленной истцом цели – восстановлению помещений защитных сооружений в соответствии с их функциональным назначением.

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу ч. 1 ст. 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (п. 11).

Таким образом, решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства о целесообразности восстановления и необходимости использования защитных сооружений гражданской обороны; соответствующее заключение специалиста не представлено, ходатайство о назначении и проведении судебной экспертизы не заявлено. Суд самостоятельно к таким выводам прийти не может, поскольку не является специалистом в области строительства.

Суд принимает решение по имеющимся в деле доказательствам.

Кроме того истец обратился в суд с требованиями о возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 № 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, при этом не указал какие конкретно работы ответчик должен выполнить, какой объем работ необходим для приведения защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с вышеназванными положениями, кем эти работы должны быть выполнены, за чей счет они должны быть проведены.

Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается техническая невозможность восстановления защитных сооружений гражданской обороны – убежищ по адресу: <Адрес>, инвентарные номера, , учитывая, что истцом не представлено доказательств обратному, оснований для возложения на Территориальное управление Росимущества в Пермском крае обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны с инвентарными номерами , по адресу: <Адрес> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Чусовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны инвентарным , расположенные по адресу: <Адрес> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 № 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, оставить без удовлетворения

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2023

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-2769/2023

Ленинского районного суда г. Перми