ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/13 от 12.02.2013 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 2-276/13

г. Наро-Фоминск 12.02.2013

Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Минаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прониной ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о постановке на учет для получения земельного участка

установил:

Пронина ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее – Администрация района), Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее – Комитет), и, уточнив иск, просит признать незаконным отказ Комитета в постановке ее многодетной семьи на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязать ответчиков поставить её многодетную семью на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства с ДД.ММ.ГГГГ.

Пронина Е.В. в судебное заседание явилась, просит удовлетворить исковые требования. Свои требования основывает на том, что ее семья является многодетной. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района с заявлением о постановке ее многодетной семьи на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Комитет отказал в постановке на учет на том основании, что члены ее многодетной семьи проживают по разным адресам.

Ответчики в судебное заседание не явились, просят отказать в удовлетворении исковых требований, представили письменные возражения на иск. Свои возражения основывают на том, что отказ в постановке многодетной семьи Прониной Е.В. на учет для получения земельного участка является обоснованным, поскольку члены ее семьи проживают не совместно, а по разным адресам.

Третье лицо Пронин ФИО3 в судебном заседании просит удовлетворить исковые требования, считает отказ в постановке их многодетной семьи на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства на том основании, что члены многодетной семьи проживают по разным адресам, необоснованным.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования истца подлежащими удовлетворению.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о заключении брака, выданному Администрацией Петровского с/о Наро-Фоминского района Московской области ДД.ММ.ГГГГ, между Прониным Д.С. и Степановой Е.В. заключен брак.

Семья Прониных является многодетной. Пронин Д.С. и Пронина Е.В. являются родителями Прониной ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., Прониной ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., Пронина ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Пронина ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельствами о рождении.

Пронина Е.В. вместе с детьми зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Пронин Д.С. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из домовой книги, выданными ОАО «УК ЖКХ Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ. Из объяснений Прониной Е.В и Пронина Д.С. следует, что они проживают совместно с детьми по месту регистрации жены.

ДД.ММ.ГГГГ Пронина Е.В. обратилась с заявлением в Администрацию района по вопросу предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье. Комитет по поручению Администрации рассмотрел заявление и ДД.ММ.ГГГГ дал отказ на том основании, что члены ее семьи проживают по разным адресам, право на предоставление земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства имеют родители, с которыми совместно проживают трое и более детей, совместное проживание должно подтверждаться регистрацией членов многодетной семьи по одному месту жительства. Отказ не содержит разъяснений о том, какие документы могут быть представлены заявителем для подтверждения совместного проживания. Иных оснований для отказа в постановке на учет в отказе не указано.

В соответствии с пунктами 1.2 Положения о порядке учета многодетных семей Наро-Фоминского муниципального района для получения земельного участка в собственность бесплатно, утвержденного Постановлением Администрации Наро-Фоминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положения), учет граждан – членов многодетной семьи, обратившихся в Администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка осуществляется Комитетом, о по документам, поступившим из Администрации района. В случае отсутствия у многодетной семьи оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, либо предоставления недостоверных сведений Комитет подготавливает заявителю письменный мотивированный отказ (п. 2.11 Положения). Основанием для включения многодетной семьи в регистр многодетных семей Наро-Фоминского муниципального района, претендующих на предоставление в собственность бесплатно земельных участков является постановление Администрации района о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления в собственность земельного участка (п. 3.3 Положения).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Статья 3 Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» содержит исчерпывающий перечень условий бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков. К таким условиям относятся:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, зарегистрирован(ы) по месту жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи зарегистрированы по месту жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области.

Указанные условия не подлежат расширительному толкованию. В силу подпунктов 2 и 3 указанной статьи регистрация по месту жительства родителей и детей не связана с понятием совместного проживания, а относится к сроку регистрации и территории регистрации.

При даче отказа Прониной Е.В. Комитет заменил понятие совместного проживания понятием регистрации по месту жительства, ограничив его подтверждение представлением заявителем выписок из домовых книг.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5241-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993 № 5241-1) местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает проживание гражданина по иному месту жительства в отсутствие документов, исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5241-1 содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1,2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5241-1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение прав граждан по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, является недопустимым, поскольку в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предусмотренных законом оснований для отказа в постановке многодетной семьи Прониной Е.В. на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства не усматривается.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Прониной Е.В. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащее выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, расходы по подготовке иска. Истец понес судебные расходы по оплате госпошлины за подачу иска в суд.

В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Прониной ФИО8 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о постановке на учет для получения земельного участка.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области поставить многодетную семью Прониной ФИО9 на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области поставить многодетную семью Прониной ФИО10 на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в пользу Подгорной ФИО11 судебные расходы по оплате госпошлины за подачу иска в суд по <данные изъяты> руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Козленкова