ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/18 от 14.12.2018 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-276/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Вилюйск

14 декабря 2018 года

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Тихонова Е.Д.,

при секретаре Николаевой С.С.,

с участием заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Вилюйского района Республики Саха (Якутия) к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об электроэнергии,

установил:

Заместитель прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Якутскэнерго», просит обязать ответчика в 2019-2021 годы произвести ремонт и (или) новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов электроэнергетики в зоне действия линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>».

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Вилюйского района проведена проверка исполнения ПАО «Якутскэнерго» федерального законодательства в сфере электроэнергетики, по результатам которой установлено, что ответчиком не обеспечен ремонт и (или) новое строительство, реконструкция, или техническое перевооружение объектов электроэнергетики в целях обеспечения бесперебойного и надежного электроснабжения потребителей. На территории <*****> за истекший период 2018 года зафиксировано 29 фактов аварийных отключений электроснабжения, по каждому из которых проводились проверки на предмет соблюдения ПАО «Якутскэнерго» требований федерального законодательства в сфере электроэнергетики, при наличии оснований принимались меры прокурорского реагирования. Основными причинами аварийных отключений электроснабжения явились падение опор (6 случаев), захлест, обрыв проводов (6 случаев), а также пробой проходных изоляторов (5 случаев). По результатам надзорной деятельности установлено, что на линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>» расположено 246 опор 1970-х годов ввода в эксплуатацию, 122 опоры 1980-1990-х годов. При этом в ходе внепланового осмотра состояния опор линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>» от ДД.ММ.ГГГГ выявлено 383 опоры, находящихся в ненадлежащем состоянии, из них 223 опор, находящихся в ненадлежащем состоянии в виду устаревания, загнивания, 173 опоры, на которых расположены стеклянные изоляторы с признаками повреждения. На линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>» за истекший период 2018 года зафиксировано 5 технологических нарушений электроснабжения, в т.ч. в виду истечения сроков службы опор линии. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ПАО «Якутскэнерго» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованиями внести в план проведения ремонтных работ на текущий год опоры и линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>», предусмотреть денежные средства на замену фарфоровых изоляторов опор указанной линий электропередач на полимерные, организовать осмотр линий электропередач на предмет наличия механических повреждений изоляторов. Анализ причин и условий аварийных отключений электроснабжения свидетельствует о непринятии ПАО «Якутскэнерго» комплекса необходимых мер, направленных на устранение допущенных нарушений. Таким образом, с начала текущего года, несмотря на требования прокуратуры устранить допущенные нарушения закона, со стороны ПАО «Якутскэнерго» необходимые мероприятия по замене устаревших опор линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>», а также по замене фарфоровых, стеклянных изоляторов ВЛ на полимерные не проводятся.

В судебном заседании заместитель прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку ПАО «Якутскэнерго» фактически производится работа по устранению нарушений, в т.ч. замена опор, очистка просеки от зарослей. Невозможно устранить нарушения в кратчайшие сроки ввиду отсутствия средств, которые выделяются с учетом состояния электросетей в других районах республики.

Согласно предоставленному отзыву на исковое заявление, представитель ответчика ФИО3 также не согласен с исковыми требованиями, где указал, что ПАО «Якутскэнерго» проводит систематическую и постоянную работу по обеспечению бесперебойного и надежного электроснабжения потребителей. Так, в 2017 году были проведены ремонты объектов электроэнергетики на сумму 289 264 000 руб., было отремонтировано 394,2 км воздушных линий электропередачи. По итогам 9 месяцев 2018 года был произведен ремонт 333,9 км воздушных линий электропередачи на общую сумму 289 049 000 руб. В рамках инвестиционной программы ПАО «Якутскэнерго» в 2017 году было истрачено на реконструкцию и техническое перевооружение объектов электроэнергетики ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» 157 754 600 руб. За 9 месяцев текущего года на эти цели было выполнено работ на сумму 102 673 500 руб. За 2018 год по ВЛ-35 кВ «<*****>» выполнены следующие виды работ: замена АП-образных опор - 4 шт., Замена П-образных опор - 24 шт., замена приставок на П-образных опор - 150 шт., замена деревянных траверс на композитные - 4 шт., расчистка трассы вручную - 2 га, расчистка трассы механизированным способом - 15 га, монтаж провода AС - 70 между опорами №*****АП - №*****АП -18 км (54 пр/км), при монтаже провода установлены полимерные изоляторы на 163 опоры и на 122 опоры стеклянные изоляторы. Участок от опоры №*****АПУ до ПС 35/10 кВ «<*****>» проходит по опорам типа «ласточкин хвост» в количестве 24 опор, из них на 12 опор провода подвешены на фарфоровые изоляторы. Также проведен техническое обслуживание, т.е. плановый осмотр, замер загнивания опор, нумерация опор. Ремонтная программа ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» финансируется из одного источника - тарифа на электроэнергию, которую утверждает РЭК Республики Саха (Якутия). Других источников выполнения ремонтной программы нет. Сети ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» имеют износ 40-80%, и выполнение разово всех ремонтов в соответствии с требованиями НТД приведет к увеличению тарифа в несколько раз, и т.к. РЭК Республики Саха (Якутия) не утверждает экономически обоснованный тариф, то и выполнить все ремонты в полном объеме ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» не имеет возможности. Следовательно, если данные линии внести в ремонтную программу на 2019 год, то из нее будут исключены другие объекты, для которых ремонт более необходим. Это в дальнейшем приведет к аварийным отключениям и к новым замечаниям прокуратуры. В настоящее время ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» принимает все необходимые меры по предотвращению подобных случаев в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года № 229. Организовывается надлежащее выполнение работ по поддержанию работоспособности воздушных линий. Также после возникновения аварийных ситуаций с повреждением оборудования незамедлительно проводится как осмотр отключенного оборудования, так и ремонт, дополнительно разрабатываются мероприятия при выявлении дефектов. Заменить все опоры или иные части объекта электроэнергетики целиком не представляется возможным в связи с отсутствием такого объема средств в ПАО «Якутскэнерго». Существует многолетняя программа ремонтов оборудования, формирующаяся исходя из прибыли предприятия за предоставленные услуги. Любая задержка оплаты со стороны потребителя ведет к сокращению ремонтной программы, что негативно сказывается на состоянии оборудования сетей. Требование о необходимости замены ранее установленных фарфоровых изоляторов или на запрет их использования в законодательстве РФ отсутствует. Замена изоляторов периодически производится на новые из стекла либо полимера. При производстве осмотров линий внимание уделяется всем элементам ВЛ, состояние просеки, опор, провода, изоляции, заземления и др.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вилюйского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере энергоснабжения.

Проведенной проверкой установлены многочисленные факты технологических нарушений объектов ПАО «Якутскэнерго» за период с 05 по ДД.ММ.ГГГГ на территории <*****> Республики Саха (Якутия) в виду ненадлежащего технического состояния линий электропередач.

Так, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 57 мин. произошло аварийное отключение электроэнергии на линии ВЛ-10 «<*****>» <*****> Республики Саха (Якутия). Причиной аварийного отключения явилось падение опоры №***** вышеуказанной линии вследствие выпучивания грунта под приставкой. Восстановление электроэнергии завершено к 20 час. 46 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 05 мин. произошло аварийное отключение электроэнергии на линии ВЛ-10 «<*****>» <*****> Республики Саха (Якутия). Причиной аварийного отключения явилось падение опоры №***** вышеуказанной линии вследствие загнивания опоры. Восстановление электроэнергии завершено к 19 час. 40 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в 02 час. 47 мин. произошло аварийное отключение электроэнергии на линии ВЛ-35 «<*****>» <*****> Республики Саха (Якутия). Причиной аварийного отключения явилось повреждение разрядника РВС-35 ф. «В» на ПС «<*****>». Восстановление электроэнергии завершено к 07 час. 41 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 24 мин. произошло аварийное отключение электроэнергии на линии ВЛ-35 «<*****>» <*****> Республики Саха (Якутия). Причиной аварийного отключения явился пробой изолятора ф. «В» на опоре №***** вышеуказанной линии. Восстановление электроэнергии завершено к 20 час. 06 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с вышеуказанными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ПАО «Якутскэнерго» ФИО4 прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере энергоснабжения, а именно внести в план проведения ремонтных работ на текущий год опоры и линии электропередач, на которых зафиксированы аварийные отключения электроэнергии, предусмотреть денежные средства на замену фарфоровых изоляторов опор линий электропередач на стеклянные либо полимерные, организовать осмотр линий электропередач на предмет наличия механических повреждений изоляторов.

Из ответа и.о. директора ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры следует, что по результатам служебного расследования установлено, что персоналом Вилюйской РЭС несвоевременно выявляются и устраняются повреждения на электрооборудованиях. Допущены нарушения внутренних регламентов Общества, а также не обеспечен надлежащий контроль за организацией работ и качественным оформлением обходов и осмотров ВЛ. С целью недопущения подобных случаев в дальнейшем и за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, приказом по ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» №***** от ДД.ММ.ГГГГ виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В настоящее время в ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» приняты все необходимые меры по предотвращению подобных случаев в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года № 229.

Согласно объяснениям главного инженера ВРЭС ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ линия электропередач ВЛ-35кВ «<*****>» введена в эксплуатацию в 1971-1977 годах. Длина линии составляет 81,74 км, всего расположено 482 опоры, из них 246 деревянных опор 1971-1977 годов ввода в эксплуатацию. Ежегодно проводятся плановые и внеплановые обходы ВЛ, по необходимости при выявленных замечаниях путем обходов (осмотров) проводятся ремонтные работы, принимаются меры, последний замер загнивания опор проводился в июле 2018 года. За истекший период 2018 года произведена замена 26 опор в указанной ВЛ, из них 24 П-образных опор (№№*****), АП-образных опор - 2 (№№*****, 196). Сведения, указанные в листке осмотра состояния опор линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлено 383 опоры, находящихся в ненадлежащем состоянии, из них 223 опоры с признаками устаревания, загнивания основной конструкции и элементов опор, в т.ч. траверс, являются достоверными. При этом максимальный срок эксплуатации деревянных опор составляет 25 лет. В настоящее время объективные данные технического состояния линии электропередач (опор, изоляторов и др.) указывают на необходимость их полной замены. Таким образом, 246 деревянных опор ВЛ-35 кВ «<*****>» 1971-1977 годов ввода в эксплуатацию нуждаются в замене на новые опоры. Замена частей данных опор, их укрепление не принесет должного результата, как при полной замене опор на новые, однако займет меньше времени. Проведение работ по замене всех вышеуказанных опор линии необходимо учесть в перспективном плане ремонтных работ ориентировочно составит 3 года. Кроме того, необходимо заменить старые фарфоровые, стеклянные изоляторы на полимерные, лучшего качества. С учетом анализа причин и условий возникновения аварийных отключений можно сделать вывод о том, что необходимость включения в перспективный план проведения ремонтных работ по замене фарфоровых, стеклянных изоляторов на полимерные имеется.

Согласно плановому осмотру линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>» в период с 22 по ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие неисправности (дефекты):

- отсутствие на опорах порядковых номеров и года установки (№№*****, 123, 179-381);

- отклонение опоры поперек оси ВЛ сверх допустимых норм (выход из створа) при длине пролета до 200 м вкл., при длине пролета св. 200 м;

- отклонение опоры вдоль оси ВЛ от проектного;

- разворот траверсы относительно линии, перпендикулярной оси ВЛ (для угловой опоры относительно ВЛ, перпендикулярной к биссектрисе угла поворота трассы) для одностоечных опор (№№*****, 211, 145, 194, 191, 237/42);

- неудовлетворительная трамбовка грунта при установке опор (№№*****,117, 230, 222, 211, 63);

- оседание или вспучивание грунта вокруг фундамента, оседание или выдавливание самого фундамента (№№*****, 44, 38, 30, 26, 25, 24, 23,66, 75, 77, 85, 90, 91, 95,100, 104, 110, 112, 113, 114, 128, 123, 121, 197, 237/45, 237/44, 237/43, 237/41, 237/33, 237/27, 270, 263, 254, 252, 245, 243, 306, 330, 150, 184, 183, 177);

- наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов (103, 104, 129, 127, 124, 57, 56, 55, 53, 51, 50, 47, 46, 42, 41, 38, 37, 32, 31, 29, 26, 24, 23, 22, 20, 19, 18, 17, 16, 13, 15, 12, 3, 60, 62, 66, 70, 74, 77, 78, 79, 82, 86, 232, 230, 218, 214, 212, 203, 237/13, 276, 271,270, 266, 263, 148, 149, 154, 167, 169, 182, 180, 179, 177, 174, 171, 169);

- загнивание деталей опор (допустимые значения диаметров деталей деревянных опор и результаты замеров заполняются в «Ведомости (журнале) измерений загнивания деталей деревянных опор»);

- несоответствие допустимых расстояний от проводов (тросов) ВЛ до поверхности земли, сооружений, дорог, рек, наименьших расстояний приближения ВЛ к различным объектам и сооружениям, а также между проводами и грозозащитными тросами пересекающихся ВЛ (допустимые значения и результаты замеров заполняются в «Ведомости измерений габаритов и стрел провеса провода (троса)». 237/41-237/42);

- несоответствие фактической стрелы провеса провода или троса (допустимые значения и результаты замеров заполняются в «Ведомости измерений габаритов и стрел провеса провода (троса)». 6-8, 351-352, 374-375, 380-381, 104-105, 111-112);

- стеклянные изоляторы должны браковаться и подлежать замене: при разрушении стекла; появлении на поверхности стекла волосяных трещин; стойком загрязнении поверхности стекла (результаты проверки заполняются в «Ведомости проверки линейной изоляции». 130/15, 237/45, 237/41, 237/36, 237/35, 282, 272);

- наличие на краю просеки отдельных деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ или разрастанием в сторону ВЛ на недопустимые расстояния (№№*****, 112, 129, 128, 127, 126, 125, 124, 123, 122, 121, 120, 119, 133, 43, 40, 149, 153, 154, 161, 162, 173, 172, 171, 169, 265);

- недостаточная ширина просеки по трассе ВЛ (129, 128, 127, 126, 124, 123, 122, 120, 148, 149, 150, 152, 154, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 186);

- наличие под проводами деревьев и кустарников высотой 4 м и более (265, 258, 254, 252, 249, 250, 248, 285, 291, 315, 351, 107, 112, 114, 118, 119, 127, 122, 130/13, 130/9, 130/2, 130/1, 130/1а, 55, 53, 53-46, 29, 28, 23-29, 22-16, 14, 13, 72, 73, 96, 97, 148, 151, 187);

- наличие растительности на земле, отведенной под опору (63, 64, 65, 67, 81, 237, 220, 213, 206, 204, 201, 237/38, 237/37, 100, 130);

- наличие заболоченной зоны по трассе ВЛ (153, 219, 215, 203, 202, 237/43, 237/33, 237/32, 237/27, 237/18, 270, 254, 252, 245, 312, 313, 314, 339, 113, 116, 121);

- трещина на стойке длиной 3-4 м, шириной 2-3 см (129, 128, 127, 125, 124, 123, 120, 119, 51, 79, 81, 235, 234, 233, 227, 226, 218, 212, 211, 192, 189, 237/44, 237/4, 279, 268, 267, 262, 252);

- трещина на приставке (46, 68, 69, 84, 88, 148, 124, 123, 122, 120);

- ослаблены болтовые соединения (59, 61, 62, 63, 67, 70, 71, 75, 77, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 95, 96, 97, 98, 237/28, 237/45а, 103, 104, 105, 106, 111, 115, 116, 117, 118, 125, 142).

В силу ч.ч.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с требованиями ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <*****> от ДД.ММ.ГГГГ собственником воздушной линии 35 кВ «<*****>» является ПАО «Якутскэнерго».

В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу п.1 ст.6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в т.ч. обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

В соответствии с п.5.7.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года № 229 (далее - Правила) при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

В силу п.5.7.5 Правил при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.

В соответствии с п.п.5.7.10, 5.7.17, 5.7.18 Правил на участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости выполняться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.

В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и местах их массовых гнездований на конструкциях опор ВЛ должны устанавливаться специальные устройства, исключающие возможность перекрытий, а также применяться устройства, отпугивающие птиц и не угрожающие их жизни.

Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ.

Капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами - не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами - не реже 1 раза в 6 лет.

При таких обстоятельствах суд располагает достаточными доказательствами, свидетельствующими о наличии несоответствия участка линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>» законодательству об электроэнергии. В связи с чем исковые требования прокуратуры Вилюйского района Республики Саха (Якутия) к ПАО «Якутскэнерго» подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере, установленном п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ - 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокуратуры Вилюйского района Республики Саха (Якутия) к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об электроэнергии - удовлетворить.

Обязать публичное акционерное общество «Якутскэнерго» в 2019-2021 годы произвести ремонт и (или) новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов электроэнергетики в зоне действия линии электропередач ВЛ-35 кВ «<*****>».

Взыскать с публичного акционерного общества «Якутскэнерго» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий судья Е.Д. Тихонов