ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/18 от 19.04.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2-276/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2018 года Корсаковский городской суд

Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи Шевченко Р.В.

при секретаре Никитченко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Корсаковского городского округа к ФИО1 и ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением, прекращении права собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

27 февраля 2018 года Комитет по управлению имуществом Администрации Корсаковского городского округа (далее – КУИ) обратилось в Корсаковский городской суд с иском к ФИО2 и ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с момента предоставления Администрацией Корсаковского городского округа иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, прекращении права собственности ФИО2 на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, после фактического предоставления иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, и о признании права собственности муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области на указанные жилое земельный участок и расположенный на нем жилой дом после фактического предоставления иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи от 17.09.1996 года. Указанный жилой дом, согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания от 12.08.2014 года , признано непригодным для проживания. 04.05.2017 года Корсаковский городской прокурор обратился в интересах ФИО1 и ФИО2 в суд с иском к Администрации Корсаковского городского округа (далее – администрация КГО) о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди взамен непригодного для проживания. Решением Корсаковского городского суда от 20.09.2017 года данные исковые требования Корсаковского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 и ФИО2 удовлетворены. Принимая во внимание, что ответчик является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, обращение прокурора в интересах ФИО1 и ФИО2 в суд с иском к Администрации КГО о предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, может рассматриваться как согласие собственника на предоставление ему пригодного жилья взамен изымаемого непригодного для проживания жилого помещения, руководствуясь статьями 32, 57 Жилищного кодекса РФ, КУИ обратилось с настоящим иском.

Ответчик ФИО1, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеются сведения, не явился.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Представитель истца КУИ - А., действующая на основании доверенности от 05.02.2018 года №06 (л.д.6), в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО2 с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что действительно по решению Корсаковского городского суда администрация КГО обязана предоставить ей и члену её семьи жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания дома. Она согласна, что после предоставления ей жилого помещения за ней должно быть прекращено права собственности на жилой <адрес>, и она обязана передать его в собственность администрации КГО. Однако, она не согласна с тем, что по этим основаниям она прекращает право собственности на земельный участок под домом, так как решение по земельному участку судом не принималось, а администрация КГО с требованием об изъятии земельного участка к ней не обращалась, просит в этой части отказать.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Из пунктов 1 и 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ следует, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 288 Гражданского кодекса РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Статьей 304 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пункта 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с жилым домом, расположенными по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости от 17.09.1996 года.

Кадастровой выпиской о земельном участке, составленной 21 февраля 2018 года, подтверждается, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.18-21).

Решением Корсаковского городского суда от 20 сентября 2017 года исковые требования Корсаковского городского прокурора удовлетворены, на администрацию КГО возложена обязанность предоставить ФИО2 и ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в границах города Корсакова Сахалинской области, по договору социального найма, общей площадью не менее 90,5 кв.м (л.д.7-11).

Указанное решение суда вступило в законную силу 21 ноября 2017 года, на основании апелляционного определения Сахалинского областного суда.

Согласно выписки из домовой книги в <адрес>, зарегистрированы: ФИО2 и ФИО1

Постановлением администрации КГО от 19.04.2016 года , ФИО2 и ФИО1 признаны малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Корсакове (л.д.14-15).

Согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания от 12.08.2014 года , <адрес>, признано непригодным для проживания.

На основании изложенного, судом установлено, что ответчики из спорного жилого помещения на другое место жительство не выезжали, фактически пользуются им на праве собственности, проживают в нем, и сохраняют регистрацию, взамен спорного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, ответчикам иное пригодное для проживания жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, и материалы дела таких доказательств не содержат.

Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований КУИ о признании ФИО2 и ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с момента предоставления администрацией КГО иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, так как администрацией КГО жилое помещение на основании решения Корсаковского городского суда, ответчикам не предоставлено, они продолжают пользоваться спорным жилым помещением, в связи с чем, ответчики не утратили права пользования спорным жилым домом.

Истцом заявлены требования о прекращении права собственности ФИО2 и ФИО1 на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, после фактического предоставления иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, и о признании права собственности муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области на указанные земельный участок и расположенный на нем жилой дом после фактического предоставления иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

Согласно пункта 2 статьи 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Из статьи 36 Конституции РФ следует, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статьей 44 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, частью 2 указанной статьи предусмотрен перечень оснований принудительного изъятия у собственника имущества.

Аналогичные основания для прекращения права собственности на земельный участок предусмотрены ст.44,49-54 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, действующее гражданское и земельное законодательство предусматривают исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок и расширительному толкованию не подлежит.

В силу пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно, в том числе, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Основания для изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перечислены в статьей 49 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса РФ, отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Согласно пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Пунктами 1, 2 и 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ определено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктами 6, 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с пунктом 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

По смыслу пункта 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что во исполнение решения Корсаковского городского суда от 20 сентября 2017 года, ответчикам ФИО2 и ФИО1 администрацией КГО не предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в границах города Корсакова Сахалинской области, по договору социального найма, общей площадью не менее 90,5 кв.м.

Принимая во внимание, что ФИО2 является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, обращение в суд с иском к администрации КГО о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания, может рассматриваться как согласие собственника на предоставление ей пригодного жилья взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Следовательно, поскольку на администрацию КГО возложена обязанность предоставить собственнику и члену ее семьи другого пригодного для проживания жилого помещения, собственник должен передать в собственность муниципального образования «Корсаковский городской округ» жилое помещение, непригодное для проживания.

Аналогичные выводы соответствуют правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2016 года №89-КГ16-8.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований КУИ к ФИО2 в части прекращения права собственности на жилое помещение и признании на него права собственности за муниципальным образованием «Корсаковский городской округ» после фактического предоставления ей и членам ее семьи, согласно решению суда, иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

Исходя из исследованных судом доказательств, согласно которых администрация КГО не принимала решения об изъятии спорного земельного участка у собственника ФИО2, истцом не приведено предусмотренных земельным и гражданским законодательством оснований для прекращения права собственности ответчика на спорный земельный участок и признании на него права собственности за муниципальным образованием «Корсаковский городской округ», в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и о признании права собственности муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области на указанный земельный участок после фактического предоставления ответчикам иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению имуществом Администрации Корсаковского городского округа к ФИО2 и ФИО1 о признании утратившими права пользования жилым помещением, прекращении права собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, – удовлетворить частично.

Прекратить право собственности ФИО2 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, после фактического предоставления ей иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

Признать право собственности муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, после фактического предоставления ФИО2 иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом Администрации Корсаковского городского округа к ФИО2 и ФИО1 о признании утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., с момента предоставления иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2018 года.

Председательствующий судья Р.В. Шевченко