ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/18 от 22.10.2018 Тугулымского районного суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2018 года.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем российской федерации

р.п. Тугулым 18 октября 2018 года

Тугулымский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Крицкой Н.А.

при секретаре Ибраевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело года по иску Муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе» к ФИО3 ФИО6 о взыскании затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламных конструкций,

УСТАНОВИЛ:

МКУ «Комитет по рекламе» обратилось в суд с иском к ФИО3 ФИО7 о взыскании затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламных конструкций в размере 54 239,67 рублей.

Свои требования, мотивирует тем, что установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории <адрес> осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N9 38-Ф3 «О рекламе», Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пк (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу.

Согласно ч. 21 - 21.3 ст.19 Закона «О рекламе» установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п.7.1 Положения осуществление мероприятий по обеспечению соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и <адрес>, муниципальных правовых актов <адрес>, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории <адрес> осуществляет МКУ «Комитет по рекламе».

МКУ «Комитет по рекламе» в период с февраля 2015 по июль 2016 были выявлены рекламные конструкции, установленные и (или) эксплуатируемые без разрешения на их установку и эксплуатацию по адресам: <адрес><адрес>

Согласно актам о выявлении владельцем рекламных конструкций является индивидуальный предприниматель ФИО2.

В адрес ИП ФИО2 были направлены предписания о демонтаже рекламных конструкций.

Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.

В установленные законодательством сроки, ИП ФИО2 предписания о демонтаже рекламных конструкций не оспорены, рекламные конструкции демонтированы не были.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7.10 Положения при неисполнении владельцем рекламной конструкции предписания о демонтаже в срок, указанный в ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе, МКУ «Комитет по рекламе» направляет информацию о рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения на её установку и эксплуатацию, с приложением копии акта о выявлении, в муниципальное казенное учреждение «Тюменское городское имущественное казначейство» для осуществления работ по демонтажу рекламной конструкции, функциями по демонтажу, хранению и в необходимых случаях уничтожению рекламных конструкций в соответствии с Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк наделено МКУ «ТГИК».

В связи с не осуществлением демонтажа рекламных конструкций ИП ФИО2, информация о рекламных конструкциях, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, для осуществления демонтажа за счет средств местного бюджета, передана в МКУ «ТГИК».

В соответствии с п. 8.1 Положения мероприятия по демонтажу включают в себя: демонтаж рекламной конструкции (в том числе металлических опорных конструкций, несущей рамы, светильников, электрооборудования, узлов крепления и т.п.); демонтаж фундамента рекламной конструкции и восстановление нарушенного благоустройства.

Факт демонтажа рекламных конструкций подтверждается актами о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт демонтажа фундамента (в случае его наличия) рекламной конструкции и восстановление нарушенного благоустройства подтверждается актами о демонтаже фундамента рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и (или) восстановлению благоустройства территории после демонтажа фундамента от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.8.4 Положения МКУ «ТГИК» направляет в адрес МКУ «Комитет по рекламе» информацию о произведенном демонтаже: акт о демонтаже рекламной конструкции с приложением расчетов понесенных финансовых затрат, акт о демонтаже фундамента рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и (или) восстановлению благоустройства территории после демонтажа фундамента.

На основании переданных МКУ «ТГИК» документов МКУ «Комитет по рекламе» рассчитало сумму произведенных затрат на демонтаж, хранение демонтированных рекламных конструкций, отразило эту сумму в своем бухгалтерском учете, по почте заказным письмом с уведомлением МКУ «Комитет по рекламе» направило ФИО2 уведомление о произведенном демонтаже, в котором указывалось место и время хранения демонтированных рекламных конструкций, а также порядок её возврата, с указанием даты истечения срока возврата демонтированной рекламной конструкции.

МКУ «Комитет по рекламе» принимает решение о возврате демонтированной рекламной конструкций в случае наличия соответствующего заявления владельца рекламной конструкции, с приложением документов, подтверждающих возмещение расходов, понесенных в связи с выполнением работ по демонтажу рекламной конструкции и хранением рекламной конструкции, поступившее на счет МКУ «Комитет по рекламе», документов подтверждающих право собственности на демонтированную конструкцию.

В связи с тем, что в адрес МКУ «Комитет по рекламе» не поступило заявления ФИО2 о возврате демонтированных рекламных конструкций, на основании абз.4 п.8.8 Положения, МКУ «ТГИК» произвело уничтожение демонтированных рекламных конструкций.

Акты об уничтожении с приложенными расчетами финансовых затрат МКУ «ТГИК» также были направлены в МКУ «Комитет по рекламе». В соответствии с п.8.9 МКУ «Комитет по рекламе» была рассчитана сумма подлежащая возмещению за уничтожение рекламных конструкций.

В адрес ИП ФИО2 были направлены претензии об оплате суммы задолженности, однако, требования об оплате ИП ФИО2 выполнены не были, в связи с чем, МКУ «Комитет по рекламе» обратилось в Арбитражный суд <адрес> о взыскании суммы задолженности.

Решениями Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в исковых требованиях МКУ «Комитет по рекламе» к ИП ФИО2 было отказано, в связи с тем, что требования были предъявлены к ненадлежащему ответчику.

В рамках вышеуказанных судебных дел был установлен факт передачи спорных рекламных конструкций по договору купли-продажи рекламных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 гражданину ФИО3 ФИО8.

МКУ «Комитет по рекламе» была направлена претензия о взыскании суммы затрат за демонтаж, хранение и уничтожение рекламных конструкций в адрес ФИО1 в сумме 54 239,67 рублей.

Расчет затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением, уничтожением рекламной конструкции производился в следующем порядке: затраты на демонтаж (руб.) + (затраты на хранение 1 рекламной конструкции в сутки (руб.) х на количество дней) + затраты на уничтожение (руб.) + затраты за демонтаж фундамента и восстановление нарушенного благоустройства (при наличии).

По акту о демонтаже ,11 руб. + (2,52 руб. х 92) + 429,70 руб. + 1 343,38 руб. = 14 381,03,25 руб.

По акту о демонтаже ,82 руб. + (2,52 руб. х 92) + 429,70 руб. = 8 402,36 руб.

По акту о демонтаже ,37 руб. + (2,52 руб. х 92) + 366,30 руб. + 9 201,00 = 22 059,51 руб.

По акту о демонтаже ,43 руб. + (2,62 руб. х 92) + 366,30 руб. = 9 396,77,14 руб.

До настоящего времени оплата суммы затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламных конструкций, ФИО3 в добровольном порядке не осуществлена.

Представитель истца МКУ «Комитет по рекламе» ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, согласна на вынесение решения в порядке заочного производства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167, ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

При этом суд принимает во внимание, что не явка в суд лиц участвующих в деле не должна нарушать права истца, поскольку во взаимосвязи положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Кроме того, суд учитывает, что истец и ответчик в силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон. Названным конституционным нормам корреспондируют положения ст.ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые гарантируют равенство всех перед законом и судом, право каждого на справедливое разбирательство спора о гражданских правах и обязанностях независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Эти положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Осуществляя гражданское судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон, суд обязан создать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс их процессуальных прав и обязанностей.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Согласно ч. 9 ст. 19 названного Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В силу ч. 10 ст. 19 названного Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе).

В соответствии с ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

На основании ч. 21.3 ст. 19 названного Закона по требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О наделении функцией муниципального казенного учреждения «Тюменское городское имущественное казначейство» статьи 58 Устава <адрес> муниципальное казенное учреждение «Тюменское городское имущественное казначейство» наделено функцией по демонтажу, хранению или в необходимых случаях уничтожению рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без соответствующего разрешения (в ред. распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк).

Судом установлено, что МКУ «Комитет по рекламе» в период с февраля 2015 по июль 2016 были выявлены рекламные конструкции, установленные и (или) эксплуатируемые без разрешения на их установку и эксплуатацию по адресам: <адрес><адрес> что подтверждается актами о выявлении рекламных конструкций (л.д. 12-13, 27-28, 56-57).

Как указано МКУ «Комитет по рекламе» данные рекламные конструкции размещены самовольно в нарушении требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция установлена и (или) эксплуатируется без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия, которого не истек. Владельцем рекламных конструкций является ФИО3

В период с августа 2016 по декабрь 2017 года МКУ «ТГИК» осуществило демонтаж рекламных конструкций, что подтверждается актами о демонтаже от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-32), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-46), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-50), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-61).

В последующем рекламные конструкции МКУ «ТГИК» были уничтожены по истечении срока хранения демонтированной рекламной конструкции, что подтверждается актами об уничтожении (л.д.25, 39, 54, 66).

В адрес ФИО3 ФИО9 была направлена претензия о взыскании суммы затрат за демонтаж, хранение и уничтожение рекламных конструкций в сумме 54 239,67 рублей (л.д.68-69).

Факт несения расходов подтверждается муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-127).

Судом установлен и ответчиком не оспорен факт принадлежности ему демонтированных рекламных конструкций.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков в порядке ст.ст. 15, в связи с чем исковые требования Муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе» к ФИО3 ФИО10 о взыскании затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламных конструкций в размере 54 239 рублей 67 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, поскольку истец в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска, суд на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ приходит к выводу о взыскании с ответчика, не освобожденного от уплаты такой пошлины в местный бюджет государственной пошлины в сумме 1 827 рублей 19 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе» к ФИО3 ФИО11 о взыскании затрат, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламных конструкций – удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 ФИО12 в пользу Муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе» затраты, понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламных конструкций в размере 54 239 рублей 67 копеек.

Взыскать с ФИО3 ФИО13 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 827 рублей 19 копеек.

Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения подать в суд, принявший решение, заявление об отмене заочного решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Тугулымский районный суд.

Председательствующий судья Н.А. Крицкая