ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/2014 от 07.07.2014 Туруханского районного суда (Красноярский край)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 07 июля 2014 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Кондратенко Т.В., с участием:

 Б

 представителя органа, чье бездействие оспаривается – С от ДД.ММ.ГГГГ М,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению Б об оспаривании бездействия администрации С по неисполнению полномочий в части сбора и вывоза бытовых отходов,

 У С Т А Н О В И Л:

 Б в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия С. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении Б проверки исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности С на территории муниципального образования Туруханский сельсовет была обнаружена несанкционированная свалка, расположенная в береговой зоне напротив р.Нижняя Тунгуска по направлению на северо-восток, размерами примерно 5х20 метров. Размещение отходов на этой свалке осуществляется непосредственно в грунт в стихийном порядке, полигоном бытовых отходов этот участок местности не является, разрешительные документы на складирование и утилизацию отходов отсутствуют.

 Поскольку в обязанности органов местного самоуправления поселения входит организация по сбору, вывозу бытовых отходов, что предусмотрено положениями статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые С не выполняются, то тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в с.Туруханск, на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия. В этой связи Б просит, признав незаконным бездействие С, обязать этот орган ликвидировать выявленную проверкой несанкционированную свалку бытовых отходов.

 В судебном заседании Б. требования заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, настаивая на рассмотрении заявления именно к С

 Представитель С района по доверенности М в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный закон №136-ФЗ, внесший изменения в федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которых полномочиями по сбору и вывозу бытовых отходов наделены теперь органы местного самоуправления муниципального района. В этой связи считает, что надлежащим ответчиком по делу должна выступать <данные изъяты> как орган исполнительной власти муниципального образования Туруханский район.

 Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

 Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

 По смыслу статей 2, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

 Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В силу положений статей 51-52 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.

 В судебном заседании установлено, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ Б проверки на территории с.Туруханск была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, расположенная на земельном участке напротив р.Нижняя Тунгуска в береговой зоне по направлению на северо-восток, координаты №65°47,593? Е087°59,312? размерами 5х20 метров.

 Место нахождения свалки, её размер представителем С не оспариваются.

 Доказательств, подтверждающих размещение бытовых отходов в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, С суду не представлено, что даёт суду основание сделать вывод о несанкционированном размещении отходов на рассматриваемом участке местности.

 Принимая во внимание, что С не представлено доказательств ликвидации этой свалки, суд считает необходимым принять решение о возложении на С обязанности не по ликвидации свалки, как заявлено Б, а обязанности по организации ликвидации этой свалки, поскольку в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

 Доводы представителя С о том, что в связи с внесениями в мае 2014 года изменений в Федеральный Закон №131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения не относится организация сбора и вывоза бытовых отходов, суд находит ошибочными.

 В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального Закона №136-ФЗ от 27.05.2014 г.) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

 Изложенное означает, что уставом муниципального образования сельского поселения полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов могут быть отнесены к компетенции сельского поселения. Представителем С не оспаривается, что согласно Устава муниципального образования Туруханский сельсовет на сегодняшний день организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельсовета отнесена к вопросам ведения сельсовета. То обстоятельство, что с учетом вышеуказанной нормы должны быть внесены соответствующие изменения в Устав района и Устав Туруханского сельсовета, не является основанием для безусловного исключения с момента вступления в силу Федерального Закона №136-ФЗ от 27.05.2014 г. полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов из перечня вопросов местного значения поселения, при условии, что указанные полномочия действующей редакцией Устава отнесены к ведению сельских поселений.

 Руководствуясь ст. ст.194 –198, 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования Б удовлетворить.

 Обязать С в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать ликвидацию несанкционированной свалки на территории муниципального образования Туруханский сельсовет, расположенную возле административного здания Туруханской ЦРБ по адресу <адрес> размерами 2х4 метра.

 Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.

 Председательствующий Ю.В.Вениченко