ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/2014 от 21.05.2014 Березовского городского суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-276/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе

 председательствующего судьи Фисуна Д.П.,

 при секретаре Трусовой И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 21 мая 2014 года

 гражданское дело по иску прокурора г. Берёзовского Кемеровской области к Совету народных депутатов Березовского городского округа о признании недействующим п.<данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г. Березовского от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>),

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор г. Берёзовского Кемеровской области обратился в суд с заявленным заявлением, после уточнения которого в судебном заседании просит признать недействующим п.<данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) с момента вступления решения суда в законную силу.

 Требования обоснованы тем, что п. <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах па содержание жилья и коммунальные услуги для населения города на <данные изъяты>» утвержден норматив потребления на <данные изъяты> год, согласно приложению № <данные изъяты>

 холодная вода: в жилых домах квартирного типа - <данные изъяты>чел., в специализированных домах (общежития) - <данные изъяты> л/чел.; горячая вода - <данные изъяты> л/чел, сутки; Канализование - <данные изъяты> л/чел. в сутки; вывоз ТБО без печного отопления - <данные изъяты>. м/чел. в год; отопление для жилых помещений, а также нежилых помещений, не отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома - <данные изъяты> Гкал. на <данные изъяты> кв.м/мес.

 Вышеуказанное решение Березовского городского Совета народных депутатов в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее обязательные правила поведения, адресованное неопределенному кругу лиц и рассчитанное на многократное применение, нарушает права и свободы граждан частично должно быть признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку противоречит действующему законодательству.

 Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 В настоящее время оплата за коммунальные услуги потребителями многоквартирных домов муниципального образования г. Березовского производится на основании нормативов потребления, установленного Решением Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>), однако данный нормативный акт, устанавливает одинаковый для всех потребителей норматив потребления коммунальных услуг, за исключением норматива потребления установленного для холодного водоснабжения в специализированных домах (общежитиях) - <данные изъяты> л на человека, при этом на канализацию установлен единый для всех жилых домов квартирного типа норматив, в том числе и в специализированных домах.

 Уполномоченным органом государственной власти Кемеровской области - Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета с учетом действующего законодательства, не утверждены.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

 Согласно пункту 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

 а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

 д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

 е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

 Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

 Согласно пункту 12 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В пункте 2 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

 При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные Правилами № от ДД.ММ.ГГГГ. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Пунктом 13 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению. Согласно пункту 19 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.

 Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг, основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях установлены Правилами N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с пунктом 23 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.

 Между тем, из Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> применяемого в настоящее время на территории Березовского городского округа невозможно сделать вывод о том, с использованием каких методов рассчитаны используемые в нем нормативы потребления коммунальных услуг.

 Кроме того, согласно пункту 5 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

 Однако в Решении Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) не указан период, который необходимо применять при начислении платы за коммунальные услуги.

 Пунктом 7 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели - в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб.метр на <данные изъяты> человека.

 В то же время, в Решении Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) использована такая единица измерения как литры.

 Прокурор полагает, что Решением Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) были установлены единые, недифференцированные, нормативы потребления на коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление) для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства, без учета положений пунктов 4 и 11 Правил, а именно без учета материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о противоречии Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) специальным положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> то есть нормативный акт органа местного самоуправления противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

 В судебном заседании помощник прокурора Рещикова Т.А. на заявленных требованиях настаивает.

 Представитель Совета народных депутатов Березовского городского округа Плотникова О.В., действующая на основании доверенности заявленные требования не признает. Считает п<данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> законным и обоснованным. В письменных возражениях просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по следующим основаниям:

 Вышеуказанное Решение было принято ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями действующего на тот момент Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>-ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики».

 С ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу редакция статьи 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг перешли от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, с указанного момента органы местного самоуправления Березовского городского округа были не вправе устанавливать или каким-либо образом корректировать нормативы потребления коммунальных услуг.

 Березовским городским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ было принято Решение № «О признании утратившим силу Решения Березовского городского Совета народных депутатов от <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О тарифах на содержание жилья и коммунальных услуг для населения города на 1998 год». Одним из пунктов которого является вступление в силу указанного Решения с момента утверждения нормативов потребления коммунальных услуг уполномоченными органами государственной власти Кемеровской области. Другим пунктом данного Решения Администрации Березовского городского округа было дано поручение - запросить в письменном виде информацию об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг уполномоченными органами государственной власть Кемеровской области.

 Считают, что в настоящий момент отмена п.<данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города на 1998 год», вызовет резонанс в обществе, так как произойдет резкое повышение ОДН, что опять же будет нарушением норм установленных федеральным законодательством. Четверть населения на сегодняшний день не установила индивидуальные приборы учета, таким образом, после отмены нормативов потребления плата за эту часть населения за коммунальные услуги ляжет на плечи добропорядочных граждан, которые оплачивают ЖКУ согласно потребленному объему.

 Представитель Администрации Берёзовского городского округа ФИО1, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Поддерживает доводы ответчика.

 Представитель Администрации Кемеровской области в лице Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности, считает заявленные заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Пределы действия нормативно-правового акта во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия.

 ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона

 от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 237) изменился орган регулирования нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ в действующей редакции размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере жилищно-коммунального и дорожного комплекса в Кемеровской области в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области» является Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области.

 Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг в силу закона перешли от органов местного самоуправления к органу государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области.

 Соответственно с указанного момента органы местного самоуправления Березовского городского округа были не вправе устанавливать или каким-либо образом корректировать нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе, на теплоснабжение.

 Статья 157 ЖК РФ в действующей редакции вступила в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В то же время изменения, предоставляющие право по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, внесены в Правила № постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции, действовавшей в <данные изъяты> г., органам государственной власти субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ т.е. принятые органами местного самоуправления, потому что правила установления нормативов органами государственной власти субъектов Российской Федерации вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

 Вышеуказанное решение было реализовано и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом был издан приказ № «Об особенностях применения в <данные изъяты> годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее -Приказ № <данные изъяты> в соответствии с которым при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежали применению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, Департамент воспользовался своим правом и приказом от ДД.ММ.ГГГГ № оставил в силе нормативы, которые были установлены органами местного самоуправления, действовавшие на ДД.ММ.ГГГГ.

 На основании вышеизложенного департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области были приняты все зависящие от него меры по обеспечению требований действующего законодательства Российской Федерации.

 Так же отмечает, что в соответствии с п. 16 Правил № срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее <данные изъяты> в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами № <данные изъяты>

 Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг не подлежат пересмотру в течение срока их действия, установленного в акте, которым они утверждены и если данный срок не установлен, значит, нормативы действуют бессрочно и подлежат пересмотру только в случаях, установленных в Правилах № <данные изъяты>

 Оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг согласно п. 13 Правил № <данные изъяты> они не усматривают.

 Из данного пункта следует, что изменение утвержденных и действующих нормативов потребления коммунальных услуг возможно только при определенных условиях, одним из которых является внесение изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

 В связи с тем, что требование об указании в нормативно-правовом акте метода установления нормативов внесены в Правила № только постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, а у органа местного самоуправления, на этот момент, уже отсутствовали права вносить какие-либо изменения в нормативно правовой акт, то требование в заявленном заявлении, что Решение не содержит ссылки на метод установления нормативов, ничтожно.

 Таким образом, на сегодняшний день продолжают действовать нормативы, утвержденные органами местного самоуправления в соответствии с правилами установления нормативов, действовавшими на момент принятия оспариваемого решения.

 В части того, что в обжалуемом Решении нормативы не дифференцированы и в Решении указаны не верные единицы измерения, как это требуют Правила № <данные изъяты> Департамент считает необходимым отметить следующее.

 Действующее законодательство Российской Федерации на момент принятия оспариваемого решения предусматривало, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывался на основании нормативов, утверждаемых органами местного самоуправления.

 Так согласно статье 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах федеральной жилищной политики» (до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации) нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались органами местного самоуправления поселений.

 В соответствии с Программой демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1613, приказом министерства экономики развития от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее - Методические рекомендации).

 Согласно вышеуказанным Методическим рекомендациям при расчете нормы водопотребления для населения, проживающего в жилищном фонде, оборудованном водопроводом и канализацией, применялась единица измерения - литр в сутки <данные изъяты>

 Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения действующее на тот момент законодательство Российской Федерации предусматривало расчет нормы водопотребления не в кубических метрах, а в литрах.

 Что касается нормативов потребления тепловой энергии то, процедура формирования нормативов по отоплению на момент принятия Решения была аналогична Правилам № с учетом всех изменений, а именно нормативы теплопотребления должны были рассчитываться исходя из конструктивов, этажности, и года ввода в эксплуатацию жилых домов, что и было предусмотрено Методическими рекомендациями.

 Согласно Методическим рекомендациям норматив потребления тепловой энергии рассчитывался исходя из расчетной нагрузки потребления тепловой энергии одноэтажных, двухэтажных жилых домов деревянной постройки, трех-четырех этажных каменных жилых зданий, пяти-девяти этажных капитальных жилых зданий. Далее расчетное значение полученной нагрузки по всем домам усреднялось на <данные изъяты>. исходя из площади всех жилых домов. Таким образом, органами местного самоуправления в соответствии с методическими рекомендациями устанавливался один усредненный норматив, но рассчитанный исходя из конструктивов и иных характеристик домов, находящихся в муниципальном образовании.

 Таким образом, на момент принятия оспариваемого Решения оно соответствовало положениям действующего законодательства Российской Федерации, которое предусматривало расчет нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии Методическими рекомендациями.

 В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

 Из вышеуказанной нормы права следует, что жилые дома, многоквартирные дома в силу закона должны быть оснащены индивидуальными приборами учета воды, тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

 В случае если управляющие компании не обеспечили установку общедомовых приборов учета, то ресурсоснабжающие организации обязаны их установить до ДД.ММ.ГГГГ.

 В дальнейшем на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность осуществлять деятельность по замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

 Таким образом, Закон об энергосбережении направлен на то чтобы собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах стремились к тому, чтобы ресурсоснабжающая организация начисляла им плату за потребленные коммунальные услуги не по нормативу, а по показаниям приборов учета используемых энергетических ресурсов.

 Отмечают, что Департаментом ведется работа по установлению и утверждению новых нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Кемеровской области в соответствии с Правилами № <данные изъяты> в том числе и для муниципального образования г. Березовский.

 Отмена Решения может негативно сказаться па правах и законных интересах неограниченного круга лиц, так как правоотношения в данной сфере могут остаться неурегулированными.

 Представитель ОАО «СКЭК» ФИО3, действующий на основании доверенности, считает заявленные прокурором требования неосновательными и не подлежащими удовлетворению. В отзыве на заявленное заявление указывает, что в связи с изменениями в ст. 157 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг перешли от органов местного самоуправления к органу государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно с указанного момента органы местного самоуправления были не вправе устанавливать или каким-либо образом корректировать нормативы потребления коммунальных услуг.

 В то же время изменения, предоставляющие право по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, внесенные в Правила № вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов субъектам Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению из расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ годы, т.е. принятые органами местного самоуправления.

 ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № «Об особенностях применения в <данные изъяты> годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которыми при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежали применению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

 Таким образом, на сегодняшний день продолжают действовать нормативы на отопление, утвержденные органами местного самоуправления в соответствии с правилами установления нормативов, действовавшими на момент принятия оспариваемого решения.

 Березовским городским Советом народных депутатов принято Решение о признании утратившего силу Решения ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, с момента вступления в силу нормативов утвержденных уполномоченным органом Кемеровской области.

 Удовлетворение требований заявленных Прокурором непосредственно затронут экономические интересы исполнителей коммунальных услуг г. Березовского (управляющих компаний и товариществ собственников жилья), так как в случае отмены нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, исполнители коммунальных услуг не смогут определять потребленный объем коммунальных услуг при отсутствии у потребителей приборов учета. Вследствие, чего невозможно будет определить стоимость потребленных коммунальных услуг, что в конечном итоге приведет к росту долгов за коммунальные услуги и соответственно к убыткам у организаций, предоставляющих коммунальные услуги в Березовском городском округе.

 Представитель ООО ГУП «ЖКХ г.Березовского» ФИО4, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения заявленных требований.

 Представитель ООО «УК ЖКХС г.Березовский» ФИО5 действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований.

 Представитель ООО УК «Жилкомсервис г.Березовского» в судебное заседание не явился. В направленном в адрес суда заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на заявленное заявление считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В связи с вступлением в законную силу Постановления правительства РФ oт ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения в <данные изъяты> годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с возложением на органы государственной власти субъекта РФ права решения о применении порядка расчета при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Администрацией Кемеровской <адрес> принято решение о применении на территории области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с возможностью в любой момент принять решение о применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного правилами.

 Таким образом, установленный Решением Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № норматив потребления коммунальной услуги - отопление для жилых помещений, а также нежилых помещений, не отнесенных к общему имуществу <данные изъяты> Гкал/м:/мес. не противоречит действующему законодательству РФ.

 Представитель ТСЖ «Уголек» ФИО6, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения заявленных требований.

 Представитель ООО УК «Кемерово-Сити» ФИО7, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения заявленных требований.

 Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

 Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (далее по тексту – Правила № от ДД.ММ.ГГГГ) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

 Согласно п.12 Правил № нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 "Норматив потребления коммунальной услуги" – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

 Согласно п. 5 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

 Пунктом 7 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели:

 а) в отношении холодного водоснабжения:

 в жилых помещениях - куб. метр на <данные изъяты>;

 на общедомовые нужды - куб. метр на <данные изъяты> общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

 для полива земельного участка - куб. метр на <данные изъяты> земельного участка;

 для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных - куб. метр на <данные изъяты>

 б) в отношении горячего водоснабжения:

 в жилых помещениях - куб. метр на <данные изъяты> человека;

 на общедомовые нужды - куб. метр на <данные изъяты> кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

 в) в отношении водоотведения:

 в жилых помещениях - куб. метр на <данные изъяты> человека;

 е) в отношении отопления:

 в жилых помещениях - Гкал на <данные изъяты> кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома;

 при использовании земельного участка и надворных построек - Гкал на <данные изъяты>. метр отапливаемых надворных построек, расположенных на земельных участках.

 Судом установлено:

 Пунктом <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы потребления на <данные изъяты> согласно приложению № <данные изъяты>, а именно: холодная вода в жилых домах квартирного типа – <данные изъяты> л/чел, в специализированных домах (общежития) – <данные изъяты> л/чел; горячая вода – <данные изъяты> л/чел. в сутки; канализирование – <данные изъяты> л/чел в сутки; отопление – <данные изъяты> Гкал/месс на <данные изъяты> кв.м. (л.д.7-9).

 Постановлением Совета народных депутатов г.Березовского (очередная <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Решение Березовского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города на <данные изъяты>» в п. 5 приложения № «Нормативы потребления»: норматив потребления тепловой энергии для жилищного фонда принять равным <данные изъяты> Гкал/мес. На <данные изъяты> кв.м. независимо от форм собственности. Данное постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

 Данное постановление Совета народных депутатов было опубликовано в газете «<данные изъяты>» (л.д.13).

 В последующем каких-либо изменений в оспариваемое решение не принималось.

 Оспариваемый нормативно-правовой акт, принят уполномоченным на то органом власти, в полном соответствии с требованиями закона к форме, оформлению и содержанию нормативно-правового акта, и на момент принятия не противоречил действующему законодательству.

 Между тем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ № <данные изъяты>, были утверждены Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые вступили в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

 Данными Правилами № устанавлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 11 Правил).

 Согласно п.12 Правил № нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Согласно п. 5 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

 Пунктом 7 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели:

 а) в отношении холодного водоснабжения:

 в жилых помещениях - куб. метр на <данные изъяты> человека;

 на общедомовые нужды - куб. метр на <данные изъяты> кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

 для полива земельного участка - куб. метр на <данные изъяты> кв. метр земельного участка;

 для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных - куб. метр на <данные изъяты> такого животного;

 б) в отношении горячего водоснабжения:

 в жилых помещениях - куб. метр на <данные изъяты> человека;

 на общедомовые нужды - куб. метр на <данные изъяты> кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

 в) в отношении водоотведения:

 в жилых помещениях - куб. метр на <данные изъяты> человека;

 е) в отношении отопления:

 в жилых помещениях - Гкал на <данные изъяты> кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома;

 при использовании земельного участка и надворных построек - Гкал на <данные изъяты> кв. метр отапливаемых надворных построек, расположенных на земельных участках.

 Однако после утверждения указанных Правил № <данные изъяты> органы местного самоуправления не предприняли мер по приведению действующего муниципального законодательства в сфере установления нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с положениями нормативного акта (Постановления Правительства РФ), имеющего большую юридическую силу. Данное бездействие повлекло за собой то, что п. <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) стал прямо противоречить действующему федеральному нормативно-правовому акту.

 Так, из Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в настоящее время на территории Березовского городского округа невозможно сделать вывод о том, с использованием каких методов рассчитаны используемые в нем нормативы потребления коммунальных услуг.

 Кроме того, в оспариваемом Решении Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) в нарушение п. 7 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ, установлены иные единица измерения нормативов предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению: количество литров на человека вместо кубометров на человека.

 Помимо этого, оспариваемый нормативно-правовой акт устанавливает единые, недифференцированные, нормативы потребления на коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление) для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства, без учета положений пунктов 4 и 11 Правил, а именно без учета материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о противоречии Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города» (в редакции Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> специальным положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, то есть нормативный акт органа местного самоуправления противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

 Таким образом, доводы заявленного заявления в части того, что п. <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>) противоречит действующему федеральному законодательству являются обоснованными.

 Между тем, с учетом заявленных требований в их редакции после уточнения в судебном заседании, иск прокурора о признании оспариваемого нормативного акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

 ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона

 от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 ст. 157 ЖК РФ была изложена в новой редакции, в соответствии с которой изменился орган регулирования нормативов потребления коммунальных услуг.

 Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ в действующей редакции размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере жилищно-коммунального и дорожного комплекса в Кемеровской области в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области» является Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области.

 Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг в силу закона перешли от органов местного самоуправления к органу государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области.

 Соответственно с указанного момента органы местного самоуправления Березовского городского округа были не вправе устанавливать или каким-либо образом корректировать нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе, на теплоснабжение.

 Решением Березовского городского округа № <данные изъяты>, принятого Березовским городским Советом народных депутатов на очередной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу Решение Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на содержание жилья и коммунальные услуги для населения города». Решение в указанной части вступает в силу с момента утверждения нормативов потребления коммунальных услуг уполномоченными органами государственной власти Кемеровской области (л.д. 54).

 На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения в <данные изъяты> годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органам государственной власти субъектов РФ разрешено при определении размера платы за предоставление коммунальных услуг по отоплению в <данные изъяты> года применять с одной из трех предложенных особенностей, в том числе посредством разрешения до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о применении при расчете платы за отопление порядка расчета размера платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пп. «б» п. 1 Постановления).

 На основании предоставленных полномочий, Департамент Жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской <адрес> своим приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, распорядился применять в <данные изъяты> годах при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112).

 Таким образом, уполномоченный орган государственной власти Кемеровской <адрес> в рамках предоставленных ему полномочий установил норматив предоставления коммунальной услуги по отоплению, продлив до ДД.ММ.ГГГГ применение таких нормативов, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и нормативов по отоплению, установленных п. <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>).

 Следовательно, с учетом положений Решения Березовского городского округа № <данные изъяты> принятого Березовским городским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемый п. <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>) в части определения нормативов предоставления коммунальных услуг по отоплению утратил свою силу.

 Приказом Департамента Жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории Березовского городского округа, определенные с помощью расчетного метода по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях согласно приложению №<данные изъяты>; по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек согласно приложению № <данные изъяты> Данные нормативы распространяются на все правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ оспариваемый п. <данные изъяты> Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в части определения нормативов предоставления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, а также водоотведению также утратил свою силу на основании Решения Березовского городского округа № <данные изъяты> принятого Березовским городским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ.

 Прокурором заявлены требования о признании п. <данные изъяты> Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ № 30) недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

 Суд согласен с тем, что указанный нормативно-правой акт может быть признан недействительным лишь с момента вступления решения суда в законную силу. Обоснованность выводов суда в указанной части подтверждаются правовой позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

 Так, признание п<данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> недействующим с момента вступления в законную силу Правил № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), то есть с того момента, когда он стал противоречить нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не представляется возможным, поскольку до вынесения решения суда оспариваемый нормативно-правовой акт применялся и на основании него акта были реализованы права граждан и организаций.

 Поскольку, на момент рассмотрения дела по существу, оспариваемый нормативно-правовой акт уже признан недействующим и окончательно утратил свою силу с ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования прокурора не подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований прокурора г.Березовский Кемеровской области о признании недействующим п. <данные изъяты> Решения Березовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Совета народных депутатов г.Березовского от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Председательствующий: Фисун Д.П.

 Мотивированное решение суда изготовлено 02 июня 2014 года