Дело № 2-276/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 года г.Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Половинко Н.А,
при секретаре Морковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО «Управляющая компания «Западная» о признании действий по начислению платы за отопление недействительными и перерасчете платы за коммунальные услуги по отоплению,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Октябрьский районный суд г.Пензы с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, в котором и со ссылками на ст.ст.26,153,154 ЖК РФ, ч.1 ст.544 ГК РФ просили суд обязать ООО «Управляющая компания «Западная» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению ФИО1, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исключив при начислении платы площадь их квартиры. В обоснование иска указали, что 05.06.2008 года ФИО1 было направлено письмо главе администрации г. Пензы с просьбой замены централизованного отопления на установку индивидуального котла в их квартире. В ответе на его письмо, администрацией г. Пензы ему рекомендовано обратиться в Главное управление градостроительства и архитектуры. После его обращения в рекомендованную организацию, Главным управлением градостроительства и архитектуры для него были разработаны исходные данные для проектирования инженерно-технического обеспечения, в которых было отражено проведение всех необходимых мероприятий, позволяющих установку у него в квартире индивидуального отопления, а именно: условия для разработки проекта, охрана окружающей среды, дополнительные требования, согласование с ОАО «Метан», согласование с МУП «Жильё-20», согласование намеченных проектных решений, технических условий на подключение инженерных коммуникаций, согласование с Ростехнадзором по Пензенской области, согласование с МЧС России по Пензенской области, изготовление топо-съёмки, согласование Пензенской организацией ВДПО Пензенский участок. В соответствии с рабочим проектом, выданным ОАО «ОБЛКОММУНПРОЕКТ» ОАО «Метан» разрешил установку индивидуального отопительного котла в его квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Также установка котла была согласована с ООО «Генеральной управляющей компанией» и «СКМ Энергосервис», что подтверждается проектом ООО ПСП «Комплекс». В соответствии с п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 оценки воздействия на окружающую среду встроенный котёл не оказывает воздействия на поверхностные воды, не оказывает воздействия на территорию, условия землепользования и геологическую среду, отходы при эксплуатации котла отсутствуют, не оказывает воздействия на растительный и животный мир, в силу своих технических возможностей указанный котёл при утечке газа или разрыва газопровода прекращает работу, что соответствует всем необходимым требованиям к установке газовых котлов. На основании всех разрешительных документов, силами ОАО «Жильё -20», в его квартире, расположенной по адресу: <адрес>, был установлен и введён в эксплуатацию индивидуальный газовый отопительный котёл. В соответствии с актом от 05.08.2009 года его квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была отключена от системы центрального отопления и переведена на индивидуальное отопление. В соответствии с уведомлением от 10.09.2009 года № Т-1261 плата за услуги центрального отопления с начала отопительного сезона ему не начислялась до 2016 года. С июля 2016 года ему стали начислять плату за центральное отопление. В связи с тем, что в его квартире, расположенной по адресу: <адрес> прекращена подача тепловой энергии от центральной системы отопления, полагает, все начисления платы за отопление являются незаконными. Их квартира отключена от центральной системы отопления на основании разрешительных документов в 2009 году, что соответствует требованиям ст.ст. 25, 26 ЖК РФ. Следовательно, переоборудование жилого помещения путём переустройства системы отопления на иной вид отопления является правомерным и порождает последствия в виде освобождения его, как собственника квартиры от обязанности по уплате услуг теплоснабжения, кроме оплаты за её потребление на общедомовые нужды. Им неоднократно направлялись письма в ООО УК «Западная» с требованием прекратить начисления за платы за услуги центрального отопления за исключением оплаты за потребление на общедомовые нужды. С июля 2016 года до настоящего момента его долг составляет 22 867,17 рублей. ООО УК «Западная» продолжает начислять истцам плату за центральное отопление в размере 100% с учётом площади его квартиры, ссылаясь на правила № 354, утверждённые постановлением Правительства РФ от мая 2011 года, вступивших в законную силу с 01 сентября 2012 года. Согласно нормам ст.ст. 30, 39, 154 ЖК РФ при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Из пунктов 42(1) и 43 Правил № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что установлен единый порядок определения размеры платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Согласно абз. 2 п. 40 Правил № 354, усматривается, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды. В связи с чем, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в едином порядке, как предусмотрено в Правилах № 307 и № 354. Поэтому, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в едином порядке согласно формулам 2,3 и 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354. Плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться на общих основаниях и в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Методики, правил, каких-либо расчётов по оплате отопления в случае отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома и перехода на индивидуальное отопление законодателем не предусмотрено. Из вышеизложенного следует, что правила № 354 вступили в законную силу с 01 сентября 2012 года, а он отказался от услуги по предоставлению централизованного отопления перешёл на индивидуальное отопление ещё в 2009 году, тогда, когда указанные выше нормы не действовали. В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие». Коммунальная услуга по отоплению жилого помещения истцов оказывается им не в полном объёме, отопительными приборами от центральной системы отопления не оборудовано, вследствие чего начисление платы, исходя из 100% от норматива потребления, является неправомерной. Исходя из ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, или соглашением сторон. Поскольку они не получали услугу по отоплению их квартиры, нормы по взысканию средств за предоставленную услугу в связи с переходом на индивидуальное отопление квартир в многоквартирном доме законодательством не определено, то следовательно, обязать их оплатить за не оказанную услугу по предоставлению тепловой энергии от центральной системы отопления их жилого помещения ответчик не имеет права. Полагают, что ответчиком нарушены их права в связи с незаконным взиманием платы за отопление квартиры.
В процессе рассмотрения дела на основании п.1 ст.39 ГПК РФ истцы неоднократно уточняли исковые требования, в итоге просили суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» собственникам жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес> период с июля 2016 года - декабрь 2016г., с января 2017г-по настоящее время, исключив при начислении платы площадь квартиры собственников.
В суд для рассмотрения дела истцы ФИО3, ФИО4 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Истец ФИО1, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, представитель истцов – ФИО5, действующая на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ, уточненные исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и в дополнениях к исковому заявлению.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Западная» по доверенности ФИО6 пояснил, что в многоквартирном доме № по <адрес> в г.Пензе не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными прибора учета тепловой энергии, вместе с тем до июля 2016 г. плата за коммунальную услугу по отоплению собственникам кв. № МКД не начислялась. По данному вопросу Госжилстройтехинспекции Пензенской области был проведен ряд проверок и выдано несколько предписаний, согласно которым ООО «УК «ЗАПАДНАЯ» необходимо произвести перерасчет и в дальнейшем начислять плату за коммунальную услугу по отоплению всем собственникам помещений МКД в соответствии с положениями п.42.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06 мая 2011 года. В целях надлежащего исполнения выданных предписаний ООО «УК «Западная» в июле 2016г. по коммунальной услуге «Отопление» собственникам МКД произведен перерасчет, в сторону уменьшения платы, учитывающий объем тепловой энергии за февраль, март 2016г., приходящийся на жилое помещение № на сумму 4180,76 руб., в сентябре 2016г. на сумму 5872,28руб. в связи с включением перерасчета, учитывающего доначисление по коммунальной услуге по отоплению за декабрь 2015г. - март квартире №. На основании вышеизложенного ООО «УК «Западная» действовало в полном соответствии с жилищным законодательством, кроме того в случае удовлетворения требований Истцов принятый по делу судебный акт будет фактически неисполним. Кроме того, как уже указано истцами в исковом заявлении, законодательство не предусматривает методик, правил, каких-либо расчетов по оплате коммунальной услуги по отоплению в случае отключения от централизованной системы отопления МКД перехода на индивидуальное отопление, в связи с чем, у ООО «УК «Западная» отсутствует предусмотренная законом возможность зачисления платы за отопление помещений, являющихся общем имуществом собственников помещений в МКД.
Представитель третьего лица Госжилстройтехинспекции Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что по обращением истцов инспекцией были проведены проверки. По итогам проверки и выявленным фактам были выданы предписания, которые были исполнены. Госжилстройтехинспекция Пензенской области считает действия ответчика основанными на законе.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалом дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве по ... ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 09.11.2004 года (копии в деле).
Управлением многоквартирным домом № по <адрес> с декабря 2015 года осуществляет ООО «УК Западная».
Жилой дом, в котором расположена квартира истцов, является многоквартирным, подключен к системе централизованного отопления и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
В 2009 году на основании проекта, согласованного в установленном порядке, в квартире истцов произведена переоборудование путем демонтажа приборов системы центрального теплоснабжения (радиаторов) и установки автономного индивидуального газового отопления.
Согласно акта от 05.08.2009 года управляющая компания ОАО «Жилье-20» подтвердила факт отключения приборов отопления от стояков центрального отопления, согласно проекта.
Правомерность данных действий ООО «Управляющая компания «Западная» не оспаривается.
Согласно техническому паспорту квартиры, составленному по состоянию на 13.03.2018 года, вид отопления в квартире истцов – отопление от собственной котельной, горячее водоснабжение от автономного котла.
В судебном заседании также установлено, что в многоквартирном доме № по <адрес> в г.Пензе не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными прибора учета тепловой энергии. Вместе с тем до июля 2016 г. плата за коммунальную услугу по отоплению собственникам кв. № дома <адрес> г. Пензе не начислялась.
По вопросу правильности начисления платы собственникам помещений многоквартирного дома № по <адрес> г. Пензы за коммунальную услугу по отоплению Госжилстройтехинспекцией Пензенской области был проведен ряд проверок и выдано несколько предписаний, согласно которым ООО «УК «Западная» необходимо произвести перерасчет платы собственникам помещений в МКД за коммунальную услугу по отоплению и в дальнейшем начислять плату за коммунальную услугу по отоплению всем собственникам помещений МКД в соответствии с положениями п.42.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06 мая 2011 года. В целях надлежащего исполнения выданных предписаний ООО «УК «Западная» в июле 2016 г. по коммунальной услуге «Отопление» собственникам МКД произведен перерасчет, в сторону уменьшения платы, учитывающий объем тепловой энергии за февраль, март 2016г., приходящийся на жилое помещение № на сумму 4180,76 руб., в сентябре 2016г. на сумму 5872,28руб. в связи с включением перерасчета, учитывающего доначисление по коммунальной услуге по отоплению за декабрь 2015г. - март квартире №.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ФИО1, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 указали, что действия управляющей организации по выставлению истцам счетов на оплату отопления от центральной системы отопления, которым они не пользуются, незаконны.
Суд считает, что довод истцов о том, что поскольку они демонтировали радиаторы отопления в своей квартире, они не должны производить оплату тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку они ее не получают, основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Исходя из положений ст. 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Абзацем вторым пункта 42(1) указанных Правил, установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Абзацем вторым п. 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, что соответствует Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 16 апреля 2012 года, и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Проверяя законность указанной нормы Верховный Суд РФ указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (Решение Верховного Суда РФ от 07.052015 г. N АКПИ15-198, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 г. N АПЛ15-330).
Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд РФ сделал на основании анализа, в том числе, ч. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
Пунктом 19 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства N 307 от 16.04.2012 г. установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
В Правилах N 307 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников (посредством централизованной системы отопления и индивидуально установленного в отдельной квартире электрического обогревателя, газового котла) для собственника жилья, установившего в квартире автономную систему отопления.
Аналогичного варианта расчета не предусмотрено и в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 от 6 мая 2011 г.
В материалы дела истцами не представлено и решение общего собрания собственников жилых помещений МКД, которым была бы установлена плата отключенных от центрального отопления собственников жилых помещений за отопление ни в процентном, ни в твердом размере, в связи с отсоединением радиаторов от центральной системы отопления многоквартирного дома и перехода на индивидуальное отопление жилого помещения, расположенного в МКД.
В материалах дела также имеется ответ директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО7 на обращение генерального директора ООО «УК «Западная» от 21.02.2018 года, из которого следует, что по мнению Минстроя России, с учетом принципа развития систем централизованного теплоснабжения, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение целесообразен только для многоквартирного дома в целом, при условии принятия соответствующего решения собственниками помещений в таком доме, разработки проекта реконструкции внутренних инженерных систем и согласования его с соответствующими службами. В этой связи Правилами № 354 предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление в помещении в многоквартирном на индивидуальное отопление, но не предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление помещения, отопление которого осуществляется с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, в многоквартирном доме, отдельные помещения которого отключены от централизованной системы отопления от централизованной системы отопления.
Довод истцов о том, что к ним не могут быть применены положения Правил №354, которые вступили в законную силу с 01.09.2012 года, а индивидуальное отопление было сделано в 2009 году, поскольку закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, суд не принимает во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Сам по себе демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Освобождение истцов от оплаты услуги по отоплению перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, в том числе осуществленного по согласованию с органом местного самоуправления, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению.
Таким образом, учитывая собранные по делу доказательства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что действия ООО «Управляющая компания «Западная» по начислению платы за теплоснабжение собственникам всех жилых помещений многоквартирного дома, вне зависимости от переустройства системы отопления в отдельных помещениях на иной вид отопления, не противоречит приведенным положениям законодательства.
При таких обстоятельствах, суд находит требования ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО «Управляющая компания «Западная» о признании действий по начислению платы за отопление недействительными и перерасчете платы за коммунальные услуги по отоплению необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО «Управляющая компания «Западная» о признании действий по начислению платы за отопление недействительными и перерасчете платы за коммунальные услуги по отоплению оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2018 года.
Судья Н.А. Половинко