78RS0002-01-2020-003289-74 Дело №2-276/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 3 февраля 2021 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Матвейчук О.В.,
с участием истца ФИО1 и представителя ответчика по доверенности ФИО2,
при секретаре Борниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к товариществу собственников жилья «18 квартал» о приведении фасада многоквартирного жилого дома в первоначальное состояние,
установил:
ФИО1 обратился в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к товариществу собственников жилья (далее ТСЖ) «18 квартал» об обязании привести фасад в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> в соответствии с проектом дома, а именно: в течение одного месяца с момента вынесения решения суда демонтировать с фасада дома рекламные конструкции с надписью «Ортодонтия и стоматология <данные изъяты>», вывеску «ОКНА <данные изъяты> вход во двор». На случай неисполнения решения суда истец просил взыскать с ответчика судебную неустойку в порядке статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 1000 рублей ежедневно.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира № по адресу: <адрес>. Управление указанным домом осуществляет ответчик. Неустановленное лицо без каких-либо законных оснований на фасаде дома (ограждении второго этажа) установило рекламную конструкцию «Ортодонтия и стоматология <данные изъяты>» и вывеску «ОКНА <данные изъяты> вход во двор». Ответчик не предпринимает мер по демонтажу незаконно установленных конструкций.
Ссылаясь на положения статей 12, 209, 246, 247, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, пункт 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, истец, полагая свои права как сособственника общего имущества многоквартирного дома нарушенными, требовал защиты своих прав в судебном порядке (л.д. 7, оборот).
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, не поддержал требования в части обязания ответчика демонтировать вывеску «ОКНА <данные изъяты> вход во двор» в связи с тем, что она была демонтирована в ходе рассмотрения дела, настаивал на удовлетворении требований в остальной части. Отметил, что общее имущество многоквартирного дома незаконно используется без соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Представитель ответчика ТСЖ «18 квартал» по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, поскольку ТСЖ не размещало спорную рекламную конструкцию на фасаде дома, его действиями (бездействием) не были нарушены права истца.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
ТСЖ «18 квартал» осуществляет управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава ТСЖ целями создания и деятельности товарищества является содержание в надлежащем санитарном, техническом, противопожарном состоянии, обеспечение сохранности и эксплуатации общего имущества; обеспечение домовладельцев качественными коммунальными услугами; согласование порядка реализации прав домовладельцев, реализация домовладельцами прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом, распределение между домовладельцами обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния.
Обращаясь в суд, истец в обоснование требований ссылался на то, что на фасаде многоквартирного дома без получения необходимых разрешений и согласия собственников помещений многоквартирного дома неустановленными лицами размещена рекламная конструкция «Ортодонтия и стоматология <данные изъяты>» и вывеска «ОКНА <данные изъяты> вход во двор», при этом ответчик в нарушение его прав не предпринимает действий по их демонтажу.
Как пояснил истец, вывеска «ОКНА <данные изъяты> вход во двор» была в добровольном порядке демонтирована в ходе рассмотрения спора неизвестным ему лицом, в связи с чем данное требование он не поддержал.
Согласно пунктам 1-2, 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, которым они владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» судам разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Из положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» следует, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласно частям 9 и 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной.Таким образом, под законным размещением рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома понимается размещение ее владельцем при наличии разрешения органа местного самоуправления, заключенного договора с обслуживающей организацией и положительного решения собственников помещений многоквартирного дома.
Поскольку ФИО1 не поддержал требование о демонтаже вывески «ОКНА <данные изъяты> вход во двор», то данное требование удовлетворению не подлежит.
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что на фасаде многоквартирного дома по спорному адресу размещена рекламная конструкция «Ортодонтия и стоматология <данные изъяты>».
Согласно ответу на запрос суда Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации соответствующего разрешения на размещение указанной конструкции не выдавалось.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела пояснил, что ТСЖ «18 квартал» не является владельцем спорной рекламной конструкции, не размещало ее, не заключало с кем-либо договора на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции, сведения о принятом собственниками помещений решении о возможном использовании общего имущества дома для установки конструкции отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что рекламная конструкция «Ортодонтия и стоматология <данные изъяты>» обладает признаками самовольной.
Согласно пункту 21 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания (пункт 21.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе»).
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета (пункт 21.2 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе»).
Из разъяснений пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что под владельцем рекламной конструкции понимается ее фактический владелец. При этом не имеет значения, кому выдавалось разрешение на установку соответствующей рекламной конструкции.
При неисполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции требование о ее принудительном демонтаже должно быть предъявлено к владельцу либо к собственнику соответствующей конструкции, а при невозможности установления этих лиц - к собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, на котором размещена рекламная конструкция.
В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) и статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд с целью защиты нарушенного права или предотвращения угрозы нарушения права.
Анализ вышеизложенных норм жилищного законодательства и законодательства о рекламе, с учетом разъяснений вышестоящего суда показал, что право обращения в суд с требованием, направленным на устранение последствий незаконной установки каких-либо рекламных конструкций на фасаде многоквартирного дома, принадлежит не любому лицу, а лишь заинтересованному лицу, то есть лицу, чьи права в данном случае нарушены или находятся под угрозой нарушения, либо лицу, право которого на предъявление соответствующего иска специально предусмотрено законом.
Поскольку требования истца направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право, надлежащим ответчиком в рамках избранного способа судебной защиты является лицо, допустившее нарушение права, за защитой которого обращается истец.
Положениями Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» с учетом разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» предусмотрено возложение обязанности по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции на ее владельца или собственника, а при отсутствии сведений о них – на собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, на котором размещена рекламная конструкция.
Настоящий иск предъявлен к ТСЖ «18 квартал», осуществляющему управление многоквартирным домом.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 апреля 2006 года, статьи 161 ЖК РФ ответственность перед собственниками помещений за ненадлежащее содержание общего имущества несут управляющие организации.
Суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела с учетом заявленных предмета и оснований иска не нашли свое подтверждение доводы ФИО1 о нарушении его прав со стороны ТСЖ «18 квартал» и оснований для удовлетворения требований не имеется.
Истцом не представлено доказательств нарушения его субъективных прав со стороны ответчика, подлежащих защите избранным способом, поскольку возникновение обстоятельств, на которых основаны заявленные требования, обусловлено не неисполнением обязательств товариществом собственников жилья, а действиями иных лиц, осуществивших самовольную установку рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома.
Иск об обязании привести общее имущество многоквартирного дома - фасад, в первоначальное состояние со ссылкой на уклонение ответчика от выполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом, предъявлен истцом к организации, не являющейся владельцем либо собственником ни самой рекламной конструкции, ни помещения в доме, с внешней стороны которого использовано общее имущество собственников дома.
Сведений о владельце или собственнике рекламной конструкции истцом в ходе рассмотрения дела не представлено и судом не добыто.
При этом суд исходит из того, что именно истцу принадлежит право определения круга ответчиков. О введении в процесс новых лиц со стороны ответчика ФИО1 не просил.
Вопреки доводам истца, само по себе размещение на фасаде многоквартирного дома рекламной конструкции без соответствующего решения общего собрания, бездействие ответчика по принятию мер, направленных на демонтаж рекламной конструкции, владелец которой неизвестен, в силу положений пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, пункта 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, согласно которым управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, не свидетельствует о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по ее демонтажу.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона «О рекламе» полномочиями по выдаче предписаний на демонтаж рекламной конструкции, обладающей признаками самовольной, наделен орган местного самоуправления городского округа. В предусмотренных законом случаях при отсутствии сведений о владельце конструкции ее демонтаж осуществляется за счет средств местного бюджета.
Таким образом, заявленные требования по изложенным в иске основаниям с учетом избранного способа защиты являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, то оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебной неустойки в порядке статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к товариществу собственников жилья «18 квартал» о приведении фасада многоквартирного жилого дома в первоначальное состояние и взыскании судебной неустойки отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья О.В. Матвейчук
Мотивированное решение суда составлено 10 февраля 2021 года.