РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2021 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре Морозовой О.А., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2020-005184-43 (2-276/2021) по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Усолье-Сибирское, Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение,
РЕШЕНИЕ:
ФИО1 обратилась в суд с данным иском, указав в обоснование, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Её мать ФИО2 решением суда лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце в свидетельстве о рождении указаны со слов матери. Какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Усольскому районному муниципальному образованию. Однако жилое помещение по достижению совершеннолетия и по завершению обучения в образовательной организации профессионального образования ей не было предоставлено. Исходя из отметки о дате поступления заявления, в списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области – 4160.
В последней редакции измененных исковых требований (л.д. 66) просит суд обязать ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Усолье-Сибирское, общей площадью не менее нормы представления.
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Усолье-Сибирское по доверенности ФИО3 (л.д. 25) в судебное заседание не явилась, в представленном суду ходатайстве просила суд рассмотреть дело без своего участия, исключить их из числа ответчиков по делу (л.д. 24).
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности ФИО4 (л.д. 61-62) в судебное заседание не явилась, направила письменные возражение на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать, рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 53-58).
Представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечителя Иркутской области № 4 ФИО5, действующая по доверенности (л.д. 64), в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 63).
Изучив материалы гражданского дела, выслушав истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её одинокая мать ФИО2 решением Усольского городского суда иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 49, оборот)
Какое-либо недвижимое имущество у истца на праве собственности отсутствует.
Постановлением главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) ФИО1 поставлена на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д. 46)
Согласно материалам учетного дела (данные изъяты), очередь истицы на ДД.ММ.ГГГГ составляла (данные изъяты) (л.д. 45), что следует из ответа первого заместителя главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское на имя ОГОУ СО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Усольского района»
Как видно из справки органа опеки и попечительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истица значится в списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области под (данные изъяты) (л.д. 11)
На момент рассмотрения дела жилое помещение истцу не предоставлено.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Министерством имущественных отношений Иркутской области без учёта хронологической последовательности, повлечет нарушение прав иных граждан, также включенных в соответствующий список, подлежат отклонению в связи со следующим.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее - Закон 164-ОЗ)
Согласно ст. 2 Закона 164-ОЗ детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном ст. 3 Закона 164-ОЗ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам в случае, если они являются гражданами Российской Федерации и место их жительства находится на территории Иркутской области.
Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот общей площадью 33 квадратных метра.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Законом 164-ОЗ, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.
В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение вышеуказанной площадью, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений.
Жилые помещения предоставляются по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Иркутской области. В случае отсутствия жилых помещений в соответствующем населенном пункте по месту жительства, с письменного согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте Иркутской области.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона 164-ОЗ орган опеки и попечительства рассматривает поступившие заявление о включении в список и документы, указанные в ч. 4 данной статьи), и принимает решение о включении лица в список либо об отказе во включении лица в список в течение тридцати календарных дней со дня обращения законного представителя детей-сирот, лица из числа детей-сирот или его представителя.
Подача заявления о включении в список и документов, их регистрация, принятие органом опеки и попечительства решения о включении лица в список либо об отказе во включении лица в список, уведомление лица о принятом решении, его обжалование осуществляются в порядке, установленном чч. 4, 5, 7, 9 ст. 3 Закона 164-ОЗ.
В силу ст. 5 Закона 164-ОЗ в целях предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области.
Информация направляется в орган по управлению имуществом ежегодно не позднее 1 ноября.
Согласно ст. 6 Закона 164-ОЗ лицам, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по заявлениям в письменной форме лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона 164-ОЗ, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Заявление о предоставлении жилого помещения представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства.
Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено, что истица ФИО1 достигла возраста 18 лет, её обучение окончено, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), она включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области.
Согласно ст. 6 Закона 164-ОЗ орган опеки и попечительства рассматривает заявление о предоставлении жилого помещения и документы, и принимает решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения либо об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, достигшего возраста 18 лет. При принятии решения об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, в списке проставляется отметка о дате поступления заявления. Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения принимается в случае несоответствия лица, достигшего возраста 18 лет, категории лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, либо в случае непредставления лицом, достигшим возраста 18 лет, обязательных к представлению документов. Подача указанных заявления и документов, их регистрация, уведомление лица, достигшего возраста 18 лет, о принятом решении, его обжалование осуществляются в порядке, предусмотренном для подачи заявления и документов для установления факта невозможности проживания, их регистрации, уведомления лица о принятом решении, его обжаловании, установленном чч 4, 5, 7, 9 ст. 3 Закона 164-ОЗ.
Для предоставления жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, орган по управлению имуществом в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на жилое помещение представляет в орган опеки и попечительства информацию о месте нахождения жилого помещения и его общей площади. Орган опеки и попечительства в течение десяти календарных дней со дня получения указанной информации представляет в орган по управлению имуществом сведения о лице, достигшем возраста 18 лет, в отношении которого принято решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, в хронологической последовательности, исходя из отметки о дате поступления указанного заявления и наличия письменного согласия в случае, предусмотренном абз. 2 ч. 3 ст. 2 Закона 164-ОЗ. Сведения о лицах, достигших возраста 18 лет, обратившихся с заявлением в один и тот же день, представляются в алфавитном порядке.
Не позднее двадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, сведения о котором представлены органом опеки и попечительства.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения не позднее тридцати календарных дней со дня вынесения данного решения.
Однако данные действия ответчиком Министерством имущественных отношений Иркутской области совершены не были.
Ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не получено.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у ФИО1 имеются.
Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Аналогичная правовая позиция содержится также в определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что администрация города Усолье-Сибирское не выполняет функции по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исковые требования к администрации города Усолье-Сибирское удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации города Усолье-Сибирское, Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Усолье-Сибирское Иркутской области, общей площадью не менее нормы представления.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Усолье-Сибирское об обязании предоставить жилое помещение отказать.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.К. Егоров