ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-276/2021 от 15.03.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-276/2021

УИД 23RS0037-01-2020-007639-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 15 марта 2021 г.

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Бойковой А.И.,

при секретаре Персиной О.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, к Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о прекращении права долевой собственности на жилое помещение, об обязании принять жилое помещение в государственную собственность и заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО7 обратилась в суд с искомк Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в <адрес> и <адрес> ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в котором просит:

- прекратить право общей долевой собственности за ФИО4, ФИО5, ФИО7, 11.07. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый ;

- обязать Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в <адрес> и <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый в государственную собственность от ФИО4, ФИО5, ФИО7, 11ДД.ММ.ГГГГ рождения;

- обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца после закрепления жилого помещения за Вооруженными Силами Российской Федерации заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения - <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый на ФИО4, ФИО5, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ

- указать в решении суда, что оно является основанием для погашения записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о регистрации права общей долевой собственности (по 1/3 доли) за ФИО4, ФИО5, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рожденияна недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый .

В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение-квартира, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый было приватизировано военнослужащим ФИО4, супругой ФИО5 и их несовершеннолетним сыном - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ в равных долях.

Квартира была предоставлена в связи с прохождением военной службы по месту службы - по договору социального найма и в дальнейшем приватизирована.

Вид права: общая долевая собственность: 1/3, о чем были выданы истцам свидетельства на право собственности

Истцы представили в суд подтверждающие документы -сведения из ЕГРН, что квартира является единственным местом постоянного проживания, квартира не обременена, не находится под залогом, в доверительном управлении, в аренде, под арестом и т.д.

Спорное жилое помещение является единственным имеющимся у истцов постоянным местом жительства.

В 2019 году истцами инициировано решение о передачи данной квартиры в государственную собственность, в связи, с чем необходимые документы ими были поданы в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в <адрес> и <адрес>.

ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило, что учреждение по принятию в государственную собственность приватизированного жилого помещения не наделено, а передачу жилого помещения в государственную собственность, возможно, осуществить исключительно в порядке гражданского судопроизводства.

Одновременно истцы обратились в Департамент Жилищного Обеспечения Минобороны РФ рассмотреть вопрос о приемке в федеральную собственность (фонд Минобороны) жилого помещения и через уполномоченный орган Минобороны – ФГКУ ЮРУЖО заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение со мной и сыном.

В адрес истцов поступил ответ из Департамента Жилищного Обеспечения Минобороны РФ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, что для принятия жилого помещения в собственность РФ и заключения договора социального найма оснований нет.

Ответ уполномоченных органов Минобороны нельзя признать основанными на законе. Отсутствие порядка не должно нарушать права граждан на деприватизацию квартиры.

Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея уведомило истцов, о том, что необходимо обращаться с заявлением о передаче в государственную собственность в ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Поскольку по независящим от истцов причинам они не могут реализовать имеющееся у них право на передачу спорного жилого помещения в государственную собственность, чем нарушаются их права и интересы, истцы обратились в суд с указанными требованиями.

В порядке ст. 41 ГПК РФ, по ходатайству истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ надлежащим -Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея.

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель ответчика Межрегионального Территориального Управления Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представил возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представил возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворении исковых требований отказать, поскольку законом не предусмотрена передача принадлежащего военнослужащему жилого помещения в ведомственный фонд Министерства обороны РФ.

Представитель третьего лица ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представил возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворении исковых требований отказать, поскольку закон не предусматривает возможности передачи жилых помещений в собственность каких-либо учреждений и ведомств, по линии которых эти жилые помещения были предоставлены.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО6 проходит военную службу по контракту.

Жилое помещение-квартира, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый было приватизировано военнослужащим ФИО3, супругой ФИО2 и их несовершеннолетним сыном - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в равных долях на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее указанная квартира была предоставлена ФИО3 и членам семьи в связи с прохождением военной службы по месту службы - по договору социального найма и в дальнейшем приватизирована.

Право собственности за истцами на указанную квартиру зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается представленными право удостоверяющими документами о государственной регистрации права.

Также установлено, что жилое помещение является единственным для истцов, что следует из сведений ЕГРН.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый , находится в надлежащем состоянии. Перепланировка помещения не производилась, о чем представлен технический паспорт.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статьей 246 ГК РФ предусмотрено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года N 1541-1 граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Частью 1 ст. 30 ЖК РФ закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.

Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное жилое помещение в государственную или муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на жилое помещение договора социального найма.

Истцы обратилась с заявлением в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о передаче занимаемой квартиры в государственную собственность.

Истцы обратились в Департамент Жилищного Обеспечения Минобороны РФ о передаче в федеральную собственность жилого помещения и через уполномоченный орган Минобороны – ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение с ними.

Департамент Жилищного Обеспечения Минобороны РФ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца сообщил, что для принятия жилого помещения в собственность РФ и заключения договора социального найма оснований нет.

С аналогичным заявлением истцы обратились в Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея, на который был получен ответ, в котором указано, что принятие жилых помещений, которые были закреплены за Минобороны России, подведомственными ему организациями или договоры приватизации, в отношении которых были заключены с такими организациями, относится к компетенции Минобороны России, рекомендовали с заявлением о передаче в государственную собственность обратиться в ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Отсутствие порядка передачи приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного статьей 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1, и ставить их в неравное положение с иными гражданами.

В связи с тем, что истцы изъявили желание отказаться от договора приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый , указанное жилое помещение является для них единственным местом постоянного проживания, свободно от каких либо обязательств и находится в надлежащем состоянии, суд приходит к выводу, что заявленные истцами требования об обязании принять жилое помещение в государственную собственность и заключить договор социального найма жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая требования и признавая надлежащими ответчиками по делу Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в <адрес> и <адрес> ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ суд основывается на следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статьей 246 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 9.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года N 1541-1 также предусмотрено, что граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, законом прямо предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с последующим заключением на указанное жилое помещение договора социального найма.

По смыслу приведенных норм, реализация гражданами данного права не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц; юридически значимыми обстоятельствами являются установление того факта, что приватизированная квартира является единственным местом постоянного проживания, а также то, что жилое помещение является свободным от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не установлены.

Наличие приведенных условий в рассматриваемом случае установлено материалами дела и по сути спорным не является.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что до приватизации квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый относилась к федеральной собственности и была предоставлена военнослужащему в порядке реализации гарантии по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленной Федеральным законом «О статусе военнослужащих», следует сделать вывод о том, что указанная квартира подлежит возврату в федеральную собственность.

Определяя орган, обязанный принять имущество в собственность, суд исходит из того, что Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (подп.68 и подп.71 п. 7) и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1053 определяют полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению тем имуществом, которое закреплено за Вооруженными Силами.

Вопросы же принятия имущества в федеральную собственность Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, прямо отнесены к полномочиям указанного органа (пункт 5.13).

Так, указанной нормой права предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность, осуществлению передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Требования истцов о заключении договора социального найма, следует из того, что соответствующее право гражданина как последствие его отказа от права собственности на жилое помещение, полученное в порядке приватизации, прямо предусмотрено ст.9.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Учитывая, что квартира была предоставлена военнослужащему в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», предусматривающим право на повторное заселение освободившихся жилых помещений военнослужащими (ст.15), а также принимая во внимание, что заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, распределение жилых помещений, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, согласно п.п. 2.1, 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны N 1550 от ДД.ММ.ГГГГ, возложено на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны РФ, а специализированным органом, осуществляющим его функции на территории Южного военного округа, является ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ либо его правопреемником, то обязанность по заключению договора социального найма спорного жилого помещения следует возложить на ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ либо его правопреемника. Обязанность по заключению такого договора в рассматриваемом случае основана на нормах права, связанных с передачей гражданами принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

На основании изложенного, в силу приведенных норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, удовлетворяя исковые требования суд возлагает обязанность на Межрегиональное Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея принять спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый , в государственную собственность, а на ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ - заключить с ФИО3 договор социального найма спорного жилого помещения на состав семьи три человека, включая несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве члена семьи нанимателя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, к Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о прекращении права долевой собственности на жилое помещение, об обязании принять жилое помещение в государственную собственность и заключить договор социального найма жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, к Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о прекращении права долевой собственности на жилое помещение, об обязании принять жилое помещение в государственную собственность и заключить договор социального найма жилого помещения - удовлетворить.

Прекратить право общей долевой собственности за ФИО4, ФИО5, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый .

Обязать Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в <адрес> и <адрес> принять жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый в государственную собственность от ФИО3, ФИО2, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца после закрепления жилого помещения за Вооруженными Силами Российской Федерации заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения - <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый на ФИО3, ФИО2, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда, является основанием для погашения записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о регистрации права общей долевой собственности (по 1/3 доли) за ФИО4, ФИО5, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ на недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 56,2 кв. м, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 22 марта2021 г.