Дело № 2-2770/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018г. г.Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Ворсловой И.Е.
При секретаре Веркошанской И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ашан» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об охране окружающей среды,
установил:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ашан», в котором просит признать незаконным бездействия ООО «Ашан» в лице гипермаркета «АШАН-Сити-Голден Парк» по устранению нарушений законодательства, а именно: организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по установленной форме; утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска истец указал, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании ООО «Ашан» в лице гипермаркета «АШАН-Сити-Голден Парк». Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные Обществом, при осуществлении хозяйственной деятельности. В нарушение требований законодательства, а также приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» у Общества на момент проверки отсутствовали утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, Обществом не велся в установленном порядке учет образовывавшихся утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ. директору Общества внесено представление об устранении нарушений закона, которое удовлетворено, однако до настоящего времени нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не утверждены, учет образовавшихся, утилизированных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке не ведется. Бездействием ООО «Ашан» в лице гипермаркета «АШАН-Сити-Голден Парк» по устранению нарушений законодательства об отходах производства потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
<адрес>ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Ашан» – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., сроком на 3 года (л.д.91-копия), в судебном заседании представила письменный отзыв по делу (л.д.108-110), который поддержала, признала исковые требования в части утверждения нормативов образования отходов и лимиты на их размещение; просит установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как следует из уведомления о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Ашан» является юридическим лицом, имеющим источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.9-копия).
Судом установлено, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования Обществом с ограниченной ответственностью «Ашан» в лице гипермаркета «АШАН-Сити-Голден Парк» (л.д.7-копия решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «Ашан», при осуществлении хозяйственной деятельности, в частности, не разработаны и не утверждены проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по торговым площадкам «АШАН-Сити-Новосибирск», «АШАН-Сити-Сибирский Молл», «АШАН-Сити-Новосибирск», отсутствуют приказы о назначении лиц, допущенных к деятельности по обращению с отходами, отсутствуют документы, подтверждающие подготовку специалистов, допущенных к деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности, не организован первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям, размещенных отходов, и выдано представление об устранении данных нарушений ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58-копия).
Частично вышеуказанное требование было исполнено ответчиком, о чем представлены: письмо инженера тех.поддержки ООО «Ашан» от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.59-копия), приказ об организации природоохранной деятельности и производственного экологического контроля» (л.д.60-копия), лист ознакомления работников «Ашан» с приказом (л.д.61-копия), копия удостоверения о повышении квалификации на ФИО3 (л.д.62-63-копия), копии паспортов отходов 1-4 классов опасности (л.д.64-73-копии).
ДД.ММ.ГГГГ. директор ООО «АШАН-Сити-Сибирский Молл» был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ - за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (л.д. 77-78-копия постановления).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под понятием "обращение с отходами" - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. (п. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (п. 3).
Согласно ст. 19 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Во исполнение указанной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что он предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Таким образом, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов установить границу, после превышения, которой Общество будет оказывать негативное воздействие, в связи с чем обязано за превышенный лимит вносить плату за негативное воздействие в федеральный бюджет (в соответствии пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком до настоящего времени не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что не оспаривалось представителем в судебном заседании, в связи с чем у суда имеются законные основания для удовлетворения иска прокурора в этой части.
Согласно ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, в связи с тем, что признание иска представителем ответчика в части исковых требований не противоречит нормам закона, выражено ответчиком добровольно, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, а фактов нарушения чьих-либо прав и интересов в результате удовлетворения иска судом не установлено, признание иска в части может быть принято.
В соответствии с п. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В силу п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание объем действий, который ответчику необходимо совершить для устранения нарушений природоохранного законодательства, суд считает возможным установить срок устранения допущенных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования прокурора об обязании ответчика организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по установленной форме удовлетворению не подлежат, поскольку на момент вынесения решения ООО «Ашан» данное нарушение было устранено, о чем представитель ответчика представил доказательства, в частности паспорта отходов 1-1V классов опасности, копии договоров на транспортировку отходов, сбор, обезвреживание ртутных ламп, вывоз ТБО, сбор, транспортировка растительных масел, журнал учета в области обращения с отходами (л.д.92-101,111-174-копия).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Ашан» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л :
Исковые требования Новосибирского природоохранного межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ашан» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об охране окружающей среды – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Ашан» по устранению нарушений законодательства о природопользовании и охране окружающей среды.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ашан» устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно, утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Установить срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в иске Новосибирского природоохранного межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц отказать.
Взыскать с ООО «Ашан» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018г.
Судья «подпись» Ворслова И.Е.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-2770/2018 Калининского районного суда г. Новосибирска.
Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 201 г.
Судья Ворслова И.Е.
Секретарь Веркошанская И.И.