Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2772/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации-России
21 октября 2010 года г. Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Колобовой,
при секретаре Е.С.Ульяновской,
с участием представителя истца - помощника прокурора Советского района г.Орска В.Н.Майданенко,
представителя ответчика администрации г.Орска Т.Б.Белик,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства об обустройстве пляжей,
У С Т А Н О В И Л:
И.о.прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Орска о понуждении выполнения требований законодательства об обустройстве пляжей. В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья граждан на пляжах и в иных местах отдыха людей. Установлено, что на территории Советского района г.Орска расположено 8 неорганизованных пляжей: ... В ходе осмотра выявлены следующие нарушения законодательства об охране жизни людей на водных объектах: неудовлетворительное санитарное состояние территории пляжей (отсутствие мусорных контейнеров, а также захламление бытовым мусором), лабораторно не исследовано качество воды и песка в водоемах, на территории пляжей отсутствуют смотровые вышки с громкоговорящей связью, стенды по мерам безопасности в воде, медицинские пункты, спасательные посты с необходимыми плавательными средствами, отсутствуют аттестованные спасатели, береговые территории пляжей не ограждены, не имеется стоков для дождевых вод, дно акваторий пляжей не имеет постепенных скатов, границы плавания в местах купания не обозначены буйками оранжевого цвета, не имеется баков с кипяченой водой, душа с естественным подогревом воды, отсутствуют туалеты и кабинки для переодевания, на береговой части пляжей не имеется щитов с навешенными на них спасательными кругами и концами Александрова, что является нарушением п.п.2.3,2.5,2.7,2.12,2.13 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области, утвержденных Постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005г. №225-п. Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. По данным Управления по делам ГО, ПБ и ЧС администрации г.Орска с 01.01.2010 года по настоящее время на территории вышеназванных пляжей зарегистрировано 7 несчастных случаев со смертельным исходом. В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Просил признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по обустройству неорганизованных пляжей и их приведению в надлежащее санитарное состояние с 01.06.2010 года по день рассмотрения дела судом. Обязать администрацию г.Орска устранить нарушения законодательства по охране жизни людей на водных объектах: привести санитарное состояние территории пляжей в надлежащее состояние (установить мусорные контейнеры, а также устранить захламление бытовым мусором береговых территорий пляжей), лабораторно исследовать качество воды и песка в водоемах, на территории пляжей установить смотровые вышки с громкоговорящей связью, стенды по мерам безопасности в воде, медицинские пункты, спасательные посты с необходимыми плавательными средствами, оградить береговые территории пляжей, оборудовать стоки для дождевых вод, дно акваторий пляжей оборудовать постепенными скатами, границы плавания в местах купания обозначить буйками оранжевого цвета, установить баки с кипяченой водой, души с естественным подогревом воды, установить туалеты и кабинки для переодевания на береговой части пляжей, установить щиты с навешенными на них спасательными кругами, концами Александрова в срок до 01.12.2010 года.
В судебном заседании 06.10.2010 года представитель истца Майданенко В.Н. уточнил и изменил исковые требования - дополнительно просил обязать администрацию г.Орска включить в «Перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятий спортом на территории МО «Город Орск», утвержденный постановлением главы г.Орска№1286-п от 08.04.2009г., следующие пляжи: ... Признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по обустройству неорганизованных пляжей, неприведении их в надлежащее санитарное состояние, а также в неустановке информационных знаков «Купаться запрещено» с 01.06.2010 года по день рассмотрения дела судом. Обязать администрацию г.Орска устранить нарушения законодательства по охране жизни людей на водных объектах - привести санитарное состояние пляжей в надлежащее состояние в срок до 01.06.2011 года.
Представитель ответчика - администрации г.Орска Белик Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Водного кодека РФ от 03.06.2006 года, Постановления администрации Оренбургской области от 12.08.2005 года №225-п «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области», Постановления главы города Орска Оренбургской области от 08.04.2009 года №1286-п утвержден перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятий спортом на территории муниципального образования «Город Орск». Данным постановлением предусмотрены открытие и эксплуатация пляжей при наличии регистрации, технического освидетельствования и заключения о годности, выданного уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Оренбургской области. Срок купального сезона устанавливается с 1 июня по 25 августа (в зависимости от погодных условий, температуры воздуха и подготовки мест массового отдыха). В соответствии с Водным кодексом РФ, «Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области», утвержденными Постановлением Оренбургской области от 12.08.2005 года №225-п обязанность соблюдения требований законодательства по обустройству мест массового отдыха на водных объектах может быть возложена на администрацию г.Орска только в случае установления таких мест муниципальным образованием «Город Орск». В действующем законодательстве обязанность органов местного самоуправления по установке таких мест не предусмотрена. 8 неорганизованных пляжей, указанных в иске, не относятся к водным объектам вышеуказанного Перечня водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятия спортом. Объекты, указанные в исковом заявлении, относятся к неустановленным местам отдыха. Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий, поэтому вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, в том числе определение содержания издаваемых ими актов, недопустимо. На местах, не оборудованных под пляжи, администрация устанавливает информационные знаки «Купаться запрещено», однако их периодически уничтожают.
Заслушав представителей истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Правовым выражением самостоятельности местного самоуправления является установление предметов ведения и полномочий местного самоуправления (ст. 130-132 Конституции, ст. 14-18 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления (ст. 5, 6 указанного Закона), введение прямого запрета на ограничение прав местного самоуправления, закрепленных Конституцией и федеральными законами (ст. 133 Конституции).
Самостоятельность местного самоуправления предполагает, что оно в пределах своих полномочий вправе по своему усмотрению решать вопросы местного значения (определять структуру своих органов, организацию их работы, формировать бюджет и заниматься другой деятельностью в интересах населения), владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, принимать необходимые и обязательные к исполнению решения. При этом данные решения не нуждаются в каком-либо согласовании или утверждении, не могут быть отменены или приостановлены органами государственной власти.
Согласно п.п.8,20 ч.1 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно ч.ч.1,3,4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.50 Водного кодекса РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 ВК РФ.
Согласно ч.ч.1,3 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны устанавливать правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I
граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Ч.ч.1,2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления"
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что на территории Советского района г.Орска расположено 8 неорганизованных пляжей: ...
Из акта осмотра прокуратуры Советского района г.Орска территорий вышеназванных неорганизованных пляжей от 03.08.2010 года следует, что в ходе осмотра выявлены следующие нарушения законодательства об охране жизни людей на водных объектах: неудовлетворительное санитарное состояние территории пляжей (отсутствие мусорных контейнеров, захламление бытовым мусором), лабораторно не исследовано качество воды и песка в водоемах, на территории пляжей отсутствуют смотровые вышки с громкоговорящей связью, стенды по мерам безопасности в воде, медицинские пункты, спасательные посты с необходимыми плавательными средствами, отсутствуют аттестованные спасатели, береговые территории пляжей не ограждены, не имеется стоков для дождевых вод, дно акваторий пляжей не имеет постепенных скатов, границы плавания в местах купания не обозначены буйками оранжевого цвета, не имеется баков с кипяченой водой, душа с естественным подогревом воды, отсутствуют туалеты и кабинки для переодевания, на береговой части пляжей не имеется щитов с навешенными на них спасательными кругами и концами Александрова.
Во исполнение требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года, Постановления администрации Оренбургской области от 12.08.2005 года №225-п «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области» и в целях предотвращения несчастных случаев на водоемах, Постановлением главы г.Орска от 08.04.2009 года №1286-п утвержден «Перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятия спортом на территории МО «Город Орск», в котором указанные в иске 8 неорганизованных пляжей отсутствуют.
Постановление главы г.Орска от 08.04.2009 года №1286-п «О мерах по предотвращению несчастных случаев на водоемах на территории муниципального образования «Город Орск», которым утвержден «Перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятия спортом на территории МО «Город Орск», является правовым актом органа местного самоуправления, принятым в пределах своих полномочий. Следовательно, возложение на администрацию г.Орска обязанности включить в Перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятия спортом на территории МО «Город Орск» 8 неорганизованных пляжей, как того требует истец, противоречит Конституции Российской Федерации и является недопустимым.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования о понуждении администрации г.Орска включить в Перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятий спортом на территории МО «Город Орск», утвержденный постановлением главы г.Орска №1286-п от 08.04.2009г., 8 неорганизованных пляжей, являются необоснованными не подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что 8 указанных в иске пляжей не включены в перечень организованных на территории города пляжей, обязанность по организации обустройства мест массового отдыха населения на территории указанных пляжей у администрации г.Орска отсутствует. Следовательно, отсутствуют законные основания для признания незаконным бездействия администрации г.Орска по не принятию мер к обустройству 8 неорганизованных пляжей, не приведению их в надлежащее санитарное состояние. В удовлетворении требований и.о.прокурора в данной части необходимо отказать.
Постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 года №225-п утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области. Согласно п.1.1. Правил они устанавливают требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах, в купальных, плавательных бассейнах и других организованных местах купания (пляжах), местах массового отдыха населения, туризма и спорта на водных объекта и обязательны к исполнению всеми водопользователями, предприятиями, учреждениями, организациями, юридическими и физическими лицами и гражданами на территории Оренбургской области. В главе 6 Правил определены знаки безопасности на воде, одним из которых является знак «Купаться запрещено».
Как пояснил представитель истца, на указанных в иске неорганизованных пляжах знаки безопасности «Купаться запрещено» отсутствуют.
Свидетель ФИО1 - ... специалист Управления Наименование1, показала, что в г.Орске имеются санкционированные пляжи, остальные места отдыха пляжами не считаются и администрациями районов города на них устанавливаются знаки безопасности. На всех 8-ми указанных в иске объектах знаки «Купаться запрещено» были установлены администрацией Советского района г.Орска, представившей об этом 30.07.2010 г. отчет Управлению Наименование1
В подтверждение наличия знаков безопасности «Купаться запрещено» представителем ответчика представлены сделанные 22.07.2010 г. фотографии пляжей, на которых видны информационные знаки с надписью «Купаться запрещено».
Свидетели ФИО2, ФИО3 - ... специалист-эксперт Управления Наименование2, суду показали, что участвовали в осмотре территорий пляжей, проводимом прокуратурой. На территории пляжей имелся мусор, твердые бытовые отходы, знаки безопасности «Купаться запрещено» на пляжах отсутствовали.
Суд критически оценивает представленные фотоснимки и показания свидетеля ФИО1 о наличии запрещающих знаков, так как они опровергаются показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО2 участвующих в осмотре территории, проводимом в более поздний срок- 03.08.2010 года прокуратурой Советского района г.Орска.
Доказательств того, что знаки безопасности «Купаться запрещено» на неорганизованных пляжах установлены после 03.08.2010 г. ответчик суду не представил.
Бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по установке информационных знаков «Купаться запрещено» в судебном заседании установлено, в связи с чем требования и.о.прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.Орска, выразившегося в непринятии мер по установке на 8 неорганизованных пляжах: ... информационных знаков «Купаться запрещено» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить в части заявленные и.о. прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц требования - признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер по установке на 8 неорганизованных пляжах: ... информационных знаков «Купаться запрещено».
В удовлетворении требований и.о. прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации г.Орска включить в «Перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, купания и занятия спортом на территории МО «Город Орск», утвержденных Постановлением главы г.Орска от 08.04.2009 года №1286-п «О мерах по предотвращению несчастных случаев на водоемах на территории муниципального образования «Город Орск» пляжи: ... - отказать.
В удовлетворении требований и.о. прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г.Орска, выразившегося в непринятии мер по обустройству неорганизованных пляжей: ... не приведении их в надлежащее санитарное состояние - отказать.
В удовлетворении требований и.о. прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации г.Орска устранить нарушение законодательства по охране жизни людей на водных объектах: привести санитарное состояние территории пляжей: ... в надлежащее состояние: установить мусорные контейнеры, устранить захламление бытовым мусором береговых территорий пляжей, лабораторно исследовать качество воды и песка в водоемах, на территории пляжей установить смотровые вышки с громкоговорящей связью, стенды по мерам безопасности в воде, медицинские пункты, спасательные посты с необходимыми плавательными средствами, оградить береговые территории пляжей, оборудовать стоки для дождевых вод, дно акваторий пляжей оборудовать постепенными скатами, границы плавания в местах купания обозначить буйками оранжевого цвета, установить баки с кипяченой водой, души с естественным подогревом воды, установить туалеты и кабинки для переодевания на береговой части пляжей, установить щиты с навешенными на них спасательными кругами, концами Александрова в срок до 01.06.2011 года - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2010 года.
Судья Октябрьского
районного суда г.Орска Л.В.Колобова