ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2772/2021 от 13.09.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№) –2772/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи - Сахновской О.Ю.,

при секретаре - Леменковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 овича к администрации г.Комсомольска-на-Амуре, отделу опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре Министерства образования и науки Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к администрации Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре, отделу опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре Министерства образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.

В обоснование иска указал, что (дата) решением Солнечного районного суда г.Комсомольска-на-Амуре истец был отобран у приемных родителей и помещен в детский (адрес). Органы опеки и попечительства администрации г.Комсомольска-на-Амуре не закрепили за ним жилое помещение, в котором он ранее проживал с приемными родителями. Также во время его нахождения в детском доме и после его окончания администрация города не поставила его в очередь на получение жилья и не предоставили ему жилое помещение, положенное как сироте, на основании действующего в тот период законодательства. На основании изложенного, просит возложить обязанность на ответчиков обеспечить ФИО1 жилым помещением, положенным ему по закону.

Определением суда от 18.06.2021года произведена замена ответчика -администрация Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре его правопреемником – администрация г.Комсомольска-на-Амуре.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 08.07.2021года, в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Хабаровского края.

В судебное заседание истец не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще. Содержится в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика –администрации г.Комсомольска-на-Амуре в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя. В письменных возражениях представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, требования не признала и указала, что ответчик на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоит, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре не обращался, жилым помещением не обеспечивался.

В судебное заседание представитель ответчиков- отдела опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре Министерства образования и науки Хабаровского края, Министерства образования и науки Хабаровского края не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще. В соответствии со ст. 167 ПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

В письменных возражениях представитель ответчиков ФИО указала, что в архиве отдела и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре не имеется сведений о ФИО1(дата) рождения, как о ранее относившемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведений о наличии (отсутствии) у ФИО1 сохраненных прав на жилое помещение в отделе также не имеется. Согласно информации, предоставленной отделом опеки и попечительства по Солнечному муниципальному району ФИО1 был выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на территории (адрес). Сведений о наличии у ФИО1 жилого помещения не предоставлено.

Согласно ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Согласно п.9,12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984года №335 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном органе Совета народных депутатов. Для принятии на учет гражданином подается заявление. На момент достижения совершеннолетия ФИО1 отбывал наказание в местах лишения свободы. Исходя из материалов дела, ФИО1 с заявлением о предоставлении ему жилья не обратился в орган местного самоуправления по месту жительства. В полномочия отдела опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре не входит ( и не входило) решение вопроса об обеспечении граждан жилым помещением.

Согласно ст. 1 Закона Хабаровского края от 13.10.2005года №304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, а также его полномочия определяются Губернатором края. Постановлением губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 года №96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Согласно п.3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, предусматривается, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Таким образом, если ФИО1 не было реализовано право на обеспечение его жилым помещением, то для решения указанного вопроса ему необходимо обратиться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о рождении (№), ФИО1 ович родился (дата), его родителями являются- ФИО и ФИО.

Решением Солнечного районного суда (адрес) от (дата)ФИО1 отобран у граждан ФИО и ФИО и передан на воспитание органам опеки и попечительства при Солнечном райсполкоме.

Согласно ответу отдела опеки и попечительства по Солнечному муниципальному району от (дата), в журнале первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на территории (адрес), произведена запись (№) от (дата) о несовершеннолетнем ФИО1 А (дата) рождения, который был отобран у родителей ФИО и ФИО, проживающих по (адрес). Несовершеннолетний был направлен в школу-интернат (№)(адрес). Дата устройства (дата). Вероятно до определения ребенка в школу-интернат, мальчик находился в Хабаровском детском приемнике, о чем сделана запись в графе «примечание». ФИО1 на учете в отделе опеки и попечительства не состоял, регистрации на территории (адрес) не имел.

Согласно справке отдела образования администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), в архивном фонде детского дома (№) г.Комсомольска-на-Амуре в приказах директора на воспитанников 1984-1987г.г. значится ФИО1, с (дата) считается воспитанником д\(адрес) поставлен на довольствие, снят с довольствия (дата) в связи с выбытием из д\(адрес).

Согласно архивной справке администрации Бикинского муниципального района от (дата), в архивном фонде (№) «Государственного специального учебно -воспитального учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, специальной общеобразовательной школы закрытого типа» в приказах директора на воспитанников за 1987-1992 г.г. значится ФИО1, который окончивший 8 классов на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних при Бикинском горисполкоме, выбыл из спецшколы ( приказ от (дата)(№)).

Из справки, выданной КГКОУ НПО ПУ (№), ФИО1 обучался в среднем профессионально-техническом училище (№) г.Комсомольска-на-Амуре, форма обучения дневная, очная с (дата) по 30.06.1991г., в период обучения числился на полном государственном обеспечении.

(дата)ФИО1 был осужден Солнечный райсудом Хабаровского края к 2 г 6 мес. лишения свободы, освобожден из ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю общего режима по отбытию срока (дата).

Таким образом, ФИО1 в соответствии с действующим на тот период законодательством относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Достиг совершеннолетия он (дата), при этом он на указанный период находился в местах лишения свободы. Сведений о его место нахождении (проживании) на момент осуждения после отчисления из училища (№) г.Комсомольска-на-Амуре не имеется. Согласно ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно п.9,12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984года №335 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном органе Совета народных депутатов. Для принятии на учет гражданином подается заявление.

Вместе с тем, исходя из материалов дела, ФИО1 с заявлением о предоставлении ему жилья в орган местного самоуправления по месту жительства ( ни в администрацию города Комсомольска-на-Амуре, ни в администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края ) не обратился. Жилым помещением по договору социального найма ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечивался.

При этом, как следует из выписки из ЕГРН от (дата), ФИО1 является собственником 1\6 доли жилого помещения по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре с (дата). В указанном жилом помещении истец имеет регистрацию по месту жительства с (дата).

Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом (дата) № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15- ФЗ - до 1 января 2013) предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005года (в редакции, действующей до 1 января 2013) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц. И обязанность по предоставлению такой категории граждан жилыми помещениями по договору социального найма возлагалась на орган местного самоуправления.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 упразднено право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма и одновременно предусмотрено предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Соответствующие изменения внесены в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ) и Жилищный кодекс Российской Федерации. Изменения внесены и в региональные нормативные правовые акты (Закон Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», Закон края от 13 октября 2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае».

Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли

возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата)(№), предусматривается, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в

установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

С учетом изложенного, из анализа указанных норм следует, что с 01.01.2013года порядок и условия обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был изменен.

В соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006года №96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края», уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края определено Министерство Жилищно-коммунального хозяйство Хабаровского края.

Как следует из решения Центрального районного суда (адрес) от (дата) по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства (адрес) о взыскании денежных средств, денежной компенсации морального вреда, Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства (адрес) от (дата)(№)-р, истцу (ФИО1) было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма на основании п. 1.2 ч.6 ст.4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012года №253 « Об обеспечении жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае», т.е. в связи с достижением возраста 23-х лет.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 29.06.2018года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в г.Комсомольске-на-Амуре –отказано, решение вступило в законную силу.

Также ФИО1 решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 07.08.2020года отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о взыскании денежных средств, денежной компенсации морального вреда. Решение вступило в законную силу.

Принимая во внимание изложенное, исходя из действующего в настоящее время законодательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения обязанности на ответчиков -отдел опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре Министерства образования и науки Хабаровского края, Министерство образования и науки Хабаровского края администрацию г.Комсомольска-на-Амуре обеспечить ФИО1 жилым помещением не имеется, в связи с чем исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 овича к администрации г.Комсомольска-на-Амуре, отделу опеки и попечительства по г.Комсомольску-на-Амуре Министерства образования и науки (адрес), Министерству образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности обеспечить жилым помещением –оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска- на-Амуре.

Судья: О.Ю. Сахновская