Дело 2-2773/2022
УИД- 22MS0129-01-2022-000552-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года город Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.В.,
при секретаре Насибулиной К.Н.,
с участием представителя истца Приградов Г.Е.,
представителя ответчика Сыровяткиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугаковой Светланы Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «Эталон» о признании действий незаконными, возложении обязанности, возмещении расходов и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Бугакова С.В. обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Индустриального района г. Барнаула с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эталон», в котором просит признать незаконными действия ответчика по начислению и взысканию с истца платы за «уборку подъезда», «за обслуживание приборов учета»; возложить на ответчика обязанность с 01.01.2022 удалить из направляемых в адрес истца счет-квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг графу «дополнительная клининговая услуга», «обслуживание приборов учета»; взыскать с ответчика в качестве возмещения расходов по оплате за «уборку подъезда» - 1 560 рублей 00 копеек, «за обслуживание приборов учета» - 529 рублей 20 копеек; компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей; расходы по оказанию юридической помощи в размере 3 000 рублей; штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца.
В обоснование исковых требований указывает на то, что истец является собственником <адрес><адрес> в <адрес>. Услуги по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в доме оказывает ООО «Эталон». В направляемых истцу ответчиком счетах-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.12.2019 кроме графы «содержание жилого помещения» появилась графа «дополнительная клининговая услуга», а с 01.01.2020- «обслуживание приборов учета». Полагая, что требование дополнительной оплаты за эти услуги не основаны на законе, 20.12.2021 истец обратилась к обществу с ограниченной ответственностью «Эталон» с заявлением об исключении из квитанций графы «дополнительная клининговая услуга» и «обслуживание приборов учета» и возмещении понесенных ею затрат на оплату данных услуг. В ответе от 22.12.2021 на заявление ООО «Эталон» отказало в удовлетворении требований со ссылкой на то, что взимание с истца платы за уборку подъезда основано на основании решения общего собрания собственников помещений в <адрес><адрес><адрес>.
Необоснованное взимание с истца платы за уборку подъездов является нарушением требований действующего законодательства, на основании которого обязанность содержания мест общего пользования в доме лежит на ответчике за счет вносимой платы за содержание жилого помещения. Помимо этого, на ответчике лежит обязанность выполнять уборку подъездов в доме за счет поступающей на его счет платы жителей дома за содержание и текущий ремонт без рассмотрения этого вопроса на общедомовом собрании собственников помещений в доме и без решения вопроса о дополнительном финансировании этой работы.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена ИП Климовская Е.Н.
Истец Бугакова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Приградов Г.Е. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Представил дополнительные пояснения, согласно которым ООО «Эталон» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес><адрес>, именно с ответчиком собственники дома заключили договор управления, следовательно, отвечать перед собственниками за причинение им убытков, вызванных несоблюдением действующего законодательства, принятием решений общих собраний, принятых с нарушениями этого законодательства, причинением в связи с этим убытков истице должно понести ООО «Эталон».
Представитель ответчика Сыровяткина Е.В. возражала относительно удовлетворения исковых требования, не признала их в полном объеме, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому при согласовании проекта договора управления, утверждении перечня работ и размера платы по содержанию и текущему ремонту работы по уборке мест общего пользования и обслуживанию приборов учета включены не были. Данные услуги оплачивались отдельными строками в счет-квитанции еще до принятия дома в управление ООО «Эталон». Помимо этого, между ответчиком и ИП Климовская Е.Н. заключен договор на оказание клининговых услуг. Денежные средства поступают на расчетный счет клининговой организации. Начислением размера платы, перерасчетами занимается клининговая компания, а не управляющая организация (л.д.51-52)
Третье лицо ИП Климовская Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части.
В соответствии с ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч.2 ст.39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно частям 1, 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации случая (ч.1.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Возможность выбора собственниками помещений в многоквартирной доме в качестве способа управления таким домом управляющей организацией, установлена п.3 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со ст.157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со ст.157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч.3 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (4.3 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст.157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем (п.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общие требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания).
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец является собственником квартиры №<адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.4).
ООО «Эталон» является управляющей организацией многоквартирным домом *** по <адрес> в <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений №1/2018 от 10.02.2018 и договора управления №27 от 12.02.2018 с 01.03.2018 ( л.д.56-58, 59-62).
Решением общего собрания от 12.02.2018, оформленный Протоколом №1/18, утвержден договор управления с перечнем работ, а также утвержден тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 7 рублей 53 копейки с 1 квадратного метра жилых и нежилых помещений дома по строке «содержание и текущий ремонт» ( л.д.56-64).
Согласно указанному договору управления от 12.02.2018 управляющая организация за плату обязуется в порядке и сроки, установленные нормативами документации и настоящим договором, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в доме и придомовой территории, а также осуществлять предоставление коммунальных услуг и вывоз ТБО (п. 2.1 договора).
Управляющая организация вправе оказывать собственникам помещений в доме услуги и работы по ремонту оборудования, не входящего в состав общедомового имущества, с оплатой их в соответствии с прейскурантом, разработанным Управляющей организацией (п.2.2 договора).
Пунктом 2 договора предусмотрено, что состав общего имущества собственников помещений в доме и перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в доме и придомовой территории многоквартирного дома указаны в Приложениях №№1 и 2 к договору.
Пунктом 4.1.2 договора предусмотрено, что при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться, в том числе, Постановлением Госстроя РФ №170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», Постановлением правительства РФ №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», № 416 «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», Законом «О защите прав потребителей».
Согласно п. 4.1.2 договора в работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме включается, в том числе, обеспечение Управляющей организацией надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка и, в случае необходимости замена коллективных (общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов, а также уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования и земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Приложением №2 к договору управления многоквартирным домом установлен перечень работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений в доме и придомовой территории многоквартирного дома, в который, в том числе, входит проверка и обеспечение исправности и работоспособности систем водоснабжения (холодного и горячего, отопления и водоотведения, регулировка запорной арматуры (а при выходе из стоя своевременно производить замену), контрольно- измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств коллективных (общедомовых) приборов учета, разводящих трубопроводов (п.13); содержание помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: сухая и влажная уборка тамбуров, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков и другого имущества, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (п. 17).
Согласно представленной стороной истца выписке из финансового лицевого счета, в них содержится строка для оплаты: «обслуживание приборов учета» и «дополнительная клининговая услуга».
Правомерность начисления платы по строке «дополнительная клининговая услуга» и «обслуживание приборов учета» стороной ответчика обосновывается тем, что данные строки входят в состав обязательных работ, выполняемых управляющей компанией. При утверждении размера платы собственники не включили данные услуги в перечень и соответственно не производили оплату по данным видам работ дважды. Услуга по строке «дополнительная клининговая услуга» фактически оказана и принята по актам выполненных работ. Начисление оплаты по строке «уборка подъезда» и «обслуживание приборов учета» отдельными строками в единый счет-квитанции производится на основании решений общего собрания собственников, в том числе принятых еще до вступления к управлению домом ООО «Эталон».
В подтверждение своих доводов представителем ответчика представлены протокол собрания собственников многоквартирного дома № <адрес> - подъезда № 1 от 19.12.2011; протокол собрания собственников многоквартирного <адрес> по <адрес> - подъезда № 3 от 21.01.2012; протокол собрания собственников помещений подъезда №3 многоквартирного <адрес> по <адрес> от 04.06.2019.
Установлено, что 19.12.2011 собственниками помещений <адрес> по <адрес> в <адрес> - подъезд №1, принято решение о включении в счет-квитанцию дополнительной строки «Уборка подъезда» и оплате услуг по уборке мест общего пользования в размере 60 рублей 00 копеек с одного помещения в месяц, выборе клининговой организации ООО Чистый дом».
21.01.2012 собственниками помещений <адрес> по <адрес> в <адрес> - подъезд №3, принято решение о включении в счет-квитанцию дополнительной строки «Уборка подъезда» и оплате услуг по уборке мест общего пользования в размере 40 рублей 00 копеек с одного помещения в месяц, выборе клининговой организации ООО Чистый дом».
04.06.2019 собственниками помещений подъезда №3 в многоквартирном доме по адресу: <адрес><адрес><адрес> принято решение по исключению из перечня работ по содержанию и текущему ремонту работ по уборке мест общего пользования о проведении комплекса работ, с оплатой 60 рублей с одной квартиры в месяц, через ООО «Единый расчётный центр», путем включения дополнительной строки «Уборка подъезда» в единую расчетную квитанцию по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д.76-77).
13.07.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес><адрес> принято решение по утверждению тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в размере 10 рублей 00 копеек с 1 кв.м. общей площади помещения с 01.07.2020 (л.д.71-74); утвержден ранее сложившийся порядок оплаты отдельной строкой в счет-квитанции за услуги «Дополнительная клининговая услуга», «Обслуживание прибора учета».
15.03.2022 собственниками принято решение об исключении из перечня работ по договору управления, оказываемых ООО «Эталон» работ по уборке подъездов, об организации уборки мест общего пользования ИП Климовская Е.Н. с 01.03.2022 на выполнение комплекса работ по уборке мест общего пользования согласно перечню работ (л.д.69-70).
В соответствии с действующим законодательством предоставление услуги по санитарной уборке мест общего пользования возложено на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. При этом, в договоре управления многоквартирным домом перечень обязательных работ и услуг не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно.
Общие требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания).
В соответствии с п.2 Правил содержания в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно п.10 Правил содержания общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" (п. «к» п. 11 Правил)
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт «г» пункта 11 Правил содержания).
При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с управляющей организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования (п.16,17 Правил содержания).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (п.28 Правил)
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.
Согласно п.1.8 указанных Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования, уборку придомовой территории.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна также обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток (п.3.2.2 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
В соответствии с п.23 Минимального перечня в работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме входит: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Включение данных видов работ в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме свидетельствует о том, что уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно. В связи с чем, указанные виды работ и услуг должны выполняться управляющими компаниями вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет.
Согласно п. 18 Постановления №290, в состав минимального перечня работ включена и проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание, в том числе, коллективных (общедомовых) приборов учета.
Также Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила оказания услуг №290).
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в частности, в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил оказания услуг №290).
Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом.
Согласно п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Согласно заключенному договору управления многоквартирным домом от 12.02.2018, а также протоколами собрания собственников помещений ООО "Эталон" приняло на себя обязанность предоставлять собственникам услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес><адрес><адрес>, выполнение указанных видов работ являются обязанностью управляющей компании, включается в размер платы за содержание общего имущества и не требует дополнительного финансирования со стороны истца.
Анализируя представленные в материалы дела документы, в частности договор управления, протоколы собрания собственников помещений, суд приходит к выводу, что с момента заключения данного договора у управляющей компании ООО «Эталон» отсутствовали основания для начисления дополнительной платы за «дополнительные клининговые услуги».
Кроме того, обращает на себя внимание, что в подтверждение обоснованности выставления отдельной стройкой платы «дополнительные клининговые услуги» ответчиком представлены протоколы общих собраний, проведенных подъездом многоквартирного жилого дома, а не всеми собственниками МКД, что противоречит требованиям жилищного законодательства. Протоколом от 13.07.2020 собственник помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес><адрес><адрес> утвержден ранее сложившийся порядок по оплате, что с учетом нарушений при принятии предшествующих решений, не свидетельствует о законности выставления отдельной стройкой платы «дополнительные клининговые услуги».
Пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, определяет понятия "индивидуальному прибору учета" и "коллективному (общедомовому) прибору учета".
Так, "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении".
"Коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Как установлено ранее, 13.07.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес><адрес><адрес> принято решение по утверждению тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в размере 10 рублей 00 копеек с 1 кв.м. общей площади помещения с 01.07.2020 (л.д.71-74); утвержден ранее сложившийся порядок оплаты отдельной строкой в счет-квитанции за услуги «Дополнительная клининговая услуга», «Обслуживание прибора учета»
В части включения в единый расчетный документ строки «обслуживание приборов учета» соответствующий протокол общего собрания собственников МКД за период предшествующий 13.07.2020, не представлен. Соответственно, утверждение ранее сложившегося порядка относительно включения в счет-квитанции за услуги «Обслуживание прибора учета», решением собрания от 13.07.2020 является необоснованным.
Суд приходит к выводу, что у управляющей компании ООО «Эталон» отсутствовали основания для исполнения договора с ИП Климовская Е.Н. и начисления дополнительной платы по строкам «Дополнительная клининговая услуга», «обслуживание приборов учета», поскольку данные услуги входят в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Учитывая, что услуги по уборке подъездов («Дополнительная клининговая услуга»), обслуживание приборов учет, подлежали оказанию управляющей организацией в составе платы, установленной на содержание жилого помещения, суд полагает обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности исключить данные начисления из платежного документа в отношении <адрес> по <адрес> в <адрес> графу «Дополнительная клининговая услуга», «Обслуживание приборов учета» начиная с 01.01.2022 с учетом положений ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии решения по заявленным требованиям.
Требование о признании действий ООО «Эталон» по начислению платы за «дополнительная клининговая услуга», «обслуживание приборов учета», не подлежит удовлетворению в качестве самостоятельного, поскольку фактически является основанием заявленного иска.
Разрешая требования о взыскании оплаченных истцами сумм с ответчика, суд приходит к выводу об их частичном удовлетворении.
С учетом вышеопределенного периода, в который ответчиком неправомерно производилось начисление оплаты по строке «Дополнительная клининговая услуга», «обслуживание приборов учета» суд приходит к выводу, что оплаченные истцом суммы за период с января 2020 года по декабрь 2021 года для истца является убытками.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом проверен расчет, представленный стороной истца, факт внесения оплаты за указанные периоды подтвержден выпиской по лицевому счету.
Таким образом, поскольку управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по указанному адресу является ООО «Эталон», именно с ней собственниками помещений в данном многоквартирном доме заключен договор управления, соответственно, обязанность по возмещению убытков, причиненных неправомерными действиями, должна нести именно управляющая компания. В связи с чем с ООО «Эталон» в пользу истца подлежит взысканию за строку «дополнительная клининговая услуга» в размере 1 544 рублей 91 копеек по строке «обслуживание приборов учета» - 529 рублей 20 копеек (л.д.83).
Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает, что ответчик является обслуживающей организацией, отвечающей за надлежащее содержание дома в силу договорных отношений, что удовлетворение основной части иска обусловлено установлением нарушений прав истца как потребителя услуги, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в силу положений ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» заявленные истцом требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 45 постановления от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Тем самым, законодатель освободил потерпевшего от необходимости доказывания в суде факта своих физических и нравственных страданий.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание все установленные по делу обстоятельства, характер допущенного нарушения, принципы разумности и справедливости, положения ст.ст.151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, содержащиеся в п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10.
В этой связи, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, удовлетворяя данное требование истца в части. При этом суд также учитывает период, в течение которого происходит нарушение прав истца, как потребителя, и отсутствие со стороны управляющей компании действий, направленных на устранение нарушений.
Поскольку требование истца, адресованное управляющей компании об исключении из квитанций начислений по графе «дополнительная клининговая услуга», «обслуживание приборов учета» в добровольном порядке удовлетворены не были, то у суда имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца штраф, исходя из положений пункта 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которого при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В этой связи, размер штрафа составляет 1 022 рублей 46 копеек.
Также истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В силу части 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя
Согласно ч. 1 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителя на ведение дела должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
В подтверждение требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя, истцом представлен договор об оказании юридической помощи от 15.12.2021, на основании которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать заказчику правовую помощь в связи со взысканием с ООО «Эталон» начисленной и взысканной им с заказчика платы за уборку подъезда (п.1 договора. Стоимость услуг по договору определяется в сумме 3 000 рублей (п.3), (л.д.16).
В подтверждение оплаты суммы по договору, истцом представлена расписка о получении денежных средств в размере 3 000 рублей в качестве платы по договору об оказании юридической помощи от 15.12.2021 (л.д.17).
На основании ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17.07.2007 №382-О-О, от 22.03.2011 № 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд полагает, что расходы на оплату услуг представителя истец понесла для реализации своего права на судебную защиту.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. ст. 3, 45 КАС РФ, ст. ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, категории дела, объема и сложности выполненной представителями работы, участия представителя в судебных заседаниях, исходя из принципов разумности и справедливости, устанавливая баланс между правами лиц, участвующих в деле суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей, находя данную сумму разумной и соразмерной платой за оказанные услуги, объему оказанной правовой помощи.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Эталон» обязанность исключить из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг, начисляемых в отношении квартиры №<адрес> в <адрес> графу «Дополнительная клининговая услуга», начиная с 01.01.2022.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эталон» в пользу Бугаковой Светланы Владимировны денежные средства, уплаченные по графе «Дополнительная клининговая услуг» за период с января 2020 года по декабрь 2021 года в размере 1 544 рубля 91 копейка, компенсацию морального вреда 500 рублей, расходы по оплате услуг представителя 1 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 1022 рубля 46 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья | Н.В. Борисова |
Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2022 | |
Верно.Судья | Н.В. Борисова |
Секретарь судебного заседания | К.Н. Колистратова |
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-2773/2022 Индустриального районного суда города Барнаула | |
Решение не вступило в законную силу 20.07.2022 | |
Верно, секретарь судебного заседания | К.Н. Колистратова |