ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2775/18 от 05.12.2018 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-2775/2018

64RS0047-01-2018-003407-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ершова А.А.,

при секретаре судебного заседания Апокине Д.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Физкультурно-спортивный комплекс» о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

установил:

заместитель прокурора г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в РФ.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой города на основании решения о проведении проверки от <дата>, п. 6 Плана работы прокуратуры г. Саратова на 2 полугодие 2017 года и приказа прокурора Саратовской области № 111 от 14 августа 2017 года «Об организации деятельности прокуратуры города Саратова» в <дата> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности МУП «Физкультурно-спортивный комплекс», зарегистрированного по адресу: <адрес> и фактически расположенного по адресам: <адрес>

В рамках проведенной проверки выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований закона.

При проверке Дворца спорта МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований закона:

1. крыльцо состоит из 6 ступеней, оборудовано пандусом с уклоном 31%, что не соответствует п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001.» (далее - СП 59.13330.2016);

2. поручни пандуса однорядные, располагаются на высоте 0,8м., что не соответствует п.6.2.11 СП 59.13330.2016;

3. входная дверь имеет порог 0,03 м., что не соответствует п.6.1.5 СП 59.13330.2016;

4. на пути движения из фойе к гардеробу, раздевалкам и санитарно- гигиеническим помещениям имеются лестничные марши, пандусом или подъёмными устройствами не оборудованы, что не соответствует п.6.2.8 СП 59.13330.2016;

5. отсутствуют специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, раздевальных и душевых, что не соответствует п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016;

6. на пути движения к спортивному залу (манежу) имеется лестничный марш, пандусом или подъёмным устройством не оборудован, что не соответствует п.6.2.8 СП 59.13330.2016;

7. на прозрачных полотнах дверей спортивного зала (манежа) отсутствует яркая контрастная маркировка, что не соответствует п. 6.1.6 СП 59.13330.2016;

8. на пути движения в тренажерный зал на первом этаже; в зал аэробики, гимнастический зал и игровой зал на втором этаже; в борцовский зал на третьем этаже имеются лестничные марши, пандусами или подъёмными устройствами не оборудованы, что не соответствует п.6.2.8 СП 59.13330.2016.

В рамках проверки бассейна «Саратов» МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:

1. крыльцо входа состоит из 8 ступеней, оборудовано пандусом. Поручни пандуса на двух маршах пандуса отсутствуют, что не соответствует п. 6.2.11 СП 59.13330.2016;

2. на пути движения из фойе к раздевалкам и душевым имеется перепад уровня пола, состоящий из 3 ступеней, при необходимости оборудуется инвентарным пандусом с углом уклона 31%, что не соответствует п. 6.2.9 СП 59.13330.2016;

3. входная дверь в медпункт имеет порог высотой 0,045м., что не соответствует п. 6.2.4 СП 59.13330.2016;

4. на пути движения из санитарно-гигиенических зон к ванне большого бассейна имеются лестничные марши, пандусом или подъёмными устройствами не оборудованы, что не соответствует п. 6.2.8 СП 59.13330.2016;

5. к малому бассейну, а также зрительским трибунам над большим бассейном ведут лестничные марши, не оборудованные пандусами или подъёмными устройствами, что не соответствует п. 6.2.8 СП 59.13330.2016;

6. здание не оборудовано средствами информирования (в том числе знаками и символами) в целях ориентации маломобильных граждан, что не соответствует п.6.5.1 СП 59.13330.2016.

В рамках проверки шахматного клуба МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения:

1. крыльцо имеет пять ступеней, оборудовано пандусом. Угол уклона пандуса составляет 22%, что не соответствует п. 6.1.2 СП 59.13330.2016;

2. поручни пандуса однорядные, располагаются на высоте 0,97м., что не соответствует п.6.2.11 СП 59.13330.2016;

3. дверной блок из тамбура в фойе имеет порог высотой 0,03м., что не соответствует п. 6.2.4 СП 59.13330.2016;

4. отсутствуют специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборной, что не соответствует п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016.

Условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту и к предоставляемым в нём услугам не создано, нарушено право инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.

Права и обязанности учредителя в отношении МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» осуществляет орган местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Саратов».

В целях фактического устранения выявленных нарушений <дата> прокуратурой города в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в котором в том числе указаны нарушения прав инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры со стороны МУП «Физкультурно-спортивный комплекс».

<дата> в ответ на представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации главой муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 в адрес прокуратуры города сообщено, что МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» приняты возможные меры к устранению выявленных нарушений и созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Вместе с тем, в рамках визуального осмотра, проведенного прокуратурой города в <дата>, установлено, что нарушения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» со стороны муниципального унитарного предприятия «Физкультурно-спортивный комплекс» не устранены.

В связи с тем, что круг лиц, чьи права непосредственно нарушаются МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» не определен, у прокурора имеется право обращения в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, истец просит суд обязать МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании Дворца спорта по адресу: <адрес>, а именно:

а) несоответствие п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования крыльца из 6 ступеней пандусом с надлежащим процентом уклона;

б) несоответствие п. <дата> СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части расположения поручней пандуса;

в) несоответствие п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части несоответствия порога входной двери;

г) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа пути движения из фойе к гардеробу, раздевалкам и санитарно-гигиеническим помещениям;

д) несоответствие п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части отсутствия специально оборудованных для инвалидов доступных кабины в уборных, раздевалках и душевых;

е) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа лестничного марша на пути движения к спортивному залу (манежу);

ж) несоответствие п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части отсутствия яркой контрастной маркировки на прозрачных полотнах дверей спортивного зала (манежа);

з) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа лестничных маршей на пути движения в тренажерный зал на первом этаже; в зал аэробики, гимнастический зал и игровой зал на втором этаже; в борцовский зал на третьем этаже.

Обязать МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании бассейна «Саратов» по адресу: <адрес> а именно:

а) несоответствие п. 6.2.11 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования поручнями пандуса на крыльце входа;

б) несоответствие п. 6.2.9 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования крыльца из 3 ступеней пандусом с надлежащим процентом уклона на пути движения из фойе к раздевалкам и душевым;

в) несоответствие п. 6.2.4 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части несоответствия порога входной двери в медпункт;

г) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа пути движения из санитарно- гигиенических зон к ванне большого бассейна;

д) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа пути движения к малому бассейну, а также зрительским трибунам над большим бассейном;

е) несоответствие п.6.5.1 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования средствами информирования (в том числе знаками и символами) в целях ориентации маломобильных граждан.

Обязать МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании шахматного клуба по адресу: <адрес> а именно:

а) несоответствие п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования крыльца из 5 ступеней пандусом с надлежащим процентом уклона;

б) несоответствие п. 6.1.11 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части расположения поручней пандуса;

в) несоответствие п. 6.2.4 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части несоответствия порога дверного блока из тамбура в фойе;

в) несоответствие п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части отсутствия специально оборудованных для инвалидов доступных кабин в уборной.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что до настоящего момента ответчик как в суд, так и в прокуратуру не представил каких-либо доказательств и сведений об устранении ранее выявленных нарушений, в том числе и в части.

Представитель ответчика, не оспаривая обоснованность и законность предъявленных исковых требований, в судебном заседании ссылалась на частичное устранение ранее выявленных нарушений в части устранения несоответствия порога входной двери в медпункт в здании бассейна «Саратов». Также ведутся работы и по устранению иных нарушений. Дополнительно просила, в случае удовлетворения заявленных требований, предоставить срок для устранения выявленных нарушений более чем 6 месяцев.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно представленных письменных возражений, отмечено, что согласно Уставу МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» является юридическим лицом, создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. В соответствии с Уставом Предприятие создано для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения прибыли. Предметом деятельности Предприятия является осуществление деятельности в целях решения социальных задач.

В целях устранения изложенных нарушений СП 59.133330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», МУП «ФСК» приняты следующие меры: приведен в соответствие порог входной двери Дворца Спорта; наклеена яркая контрастная маркировка на прозрачные полотна дверей спортивного зала; приведен в соответствие порог входной двери в медпункт плавательного бассейна; приведен в соответствие порог дверного блока из тамбура в фоей в шахманом клубе.

Также МУП «ФСК» рассматривается вопрос о приобретении и/или о заключении договора аренды средств доступа лестничных маршрутов на пути движения маломобильных групп населения к спортивным залам. Кроме того изыскивается финансовая возможность по проведению строительных работ на объектах МУП «ФСК» по установлению специального оборудования для инвалидов в уборных, раздевалках и душевых.

Третье лицо Комитет по управлению имуществом г. Саратова явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщило, письменных возражений в адрес суда не предоставило.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Саратова.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

Статья 12 ГК РФ устанавливает способ защиты гражданских прав в виде присуждения обязанности в натуре.

В ходе судебного разбирательства установлено, что МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» является юридическим лицом, создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. В соответствии с Уставом Предприятие создано для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения прибыли. Предметом деятельности Предприятия является осуществление деятельности в целях решения социальных задач.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются Уставом на имя ответчика (с учётом изменений в нём), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а также свидетельствами о регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учёт.

Ответчику на праве хозяйственного ведения принадлежат три нежилых здания, расположенные по адресам: <адрес> (здание Дворца спора и бассейна «Саратов») и <адрес> (здание шахматного клуба). Собственником указанных строений является муниципальное образование «Город Саратов». Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались и подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

<дата> и.о. прокурора г. Саратова принято решение на основании п. 6 Плана работы прокуратуры г. Саратова на 2 полугодие 2017 года и приказа прокурора Саратовской области № 111 от 14 августа 2017 года «Об организации деятельности прокуратуры города Саратова» о проведении в период с <дата> проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности МУП «Физкультурно-спортивный комплекс».

В ходе проведенной проверки с участием представителя прокуратуры
г. Саратова и Комитета социальной защиты населения г. Саратова были выявлены нарушения условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам, расположенным по адресам: <адрес> (здание Дворца спора и бассейна «Саратов») и <адрес> (здание шахматного клуба), принадлежащим МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» на праве хозяйственного ведения, а также к предоставляемым в них услугам.

Так, при проверке Дворца спорта МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований закона:

1. крыльцо состоит из 6 ступеней, оборудовано пандусом с уклоном 31%, что не соответствует п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001.» (далее - СП 59.13330.2016);

2. поручни пандуса однорядные, располагаются на высоте 0,8м., что не соответствует п.6.2.11 СП 59.13330.2016;

3. входная дверь имеет порог 0,03 м., что не соответствует п.6.1.5 СП 59.13330.2016;

4. на пути движения из фойе к гардеробу, раздевалкам и санитарно- гигиеническим помещениям имеются лестничные марши, пандусом или подъёмными устройствами не оборудованы, что не соответствует п.6.2.8 СП 59.13330.2016;

5. отсутствуют специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, раздевальных и душевых, что не соответствует п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016;

6. на пути движения к спортивному залу (манежу) имеется лестничный марш, пандусом или подъёмным устройством не оборудован, что не соответствует п.6.2.8 СП 59.13330.2016;

7. на прозрачных полотнах дверей спортивного зала (манежа) отсутствует яркая контрастная маркировка, что не соответствует п. 6.1.6 СП 59.13330.2016;

8. на пути движения в тренажерный зал на первом этаже; в зал аэробики, гимнастический зал и игровой зал на втором этаже; в борцовский зал на третьем этаже имеются лестничные марши, пандусами или подъёмными устройствами не оборудованы, что не соответствует п.6.2.8 СП 59.13330.2016.

В рамках проверки бассейна «Саратов» МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:

1. крыльцо входа состоит из 8 ступеней, оборудовано пандусом. Поручни пандуса на двух маршах пандуса отсутствуют, что не соответствует п. 6.2.11 СП 59.13330.2016;

2. на пути движения из фойе к раздевалкам и душевым имеется перепад уровня пола, состоящий из 3 ступеней, при необходимости оборудуется инвентарным пандусом с углом уклона 31%, что не соответствует п. 6.2.9 СП 59.13330.2016;

3. входная дверь в медпункт имеет порог высотой 0,045м., что не соответствует п. 6.2.4 СП 59.13330.2016;

4. на пути движения из санитарно-гигиенических зон к ванне большого бассейна имеются лестничные марши, пандусом или подъёмными устройствами не оборудованы, что не соответствует п. 6.2.8 СП 59.13330.2016;

5. к малому бассейну, а также зрительским трибунам над большим бассейном ведут лестничные марши, не оборудованные пандусами или подъёмными устройствами, что не соответствует п. 6.2.8 СП 59.13330.2016;

6. здание не оборудовано средствами информирования (в том числе знаками и символами) в целях ориентации маломобильных граждан, что не соответствует п.6.5.1 СП 59.13330.2016.

В рамках проверки шахматного клуба МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения:

1. крыльцо имеет пять ступеней, оборудовано пандусом. Угол уклона пандуса составляет 22%, что не соответствует п. 6.1.2 СП 59.13330.2016;

2. поручни пандуса однорядные, располагаются на высоте 0,97м., что не соответствует п.6.2.11 СП 59.13330.2016;

3. дверной блок из тамбура в фойе имеет порог высотой 0,03м., что не соответствует п. 6.2.4 СП 59.13330.2016;

4. отсутствуют специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборной, что не соответствует п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016.

Указанные выше нарушения были отражены в отчётах, составленных комиссией, а также зафиксированы в акте проверке старшего помощника прокурора от <дата> и фотоматериале.

Со стороны надзорного органа установлено, что условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам и к предоставляемым в них услугам не создано, нарушено право инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.

В связи с тем, что права и обязанности учредителя в отношении МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» осуществляет орган местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Саратов», а также в целях фактического устранения выявленных нарушений <дата> прокуратурой города в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в котором в том числе указаны нарушения прав инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры со стороны МУП «Физкультурно-спортивный комплекс».

<дата> в ответ на представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации главой муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 в адрес прокуратуры города сообщено, что МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» приняты возможные меры к устранению выявленных нарушений и созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.

При проведении повторной проверки на указанных объектах ответчика, в рамках визуального осмотра, проведенной прокуратурой в сентябре 2018 года, установлено, что нарушения ст. 15 Федерального закона от <дата> № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» со стороны муниципального унитарного предприятия «Физкультурно-спортивный комплекс» не устранены. В связи с тем, что круг лиц, чьи права непосредственно нарушаются МУП «Физкультурно-спортивный комплекс» не определен, у прокурора имеется право обращения в защиту интересов неопределенного круга лиц. Данные обстоятельства повлекли обращение истца в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 3.1. данного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Статья 15 Федерального закона определяет условия реализации прав и гарантий инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Согласно ч. 1 ст. 9 данной Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым и предоставленным населению.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из социально-экономических задач.

Гарантии инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам регулируются СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001.».

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Вместе с тем, со стороны ответчика ранее выявленные нарушения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» со стороны муниципального унитарного предприятия «Физкультурно-спортивный комплекс» не устранены, что свидетельствует об обоснованности заявленного иска.

Ссылка представителя ответчика на то, что в настоящий момент ряд нарушений устранены, о чём указано в информации, предоставленной Управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов», от <дата>, не подтверждается какими-либо доказательствами (актами осмотра, фотографиями и т.п.).

При решении вопроса о сроке устранения выявленных нарушений, суд полагает необходимым определить его в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора города Саратова удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Физкультурно-спортивный комплекс» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании Дворца спорта по адресу: <адрес> а именно:

а) несоответствие п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования крыльца из 6 ступеней пандусом с надлежащим процентом уклона;

б) несоответствие п. 6.1.11 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части расположения поручней пандуса;

в) несоответствие п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части несоответствия порога входной двери;

г) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа пути движения из фойе к гардеробу, раздевалкам и санитарно-гигиеническим помещениям;

д) несоответствие п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части отсутствия специально оборудованных для инвалидов доступных кабины в уборных, раздевалках и душевых;

е) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа лестничного марша на пути движения к спортивному залу (манежу);

ж) несоответствие п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части отсутствия яркой контрастной маркировки на прозрачных полотнах дверей спортивного зала (манежа);

з) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа лестничных маршей на пути движения в тренажерный зал на первом этаже; в зал аэробики, гимнастический зал и игровой зал на втором этаже; в борцовский зал на третьем этаже.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Физкультурно-спортивный комплекс» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании бассейна «Саратов» по адресу: <адрес> а именно:

а) несоответствие п. 6.2.11 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования поручнями пандуса на крыльце входа;

б) несоответствие п. 6.2.9 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования крыльца из 3 ступеней пандусом с надлежащим процентом уклона на пути движения из фойе к раздевалкам и душевым;

в) несоответствие п. 6.2.4 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части несоответствия порога входной двери в медпункт;

г) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа пути движения из санитарно- гигиенических зон к ванне большого бассейна;

д) несоответствие п. 6.2.8 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования пандусом или иными средствами доступа пути движения к малому бассейну, а также зрительским трибунам над большим бассейном;

е) несоответствие п.6.5.1 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования средствами информирования (в том числе знаками и символами) в целях ориентации маломобильных граждан.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Физкультурно-спортивный комплекс» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании шахматного клуба по адресу: <адрес>, а именно:

а) несоответствие п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части не оборудования крыльца из 5 ступеней пандусом с надлежащим процентом уклона;

б) несоответствие п. 6.1.11 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части расположения поручней пандуса;

в) несоответствие п. 6.2.4 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части несоответствия порога дверного блока из тамбура в фойе;

г) несоответствие п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в части отсутствия специально оборудованных для инвалидов доступных кабин в уборной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Ершов

Мотивированный текст решения изготовлен 06 декабря 2018 года.