Дело № 2-2775/2020
61RS0001-01-2020-003507-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» сентября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Сидоренковой И.Н.
при секретаре Колесовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш.Ю.А. к ПАО "Аэрофлот" о возврате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Ш.Ю.А. обратился в суд с иском к ПАО "Аэрофлот" о возврате денежных средств.
В обоснование заявленных требований указал, что 27.02.2020г. забронировал на сайте ПАО «Аэрофлот» четыре авиабилета (№, № маршрут ROV-SVO, SVO-FRA, FRA-SVO, SVO_ROV) на имя следующих пассажиров: Ш.Ю.А., Ш.О., Ш.М., Ш.Д. на рейсы по маршруту .... В день бронирования он полностью оплатил свой заказ в размере 114783 руб., что подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов, выпиской из онлайн-банка и чеком № от 27.02.2020г.
27.02.2020г. по просьбе истца был произведен обмен электронных билетов, в связи с заменой времени вылета первого авиарейса из г.Ростова-на-Дону 01.06.2020г., что отражено в электронных билетах, в связи с чем истцу пришлось произвести доплату в размере 10440 руб., что подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов. Номер брони остался без изменения.
23.04.2020г. истцу стало известно о том, что планируемые им рейсы отменены, в связи с решением штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории РФ и поручением Правительства РФ, в связи с чем он проинформировал оператора об отказе от перевозки с требованием о возврате уплаченных денежных средств. Уведомление об отмене бронирования так и не было получено истцом.
10.06.2020г. истцом в адрес ответчика направлено заявление о возврате денежных средств, в связи с отменой рейса, однако, денежные средства не были им получены.
На основании изложенного просил взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства за не оказанную услугу по авиаперевозке в размере 114783 руб., денежные средства, оплаченные за услугу по замене авиабилетов в размере 10440 руб., неустойку, штраф, судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства по оплате авиабилетов в размере 114783 руб., денежные средства, оплаченные за услугу по замене авиабилетов в размере 10440 руб., неустойку в размере 125223 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., судебные расходы в размере 1078,66 руб., штраф.
Истец в судебное заседание явился, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика– О.О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явился, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.107.2 Воздушного Кодекса РФ Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 №991 (ред. от 31.08.2020) "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. (п.3, 4 Положения).
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 №991 (ред. от 31.08.2020) "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
В судебном заседании установлено, что 27.02.2020г. истец забронировал на сайте ПАО «Аэрофлот» четыре авиабилета (№ маршрут ROV-SVO, SVO-FRA, FRA-SVO, SVO_ROV) на имя следующих пассажиров: Ш.Ю.А., Ш.О., Ш.М.Ш.Д. на рейсы по маршруту г.Ростов-на-Дону-г.Москва-г.Франкфурт-на-Майне-г.Москва-г.Ростов-на-Дону. В день бронирования он полностью оплатил свой заказ в размере 114783 руб., что подтверждается чеком № от 27.02.2020г.(л.д.39-41).
27.02.2020г. по просьбе истца был произведен обмен электронных билетов в связи с заменой времени вылета первого авиарейса из г.Ростова-на-Дону 01.06.2020г., что отражено в электронных билетах, в связи с чем истцу пришлось произвести доплату в размере 10440 руб., что подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов (л.д.42-69), справкой по операции (л.д.70). Номер брони остался без изменения.
23.04.2020г. истцу стало известно о том, что планируемые им рейсы отменены в связи с решением штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории РФ и поручением Правительства РФ, в связи с чем он проинформировал оператора об отказе от перевозки, а также о своем намерении вернуть уплаченные денежные средства. Уведомление об отмене бронирования так и не было получено истцом.
Между тем в соответствии с Поручением Правительства РФ от 26.03.2020 "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
Учитывая положения указанных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возврате уплаченных за авиаперевозку денежных средств, поскольку срок возврата перевозчиком денежных средств не истек, так как у пассажиров право требования стоимости оплаченных авиабилетов возникнет по истечении трех лет после 01.05.2020г., то есть с 01.05.2023г.
Принимая во внимание, что срок возврата денежных средств пассажирам не истек, следовательно, оснований для взыскания в пользу истца неустойки в размере 125223руб. не имеется.
Ссылка истца на положения п.1 ст.31 Закона о защите прав потребителей не может быть принята во внимание, поскольку положения данного закона применимы только при отсутствии специальной нормы, регулирующей спорные правоотношения. В данном случае спорные правоотношения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991, в связи с чем положения закона о Защите прав потребителя применению не подлежат.
Доводы истца о том, что положения Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 №991 к спорным отношениям неприменимы, поскольку оно было принято уже после возникновения спорных правоотношений, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Так, в соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из п.1 Постановления Правительства №991 его действие применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
Поскольку авиабилеты были оформлены на пассажиров 27.02.2020 года на воздушную перевозку, которая должна была состояться после 18 марта 2020 года, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Постановления Правительства РФ №991 от 06.07.2020 года.
В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что договор авиаперевозки был не исполнен по независящим от воли сторон обстоятельствам, нарушения прав истца на возврат денежных средств авиаперевозчиком не допущено, оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца не имеется.
Поскольку требование о взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя является производным из вышерассмотренных требований, в удовлетворении которых судом отказано, данное требование удовлетворению также не подлежит.
Так как в удовлетворении исковых требований судом истцу отказано, понесенные им судебные расходы в силу ст.98 ГПК РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ш.Ю.А. к ПАО "Аэрофлот" о возврате денежных средств - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 09.10.2020г.